Какие проекты с российскими корнями привлекли $40+ млн в 2023 году?

Спойлер: немногие, зато все очень разные.

Какие проекты с российскими корнями привлекли $40+ млн в 2023 году?

После тяжелого 2022 года многие предприниматели надеялись, что новый год станет немного лучше и проще. Но, как показали прошедшие 12 месяцев, 2023 год был не менее тяжелым периодом.

Конечно, если вы не один из фаундеров стартапа с приставкой «ИИ» — тогда и в этом году у вас все должно быть под контролем.

Большая часть стартапов боролась с банковским кризисом, массовыми увольнениями и сокращениями. Эти события дополнялись сдержанностью инвесторов, которые отказывались поддерживать крупные раунды. И это мы не упоминаем скандалы, вроде краха биржи FTX и увольнения Сэма Альтмана.

Тем не менее, даже в кризисные периоды некоторым удается привлекать деньги. Сегодня смотрим на пять международных проектов, основанных предпринимателями из России, и разбираемся, какие продукты продолжают закрывать большие раунды в 2023 году — от $40 млн и выше.

Xpanceo | Валентин Волков и Роман Аксельрод

$40 млн — на разработку «умных» линз вместо смартфонов и ноутбуков
$40 млн — на разработку «умных» линз вместо смартфонов и ноутбуков

Первый проект в нашем списке — это дубайский Xpanceo. Стартап, основанный Валентином Волковым и Романом Аксельродом, обещает переосмыслить рынок мобильных гаджетов. Он разрабатывает AR-линзы, которые выполняют функции компьютеров, смартфонов и умных часов.

Xpanceo — это DeepTech-стартап, сочетающий знания ученого-материалиста и опытного предпринимателя. Компания была основана два года назад, в 2021 году, но вышла из скрытого режима этой осенью. Используя запатентованные материалы в области оптоэлектроники, Xpanceo разрабатывает физический продукт, а также ПО для AR-линз.

Как будет работать новое решение, пока неизвестно. Но описания продукта, патентов и команды из 50 ученых оказалось достаточно, что привлечь более $40 млн инвестиций от Opportunity Ventures. Если Xpanceo будет двигаться по заявленному графику, AR-линзы появятся на рынке уже к 2025 – 2026 году.

Compass Pathways | Екатерина Малиевская

$80 млн — на псилоцибиновую терапию нового поколения
$80 млн — на псилоцибиновую терапию нового поколения

Построить в Европе легальный бизнес по выращиванию грибов — это не просто, но некоторым удается даже поднимать на этом венчурный капитал. Compass Pathways от Екатерины Малиевской и Джорджа Голдсмита — пример такого стартапа. В этом году он получил $80 млн в рамках серии B.

Стартап Малиевской работает над системой поддержки ментального здоровья для случаев, когда психиатрическая помощь бессильна. Компания применяет псилоцибиновую терапию — экспериментальное лечение, которое сочетает фармакологическое действие грибов и врачебные консультации. Такой подход, говорят в Compass, упрощает борьбу со сложными случаями депрессии.

Основной продукт стартапа — синтезированная формула псилоцибина COMP360. Как и галлюциногенные грибы, она сильно воздействует на психику и состояние человека. Ссылаясь на многочисленные исследования, Compass утверждает, что, в комплекте с психологической поддержкой, это состояние позволяет победить расстройства ментального характера.

С момента основания в 2016 году стартап привлек $270 млн, а также вышел на биржу Nasdaq. Среди фондов, поддержавших проект, числятся Soleus Capital, Surveyor Capital, RA Capital Management, Vivo Capital и Armistice Capital.

Mighty Buildings — $52 млн | Вячеслав Солоницын

$52 млн — на 3D-принтеры, печатающие жилые дома 
$52 млн — на 3D-принтеры, печатающие жилые дома 

Современные 3D-принтеры работают в два раза быстрее строителей, сокращают рабочее время на 95% и производят в 10 раз меньше отходов. По крайней мере так утверждают основатели Mighty Buildings — Вячеслав Солоницын, Дмитрий Стародубцев, Алексей Дубов и Сэм Рубен. В этом году они подняли $52 млн.

Калифорнийский проект был основан в 2017 году с одной идеей: создать платформу для автоматизации и удешевления загородного девелопмента. Стартап печатает дома площадью 105 кв. метров менее чем за сутки. С недавнего времени Mighty предлагает двух- и трехэтажные дома, а в будущем стартап займется строительством таунхаусов.

Стартап работает в США, но также ведет несколько проектов в странах Карибского бассейна и на Ближнем Востоке. Mighty уже вышел на безубыточность. Выручка стартапа за прошлый год составила $5 млн, а общая сумма привлеченного капитала превышает $153 млн.

InDrive — $150 млн | Арсен Томский (США)

$150 млн — на децентрализованный сервис такси и каршеринга
$150 млн — на децентрализованный сервис такси и каршеринга

Изначально сибирский, а теперь калифорнийский сервис InDrive Арсена Томского в этом году стал еще популярнее. InDrive стартовал в 2013 году, как открытое сообщество для таксистов во ВКонтакте. Спустя 11 лет стартап работает в 47 странах и 700 городах, а его приложение было загружено более 200 млн раз. В начале 2023 года InDrive получил $150 млн от калифорнийского венчура General Catalyst.

InDrive работает в качестве онлайн-сервиса для заказа автомобилей, а также поставщика B2B-услуг для транспортных предприятий. Кроме того, начиная с этого года, занимается инвестициями. В прошлом месяце Томский запустил венчурный фонд на $100 млн. Новая фирма New Ventures будет инвестировать в стартапы, дорабатывать продукты и выводить их на рынок через глобальную сеть партнеров.

Недавние инвестиции от General Catalyst были привлечены в рамках «необычного долгового инструмента», который привязывает погашение задолженности к результатам компании. С новым капиталом InDrive планирует вкладываться в разработку новых продуктов и маркетинг.

Arrival | Денис Свердлов и Иван Торгов

$300 млн — на выпуск электромобилей 
$300 млн — на выпуск электромобилей 

Arrival — это британский производитель электромобилей, основанный Денисом Свердловым. Стартап разрабатывает электрические машины с нуля, включая ПО, компоненты и модульные платформы. В этом году проект привлек $300 млн в виде от инвесткомпании Westwood Capital.

Несмотря на внушительный объем капитала — Arrival поднял больше, чем любой другой проект с основателями из России в 2023 году — стартап находится в печальной ситуации. С момента основания в 2015 году Arrival так и не запустил серийное производство электрокаров и, судя по всему, уже не организует сборку в виде самостоятельного бренда.

О том, что Arrival привлек $300 млн стало известно в апреле этого года. Тогда же в руководстве компании признали, что не смогут вывести на рынок первые электромобили, пока не Arrival не пройдет через еще один раунд — на $500 млн.

Тестовая сборка первых моделей должна была начаться этой осенью. Но вместо тестирования автомобилей стартап начал бороться с новыми финансовыми проблемами. В сентябре Arrival получил кредит на $20 млн, после чего в СМИ появилась информация о возможном банкротстве.

На днях Arrival признал, что неспособен выплачивать проценты по своим облигациям. Это означает, что бизнес должен быть продан. Сейчас проект использует свой последний шанс — инвесторы предоставили Arrival отсрочку до весны 2024 года. После этого компания должна будет перейти к новому владельцу.

Задать вопросы участникам бизнес-сообщества PsyWho можно тут.

А стать частью нашего коммьюнити можно по этой ссылке.

11
Начать дискуссию