Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Гайд по обустройству экологичного пространства.

Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Материал подготовлен при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

«Зелёный офис» — это стремление организовать рабочее пространство так, чтобы оно само, сотрудники и то, чем они занимаются, не вредили окружающей среде и другим людям.

Даже несмотря на распространение удалённой работы (особенно в период пандемии) офисы всё же остаются постоянным местом притяжения, поэтому важно снижать риски, которые они могут нести.

В Москве при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды ежегодно проходит международная конференция «Зелёный офис. Зелёный город».

Мероприятие собирает лучший экспертный состав, ведущие компании в области экологической ответственности бизнеса и знакомит посетителей с практическими и инновационными технологическими «зелёными» решениями, которые уже сегодня можно применить. В связи с пандемией конференция, запланированная на 2020 год, переносится на 2021 год. Подать заявку на участие можно будет через официальный сайт.

«Зелёные офисы» помогают сделать пространство более экологичным, чтобы:

  • сберечь ресурсы;
  • бережнее относиться к природе;
  • снизить издержки;
  • снизить выбросы CO2;
  • повлиять на глобальное потепление.

Список вещей, которые можно сделать в своём офисе, чтобы превратить его в более экологичный, внушителен:

  • можно озаботиться планировкой помещения, чтобы использовать естественный свет и дать сотрудникам больше пространства;
  • подобрать экологичную мебель и отделочные материалы;
  • добавить растений;
  • создать зону для раздельного сбора мусора;
  • научиться экономить на освещении и использовать энергосберегающие лампы;
  • отказаться от пластика;
  • не выбрасывать, а грамотно утилизировать технику;
  • стараться не тратить бумагу на печать и так далее.

Но многие совершенно справедливо начинают с малого. Например, digital-агентство Nimax. Его сооснователь Никита Михеенков рассказал, какие усилия они с коллегами уже приложили, чтобы приблизить собственное пространство к званию «зелёного офиса».

Никита Михеенков
CEO digital-агентства Nimax

С чего мы начали

  • Лучше всего офис сразу перевести на аккумуляторы, купить большие зарядные устройства, батарейки в IKEA — это очень сильно помогает сократить объёмы замен.
  • При последнем переезде офиса мы целенаправленно всё освещение переводили на светодиодное. Не бог весть какая задача, но мы довольно сильно сократили потребление, осталось мало сторонних источников утечки энергии.
  • Мы используем две механики для сдачи старой техники. Когда в офисе что-то сломалось, но не до конца — например, есть кресло, которое можно выкинуть, а можно ещё как-то починить и отдать или старый компьютер, ноутбуки, — мы просто бесплатно раздаём на «Авито». Это самый классный способ утилизации, потому что вещи обретают вторую жизнь. Они вообще не утилизируются, они продолжают служить людям дальше.

Конечно, если крупная техника выходит из строя, организация в принципе не может её просто выкинуть — её должны утилизировать. И мы действительно используем эти пути официальной утилизации.

Многие маленькие компании, если у них сломался компьютер или микроволновка, не списывают технику с баланса и не отдают на официальную утилизацию, а тупо относят на ближайшую помойку — это неправильно, так делать нельзя.

Цветы

Мне раньше казалось, что цветы в офисе — признак «старения» компании. Есть такие организации, где сотрудники старшего возраста большую часть времени занимаются поливом растений в коридорах. Этого образа хотелось избежать. Я спросил у наших ребят, что бы они хотели посадить. Они говорят — алоэ. Я понял, что это конец, потому что алоэ — это как раз то самое растение, которое бабушки сажают, чтобы резать на части, капать в нос и мазать царапины.

Мы всё равно завели растения: кофейное дерево, спатифиллум, замиокулькасы, пилеи, авокадо — самую хипстерскую плодовую культуру ребята умудрились прорастить из косточек. Оказалось, что это прикольно, потому что растения увлажняют воздух и очень помогают с акустикой. Они отлавливают излишние шумы и звуки, мешают их распространению — хорошо для опенспейса.

А ещё у нас чёткая клинер, которая не только поддерживает порядок, но и заботится о растениях.

Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Недавно решили озеленить не только офис, но и подходы: лестницы, этажи. Купили аккуратные стильные горшки, посадили растения, но вскоре растения умерли. Оказалось, что все хотели о них заботиться — их поливали все наши соседи из всех офисов одновременно, поэтому у растений сгнили корни. Продумали вместе с клинером новую систему полива.

