Финансовый директор на аутсорсинге или штатный: как не слить бюджет
Основной задачей финансиста является управление финансами
Для управления финансами финдиру потребуется и учет, в том числе, но учет не является его конечной целью, в отличие от бухгалтера. Целью является анализ финсостояния и разработка решений. У бухгалтера нет такой задачи.
Так как в нашей стране бухгалтерия давно уже стала "функционалом для налоговой", то, дабы отстроиться от бухгалтеров, люди, занимающиеся управленческим учетом, стали называть себя специалистами по управленческому учету. В штатном расписании человека, который ведет управленческий учет (вносит данные и собирает отчёты) частенько называют "финменеджер". Назвать его бухгалтером по управленческому учету тоже будет правильным.
Чем вообще занимаются финансовые директоры
Функционал "фиников" разный для разных компаний. Давайте я крупными мазками соберу то, что я знаю и слышала от коллег.
- Управляет будущим компании через финансовые прогнозы. Разрабатывает финансовую стратегии компании, настраивает финансовое планирование, составляет прогнозные бюджеты, проводит план-фактный анализ. управляет финансовыми рисками.
- Управляет прибыльностью (рентабельностью) компании и ее юнитов. Оптимизирует затраты, следит за операционной эффективностью.
- Управляет денежными потоками. Контролирует платежи и настраивает казначейство (согласование заявок на оплату, платежный календарь, отслеживание кассовых разрывов).
- Управляет бухгалтерией, выстраивает налоговую политику. Если это поручено финдиру, то главбух находится в подчинении у финдира, а финдир должен обладать достаточными бухгалтерскими и налоговыми компетенциями.
- Управляет учетными системами. Выстраивает архитектуру управленческого и бухгалтерского учета, выбирает программное обеспечение, обеспечивает интеграцию систем друг с другом.
- Взаимодействует с банками. Выбивает хорошие условия РКО, помогает получить кредит на выгодных условиях.
- Управляет инвестициями. Оценивает инвестпроекты, их окупаемость, разрабатывает рекомендации по капиталовложениям.
- Управляет привлеченным финансированием. Взаимодействует с потенциальными и настоящими инвесторами, акционерами и учредителями, с венчурными фондами и акселераторами. Составляет бизнес-планы.
- Участвует в управлении компанией совместно с другими директорами. занимается разработкой общей стратегии компании и ключевых решений, взаимодействует с другими руководителями, участвует в мастермайндах, планерках и советах директоров.
- Руководит финансовым отделом. Подбирает коллектив, обучает и развивает персонал.
Я наверняка что-то забыла, дополняйте в комментариях, соберем полный перечень вместе!
Разница между аутсорсинговым финансистом и штатным
Давайте кратенько пробежимся по критериям — чем аутсорсинг отличается от штатного специалиста.
Плюсы одного являются соответственно минусами другого
Плюсы и сильные стороны штатного специалиста:
- Постоянно на связи в рабочее время
- Доступен для решения оперативных вопросов "здесь и сейчас"
- Глубоко погружен в операционку, в бизнес, как следствие лучше владеет "картиной мира".
Плюсы аутсорсингового специалиста
- Дешевле, чем если нанять его в штат. Важно сказать, что финдир в принципе не очень дешевая единица, но за счет шеринга его с другими клиентами вы получаете нужный вам результат по приемлемой цене.
- Выше насмотренность. В аутсорсинге специалист за месяц видит столько разных бизнесов и ситуаций, сколько штатный сотрудник может и за 3 года не увидеть.
- Есть пул готовых решений за счет насмотренности.
- Больше знакомств, больше вариантов путей решения.
- Есть профессиональное комьюнити (другие финансисты той же компании), обмен знаниями и опытом.
Так кто же лучше? Несмотря на то, что пунктов у аутсорсингового специалиста больше, это не значит, что он лучше. Он просто для другого нужен.
Любой компании обязательно нужен в штат человек-"руки", который постоянно на связи и готов оперативно делать задачи по должностной инструкции
Но на первое время можно пожертвовать оперативностью ради компетенций и экономии.
Что можно передать финансисту на аутсорсинг
Да всё можно!
Даже участие в совещаниях можно делегировать стороннему финансисту. У нас есть успешный кейс на эту тему!
Кажется, что руководство отделом делегировать нельзя или непомерно сложно. Однако, многие имеют опыт делегирования отдельных частей руководства: рекрутеру доверить подбор, финансовому тренеру — обучение, себе оставить — мотивацию и корпоративную культуру.
Кроме того, любому предпринимателю очевидно, чтоу каждого специалиста есть свои сильные и слабые стороны. Кто-то лучше учет делает, кто-то умеет классно анализировать большие данные, а у кого-то выше развита коммуникабельность.
