«Есть искушение думать, что нам море по колено, но санкции могут усилиться»: главное из интервью Эльвиры Набиуллиной

Глава Банка России в разговоре с РБК рассказала, когда ждать снижения ключевой ставки, с какими проблемами от санкций ещё надо работать и что будет влиять на курс рубля в 2024 году.

Эльвира Набиуллина, фото РБК
Эльвира Набиуллина, фото РБК

Последствия санкций

  • Крупные банки во многом были готовы к ограничениям, потому что «мы живём в условиях санкций с 2014-го». Угроза отключения от SWIFT также была с 2014 года, поэтому ЦБ выстраивал российскую национальную платёжную инфраструктуру.
  • Международные платежи — по-прежнему не до конца решённый вопрос. «Выстраиваются цепочки, они постоянно меняются, но трансграничные платежи остаются проблемой для многих предприятий. Хотя, по нашим опросам, острота этой проблемы чуть-чуть снизилась», — сообщила Набиуллина.
  • «Есть искушение думать, что мы так хорошо прошли 2022 год и теперь нам, что называется, море по колено», но надо быть готовым к усилению санкций, поддерживать темпы развития инноваций и технологий в условиях «дефицита, например, айтишников, программистов».

Цены, инфляция и ставка

  • Темп роста цен в России «сильно выше» цели ЦБ по инфляции. Оглядываясь назад, регулятор считает, что денежно-кредитная политика была мягкой, и надо было повышать ставку раньше. Например, весной 2023-го.
  • На вопрос о росте цен на яйца Набиуллина ответила, что «есть искушение связать высокую инфляцию с каким-то видом товаров». Но, «есть общие причины — высокий рост спроса опережает возможности предложения».
  • Спрос высокий, и повышение ключевой ставки может его уменьшить, но решения регулятора «отражаются на экономике с лагом» в три-шесть кварталов. «Это длинная цепочка: повышение ключевой ставки, после этого повышаются рыночные ставки по депозитам, кредитам. Это влияет на объёмы депозитов, кредитов, на изменение поведения людей — будут они тратить, сберегать и так далее», — объяснила глава ЦБ.

Продажа валютной выручки и курс рубля

  • Если цена нефти будет $88-90 за баррель Brent, то ЦБ может вернуться к покупке валюты в рамках бюджетного правила. Пока в январе 2024-го Банк России будет продавать валюту.
  • В ноябре чистые продажи валюты экспортёрами могут приблизиться к 100% выручки. На это повлияли разные факторы: кроме президентского указа, это конвертация валюты для выплаты дивидендов по итогам года. Также некоторые экспортёрами из-за высокой ставки по рублёвым кредитам начали брать валютные займы, а потом продавать валюту, чтобы оплачивать рублёвые расходы.
  • Набиуллина не считает продажу валютной выручки определяющим фактором для курса рубля. Поэтому, когда в марте в 2024-го указ об этом перестанет действовать, резкого изменения курса не будет, считает глава ЦБ. По её мнению, на курс рубля влияют состояние платёжного баланса, российский экспорт, рублёвый спрос на импорт.
  • ЦБ рассматривает разные сценарии, в том числе попадание Мосбиржи под санкции. Внебиржевой валютной рынок обеспечивает 53% валютных торгов. Поэтому «при санкционных рисках» курс будет устанавливаться на основе данных о внебиржевых торгах и банковской отчётности. При этом ЦБ не видит рисков, что после этого курс может «улететь в космос».

Банки, кредиты и ипотека

  • За 11 месяцев 2023 года банки заработали 3,2 трлн рублей, из них где-то 500 млрд рублей — это валютная переоценка. В 2022-м банки получили переоценку от курсов — «минус 1 трлн рублей».
  • Бизнес банков вырос благодаря «приспособлению российской экономики к санкциям». Корпоративное кредитование, по данным на начало декабря 2023-го, выросло на 21% год к году, ипотека — на 35%. Потребительское кредитование — на 16%, комиссионные доходы банков — на 38%.
  • В 2024 году ЦБ прогнозирует снижение прибыли банков на 40% — до примерно 2 трлн рублей — из-за высоких ставок и, соответственно, сокращения их маржи.
100100
553 комментария