На всё это потратили немного — 15 тысяч рублей на горшки, 10 тысяч рублей на растения. Было особенно весело их сажать — похоже на микрокорпоратив.

Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Животные

В офис можно приводить животных. У нас ребята часто приводят своих зверей — собак, кошек и так далее. У нас хорошо вентилируемый офис, поэтому никаких проблем с этим нет. Собачки бегают по офису, всем нравится.

Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Транспорт

Велосипеды можно парковать прямо внутри офиса. Это часть интерьера. Всё завалено велосипедами. Кроме них — самокаты, скейтборды. Ребята иногда ездят на них по офису. Это считается нормальным.

Тем более что из-за всей истории с пандемией мы просим тех, кто ездит на общественном транспорте, изолироваться дома. В офис у нас ходят только те, кто может добраться пешком или на своём транспорте — машине, самокате, велосипеде.

Раздельный сбор мусора

Офис генерирует колоссальное количество мусора — например, бесконечное количество бумаги и документов. Мы всегда утилизировали это как макулатуру.

У нас всегда был организован сбор батареек и лампочек, которые мы накапливали огромными коробками и утилизировали централизованно.

Потом естественным образом встал вопрос, как организовать весь другой мусор, который генерирует наша команда — частые обеды, заказ еды.

Оказалось, что в офисе собралось много людей с интересом к раздельному сбору. Почти все дома разделяют мусор, для многих это важно, в том числе для меня. Это кажется адекватным: у нас более 70 человек, если бы мы продолжали выкидывать мусор бессистемно, то не очень хорошо бы себя чувствовали, потому что это неправильно.

Была отправная точка, после которой мы приняли чёткое решение и всё началось. Это был корпоратив в офисе, когда мы только переехали. Решили никуда не выезжать, а провести на месте. И после праздника, когда стали выкидывать мусор, обратили внимание на его количество — всем, кто им занимался, стало попросту дурно, всё это выглядело, как небольшая помойка. Решили, что это в последний раз. С тех пор стали организовывать раздельный сбор и вывоз.

Что мы сделали для начала

  • Разобрались, как всё устроено (ниже указаны источники информации, которых хватит для старта).
  • Утвердили раздельный сбор мусора.
  • Продумали, как мы будем его утилизировать.
  • Проанализировали, какие виды отходов у нас есть.
  • Купили пропорциональное количество больших икеевских контейнеров.
  • Собрали из них ферму для сбора и сортировки отходов. Поставили в офисе.
  • Нарисовали красивые наклейки с инструкциями.
Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Мы встретились с первым препятствием. Оказалось, что все интересуются раздельным сбором, но не у всех есть опыт. Многие совершенно не понимают, как это работает. Мы сделали очень классные информационные наклейки, где подробно описано, что, как и куда забрасывать, какие виды отходов есть. Это очень помогает.

Благодаря наклейкам человек понимает, куда выбросить свою упаковку от йогурта.

Провели обучение

Появилась необходимость рассказать всей команде о раздельном сборе. Мы делали небольшую серию мероприятий. Мне очень запомнилось, как наш графический дизайнер Маша Троицкая, очень сильно увлечённая этой темой, вызвалась организовать встречу. Мы сделали внутренний семинар, на котором рассказывали, как это у кого устроено, делились опытом. Это было очень полезно.

Как сделать офис «зелёным» — опыт российской компании

Многие ребята в первый раз познакомились с темой. Было очень важно, что мы перебороли скепсис, потому что многие задавали стандартные вопросы: «А не выкидывают ли это в итоге в одно место?», «Есть ли в этом смысл?», «Насколько это сложно?». Мне кажется, тогда мы смогли многих коллег рекрутировать в нашу экосекту.

Добавляем новые виды мусора

В целом, переработка устроена так, что всё время добавляются новые и новые виды вторсырья. Например, с некоторых пор стало возможно сдавать весь полиэтилен, а на практике получается, что в мусоре как раз больше всего всевозможных видов плёнки.

У меня дома это 60% всего мусора. Мы сейчас заводим дополнительные контейнеры под это. Начали брать в переработку фольгированные материалы. Мы тоже заводим под это контейнер.

Как организован вывоз мусора и с кем сотрудничать

Всё это нужно вывозить из офиса.

Мы используем:

  • «Экотакси». Стоят недорого, приезжает человек и всё забирает — много разных видов мусора.
  • «Переработкинскую». Их контейнеры стоят в «Мегах», они приезжают и подробно объясняют, что можно, а что нельзя вывозить.