Аутсорс гибче, но рано или поздно преимущества штатного специалиста перевешивают. А потом штатному снова нанимают в помощь аутсорс, только уже другого уровня :)
Трудности делегирования
Когда компания малого бизнеса нанимает в штат первого финансиста, на него вешают всё, и даже то, что никогда не было нужно, но теперь конечно же стало просто необходимо. А сотрудник старается оправдать доверие, берется. В итоге — сотрудник перерабатывает, выгорает. Компания не получает эффекта ни на одном порученном направлении, разочаровывается. И получается как в анекдоте
Где-то примерно на этом этапе такие компании либо запускают серию увольнений и поиска новых финдиров, а вам жалуются, что "хороших финдиров теперь не найти". Либо приходят к нам разобраться в чем проблема.
Варианты организации финотдела
Хорошей моделью будет иметь финансового менеджера (специалиста по ведению учета) в штате, а финансиста уровня "директор" на аутсорсинге.
Так вы получите хорошую связку "руки + голова", увеличите отдачу от каждого специалиста, и не будете нагружать младшего трудными задачами, а старшего рутиной, которая ему не интересна. Это вариант для компаний крупного малого бизнеса, кто уже выстраивает системные финансы.
Если вы только начинаете, вполне приемлемо начать полностью с аутсорсинга. Делегируйте сначала составление финмодели и ведение простейшего управленческого учета. А дальше — оно само пойдет.
Крупные компании берут финдиректоров в штат, и это правильно для них. Но я поделюсь с вами секретом — такие компании частенько докупают внешнюю экспертность по тем или иным вопросам.
Штатные финансисты успешных компаний не стесняются чего-то не знать, и у них есть бюджет от работодателя на внешние консультации
Так, среди наших клиентов есть финансисты крупных компаний, кто работает с нами с согласия и одобрения работодателей. Они получают у нас второе мнение и внешний взгляд на проблему, когда внутри уже глаз "замылен".
Почему финдиректор на аутсорсе выгоднее финансового директора в штате компании
Давайте подытожим. Аутсорсинг финансового директора выгоднее привлекать потому что:
- Экономия на зарплате и социальных пакетах — финаутсорсинг работает за фиксированную плату.
- Оплата только за фактически выполненную работу — по часам или за проект.
- Нет расходов на найм и обучение сотрудника — это головная боль аутсорсинговой компании, которые активно обучают своих сотрудников.
- Доступ к опыту и знаниям высококвалифицированных специалистов — коллег.
- Меньше рисков внутренних финансовых нарушений — финаутсорсинг допущен к данным, но не допущен к реальным деньгам, поэтому злоупотребления невозможны.
- Новые свежие идеи в финансовую стратегию и тактику за счет высокой насмотренности и незамыленного взгляда.
- Быстрая адаптация к меняющимся условиям бизнеса — другие в аутсорсинге не приживаются.
Аутсорсинг идеально подходит для малого и среднего бизнеса.
Почему финдир в штате выгоднее аутсорсингового финансиста
Финансовый директор в штат выгоднее, если актуально:
- Постоянное присутствие для оперативного решения финансовых вопросов.
- Более глубокое понимание специфики и нужд компании.
- Более тесная интеграция в корпоративную культуру и процессы.
- Более высокий уровень лояльности к компании.
- Постоянное взаимодействие с другими отделами.
Идеально подходит для крупного бизнеса с выстроенной финансовой структурой и наличием достаточного количества денег на квалифицированного финансиста в штат.
Есть и компромисс. В штате достаточно будет финансового менеджера, если компании требуется:
- Выполнение регулярных рутинных действий (например, сбор платежей, составление платежек, внесение данных в программу и составление рутинных отчетов).
- Работа не на результат, а на процесс — выполнение мелких рутинных задач по финансам, которые возникают спонтанно.
- Обеспечение коммуникации компании с внешним аутсорсингом.
Финменеджер будет полезен для малого бизнеса и просто необходим среднему.
Так что же в итоге, как не слить бюджет? — Важно выбирать на вашем этапе развития то, что принесет пользу именно вашему бизнесу и будет "по карману" компании.
Если вы хотите глубже погрузиться в тему управленческого учета, обязательно прочтите мою статью "Как мы внедрили УНФ в IT&Digital агентстве".
Лайк и коммент - по традиции!
Подписывайтесь на мой блог на VC, оставляйте комментарии! Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем уютном телеграмчике Про безопасный бизнес.
«Хорошей моделью будет иметь финансового менеджера (специалиста по ведению учета) в штате, а финансиста уровня "директор" на аутсорсинге» — это идеальная схема
Костя, у вас ведь также, да? МПП в штате, РОП на аутсорсе аутсорсит определенные функции. Я ничего не напутала?
Как же будет круто, когда бизнес наконец осознаёт, что без управленческого учёта это не бизнес 😁
Думаю, процесс уже пошел!
«Любой компании обязательно нужен в штат человек-"руки", который постоянно на связи и готов оперативно делать задачи по должностной инструкции»
Многие компании из таких людей состоят чуть более, чем полностью )) за исключением генерального, обычно )))
Хуже, если и генеральный будет человек-"руки" :)
Мне всегда казалось что бизнес будет боятся отдавать такую чувствительную сферу на аутсорсинг