Как бизнес работает с экологической повесткой в России

Рассказываем о рынке и разбираемся на примере sustainable-бренда.

Как бизнес работает с экологической повесткой в России

Покупатели предпочитают ответственные и устойчивые бренды — это подтверждают исследования и российских, и зарубежных потребителей. В нашей стране запускаются экологические национальные проекты, а государство призывает к ответственности владельцев бизнеса, причиняющего вред окружающей среде. Компании не могут оставаться в стороне от этих изменений. Рассказываем, как бизнес взаимодействует с экоповесткой в России.

Улучшать технологии и производство

Крупные промышленные корпорации докладывают о сокращении объёма выбросов и отходов и тратят на это значительные суммы. В 2020 году «Северсталь» потратила на природоохранные проекты 5,6 млрд рублей, «Газпром» в 2019-м — 53,22 млрд, а «Русал» — более 1 млрд долларов за последние 10 лет.

Модернизация была проведена и на столичных промышленных предприятиях — «Газпромнефть-МНПЗ», «Мосэнего», «МОЭК». Например, обновление инфраструктуры на московском нефтеперерабатывающем заводе позволило за 6 лет сократить выбросы в атмосферу на 55,6%.

Десять лет назад Москва взяла курс на устойчивое экологическое развитие. За это время мы в полтора раза уменьшили загрязнение воздуха, улучшилось качество воды и почвы. Постепенно внедряется раздельный сбор отходов — в том числе это заслуга бизнеса и общественных организаций.

Антон Кульбачевский

Затраты на экологию не ограничиваются улучшением производственных процессов — бизнес поддерживает благотворительные проекты и акции, вкладывает деньги в обучение сотрудников и в устойчивое развитие. Например, в 2020 году X5 Group присоединилась к Глобальному договору ООН и выработала стратегию, состоящую из четырёх целей, одна из которых — содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов.

Поддерживать экологические проекты

Бизнес может делать взаимовыгодные коллаборации с фондами и движениями. Например, петербургский бренд одежды URBANTIGER выпустил вместе с WWF лимитированную коллекцию одежды в поддержку амурского тигра, Delivery Club запустил «Дикий ресторан», в котором пользователь мог купить еду для исчезающих животных, а Lamoda во время пандемии предложила фондам льготные условия для продажи мерча и поделилась экспертным опытом в онлайн-продажах.

Бизнес также может поддерживать экологические инициативы вместе с сотрудниками. Например, организуя в офисах фандрайзинг, подключая коллектив к интеллектуальному волонтёрству или оказывая бесплатные услуги благотворительным фондам — такая помощь называется pro bono. Есть решения ещё проще: подарки на корпоративный праздник можно заменить товарами из благотворительных магазинов, а хорошим корпоративом может стать совместная волонтёрская акция.

Корпоративная социальная ответственность делает компанию более привлекательной и для потенциального сотрудника. Набирает популярность концепция «зелёного» офиса — пространства, в котором минимизируется вред для экологии и человека. «ВЭБ.РФ» заявляет о зелёной закупочной политике и сокращении объёма потребляемых ресурсов — например, бумаги, воды, электроэнергии. Digital-агентство Nimax отказалось в офисе от батареек в пользу аккумуляторов, озеленило пространство и организовало раздельный сбор отходов.

Строить экологичный бизнес

Крупные компании и малый бизнес поддерживают экологические инициативы деньгами, временем и вниманием, но ответственное отношение к планете может стать и самостоятельным бизнесом. Вторую жизнь пластику дают, перерабатывая его для производства одежды и аксессуаров. Команда проекта SVALKA собирает старые вещи, сортирует их, отправляя часть на продажу, часть на благотворительность, а часть на переработку. «Чумодан» — ещё один проект, который помогает вещам найти новых хозяев.

Всё чаще запускаются проекты, для которых забота об окружающей среде — приоритетная задача. Sustainable-бренды решают эту задачу разными способами: выстраивают этичное производство, минимизируют отходы, декларируют ответственный подход в своих ценностях.

Одна из таких компаний — петербургский бренд одежды NNedre, который только в этом году сдал на переработку 800 кг текстильных отходов. Мы поговорили с его основательницей.

Нелли Недре
основатель и дизайнер бренда NNedre

Сделать бренд экологичным и устойчивым не было моей целью, это случилось само собой: мои родители — экологи, а я три года работала в бренде масс-маркета и ездила на фабрики в Китае. Десять лет назад это было страшно: фабрики, которые предлагают заказать 1000 единиц товара вместо 500 по той же цене, дети, которые на этих фабриках работают. Это сильно на меня повлияло.