На «Переработкинскую» и «РазДельный сбор» мы подписаны в соцсетях, там много ссылок и полезной информации.

Когда у нас набирается объём совсем экзотического и странного мусора, наши ребята сами отвозят это на огромную базу утилизации отходов на Софийской, где берут примерно всё.

О доверии

Мы очень тщательно выбирали места, куда отвозим мусор. Поэтому следим за этими компаниями через социальные сети, знаем физически этих людей, у нас есть максимальный уровень уверенности в том, что дальше будет происходить со вторичным сырьём.

Вопрос о доверии встречается очень часто, людей это всерьёз беспокоит. Недавно увидел такую фразу в одной статье: «Я устраиваю у себя на кухне филиал помойки, а не зря ли я это делаю?».

Тут такая штука, что если это происходит в менее контролируемых условиях — например, у вас во дворе, — то там действительно судьба этого мусора может быть разнообразна. Но всё равно есть большой общий экологический тренд.

Очень важно начать, даже если это начало будет не идеальным. Я это вижу так. Важно поддерживать эту историю, даже если в ней появляются какие-то ошибки. Через некоторое время масштаб будет таков, что это будет работать хорошо.

Изменилось ли что-то во время пандемии

Ещё отдельная проблема — усложнение всей ситуацией с экологией, начиная с пандемии. Мы перестали ходить в рестораны и кафешки вокруг офиса и обедать из многоразовой посуды. Все стали всё заказывать.

Это просто обвалило всю нашу ситуацию со сбором мусора. Мы поняли, что стали генерировать чудовищно много отходов. Пытались выбирать рестораны и заведения, в которых есть биоразлагаемые упаковки, или места, в которых можно вернуть тару, но пока не смогли с этим справиться. По этой причине мы сейчас расширяем сбор мусора, вводим дополнительные типы контейнеров.

Как раздельный сбор влияет на коллег

Когда в офисе организован раздельный сбор, это начинает на всех влиять. То есть люди начинают сортировать мусор и у себя дома — те, кто раньше этого не делал. Люди начинают даже привозить мусор в офис.

Мы не против, потому что одно дело — самому заказывать всякие такси и искать все виды переработки у себя во дворе или в соседних жилых комплексах, а другое дело — раз в месяц закинуть в офис несколько пакетов, которые сложно перерабатываются.

Сортировать мусор — не обязательное условие для сотрудников, но если ты после обеда видишь, как все вокруг сортируют свои отходы и отправляют их в нужные контейнеры, максимально неудобно было бы свалить всё в один ящик. Потому что это и выглядит странно, и окружающие могут сделать замечание (у нас много идейных).

Сколько всё это стоит

Мы потратили 5 тысяч рублей на баки. Они большие, но всё равно это копейки для организации. На печать — сколько-то ресурсов наших дизайнеров и 1 тысячу рублей на печать наклеек. Мы делаем вывоз один-два раза в месяц. Это недорого — «Переработкинская» берёт от 500 рублей за 400 литров.

Мы уже подружились с этими организациями. Они знают, что мы нормальные, нормально сортируем мусор, поэтому забирают у нас по минимальной стоимости.

Планы

В ближайших планах, во-первых, расширить количество видов сортируемого мусора. Во-вторых мне бы очень хотелось разобраться, как устроена переработка остатков после доставки еды. Для нас это большая проблема после пандемии. Даже частично работающий офис генерит много специфического мусора, с которым сложно иметь дело. Некоторые сервисы доставки утверждают, что забирают старую упаковку, но я пока не видел, чтобы это работало.

2323
12 комментариев

"Разрешили животных" - а опрос аллергиков проводился? Есть ли они в офисе? Или можно только с гипоаллергенными?)

4
Ответить

Вот тоже зашёл сходу спросить об этом. Вот например у меня аллергическая астма от контакта с котиками. Если офис будет «заражён» котами, то это прям беда... а ведь есть такие же люди как я, но с аллергией на собак.
Как решается эта проблема в данном случае? Просто проветривание тут нисколько не поможет.

2
Ответить

Спасибо вам за вопрос. Сейчас у нас нет сотрудников с аллергией на собак (котов в офис пока не приводили). Если это изменится, мы сразу изменим правила и проведем углубленную уборку помещений.
 

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

не "чёткая клинер", а "чёткая клинерка", жгите уж по полной.

2
Ответить

ох моя собака бы вам всё испортила и погрызла=) причем дома себя так неведет.. только в гостях!

Ответить

идея супер, но убираться придется в 2 раза больше.

Ответить