Как за счет фудшеринга распределяются продукты
И параллельно сокращается углеродный след.
Ежегодно объём пищевых отходов в России превышает 17 млн тонн. На одного жителя страны в среднем приходится 88 кг выброшенной еды в год, по данным аналитического агентства «ТИАР-Центр» и Российской ассоциации электронных коммуникаций. Хлебобулочная и молочная продукция, картофель, макароны, мука — то, что чаще всего оказывается в мусорных контейнерах, подсчитали эксперты. Причины — от банального испортилось и истек срок годности до невкусно и надоело.
Как результат, именно на органику приходится значительная доля коммунальных отходов — в зависимости от субъекта страны эта цифра может достигать 35% от общего объема. Не так много тех, кто перерабатывают остатки еды в домашних условиях. Например, при помощи диспоузеров (измельчитель пищевых отходов). Нередко это дачники, которые складируют переработанное в компост.
Свой «вклад» вносят магазины — доля пищевых отходов от продаваемых в них продуктов составляет до 7%, подсчитали в международной некоммерческой Ассоциации компаний розничной торговли. По закону, ретейл обязан утилизировать испорченные товары и те, у которых истек срок годности на специальных полигонах. Однако некоторые категории продуктов можно отдавать тем, кому они действительно нужны.
Спасти часть еды, например, с истекающим сроком годности, позволяют сервисы по распределению еды. Такое направление называется фудшеринг - от английского foodsharing (food — еда, sharе — делиться).
Кто развивает фудшеринг
Согласно опросу НАФИ, 25% россиян обращают внимание на уцененные товары, а 67% жителей страны готовы покупать продукты с истекающим сроком годности.
В Москве фудшеринг активно начал развиваться с 2016 года. Одной из первых официальных организаций этим стала заниматься «Автономная некоммерческая организация (АНО) "Национальный центр спасения еды и заботы об экологии «Фудшеринг».
Это экологический сервис по спасению продуктов питания, которые розничная торговля и общепит не успевают реализовать. Суть в том, чтобы передать продукты до истечения их срока годности.
Продукты организация получает от кафе, пекарен магазинов у дома, розничных сетей, производителей продуктов питания. С ними заключаются договоры пожертвования. Схема такая: нераспроданные к концу дня продукты волонтеры проекта передают малообеспеченным и многодетным семьям, пенсионерам, нуждающиеся, то есть группе социально незащищенных граждан. Распределение продуктов фиксируется документально – в акте приема-передачи.
В 2021 году проект АНО «Фудшеринг» стал лауреатом премии в области охраны окружающей среды, которую ежегодно организует Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Он был отмечен в номинации «Лучшие достижения в области в области охраны охраны окружающей среды среди представителей общественных экологических объединений».
В 2023 году победителем экопремии в номинации «Лучшие журналистские материалы, теле- и передачи об экологии Москвы» стал медиапроект «Про фудшеринг». Его организатором является фонд продовольствия «Русь», который входит во Всемирную организацию банков еды (объединяет более 50 стран). Миссия проекта – сделать рациональное потребление нормой жизни, а фудшеринг его неотъемлемым элементом.