Поэтому первый принцип моего бренда — правильное отношение к людям. Человек за швейной машинкой — не конвейер и не инструмент. Это профессионал, который должен идти на свою работу с любовью. Например, я не понимаю, почему в пандемию многие бренды сохраняли на удалёнке менеджеров и дизайнеров, но пачками увольняли швей. Так к нашей команде присоединились люди, которые работали на других производствах по двадцать лет.

Когда производство стало расти, мы начали замечать, что остатков тканей и других материалов становится всё больше. Мы познакомились с основательницей проекта Noplasticitsfantastic Олесей Бесперстовой. Она рассказала, как наладить раздельный сбор отходов в магазине и на производстве, и показала, как ещё использовать остатки, которые остаются в процессе производства. Благодаря её советам у нас появилась детская линейка, которую мы выкраивали из остатков тканей.

Делать переработку выгодной

В процессе работы мы знакомились с другими дизайнерами и художниками, которые предлагали сделать что-то вместе. Начали сотрудничать с мастерами, которые шьют одежду и игрушки, познакомились с брендом Heroes In Your Head, которые делают шапки, в том числе из остатков наших тканей. Осенью с мастером плетёных ковров планируем запускать коллекцию — тоже из части наших материалов.

Как бизнес работает с экологической повесткой в России

Мы хотим полностью перейти на безотходное производство и нашли в этом партнёра — компанию, которая перерабатывает ткань в ватин, материал для набивки мебели. Планируем на его основе запустить свою линейку офисной мебели — например, пуфы, подушки для чилл-зон.

У нас есть менеджер по sustainable-инициативам. Она ищет перерабатываемую упаковку, договаривается с партнёрами об утилизации остатков и работает со всеми входящими запросами. Например, одна галерея заказала для выставки скульптуры, набитые нашим ватином. Участие в такой выставке поможет привлечь внимание других брендов и дизайнеров к проблеме переработки производственных излишков.

Сложности устойчивого бизнеса

Быть экологичным дорого. Почти все sustainable-бренды в Европе и Америке — премиальные, но их покупатели знают, за что они заплатят. Думаю, в России когда-нибудь тоже появится сертификация брендов, материалов и товаров. Но пока регламента о том, как быть устойчивым и экологичным брендом, нет.

Каждый второй бренд называет себя экологичным и при этом может производить, к примеру, кожаные куртки. В итоге покупатели воспринимают «экологичность» превратно.

К тому же в нашей стране принятие высоких цен массовым покупателем требует времени. Цена наших товаров обусловлена не тем, что мы хотим побольше заработать, а высокой стоимостью производства. Одна только переработка остатков требует затрат и на логистику, и на хранение, и на взаимодействие с партнёрами. А ещё в ней очень много ручной работы: рассортировать, например, ткани для переработки — большая задача. К тому же ткани из переработанных материалов стоят на 20–30% дороже обычных, и это без учёта логистики.

Мы стараемся выстраивать ценообразование максимально прозрачно: например, рассказываем в блоге, из чего формируется цена на наши вещи, приглашаем на экскурсии по производству, рассказываем о своих сотрудниках. Своим примером показываем, что так можно и так нужно.

Экологичный бизнес может быть успешным, главное — правильно сформировать процессы. Одна из наших миссий — трансляция этих идей.

Построить устойчивый бренд

В первую очередь бизнесу нужно проанализировать свои процессы: где и чем ваш бизнес наносит вред планете. Подумайте, как это можно минимизировать или оптимизировать. Существуют профильные агентства, которые дают бизнесу такие консультации. Они помогут и с анализом, и с поиском оптимальных решений.

Первые шаги могут быть простыми: сортировка мусора на производстве и минимизация отходов — например, заменить одноразовые стаканчики стеклянными, сократить использование пластика. Мы сортируем отходы в магазине, на производстве и в офисе, а сотрудники могут приносить свои сортируемые отходы в дни, когда мы передаём их на переработку.

В конце 2020 года в Москве прошла акция «РСО: Сортируй с пользой!». В течение трёх недель по городу с остановками курсировали пять мобильных пунктов приёма разделенных отходов — бумаги, пластика, стекла, тетрапака и металла.

Участие в акции приняли 70 тысяч человек, всего удалось собрать 130 тонн отходов. Мероприятие прошло при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Департамент поддерживает и другие проекты, например программу «Школа утилизации: электроника». Она безвозмездно утилизирует электронные отходы частных лиц, органов власти и бюджетных учреждений и реализуется в 11 регионах страны.

3
2 комментария