{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Метавселенная умерла и отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её породила» Статьи редакции

Так считает колумнист Insider Эд Зитрон. По его словам, рядом с ней скоро ляжет и Meta* — если только не сменит гендиректора.

Скриншот из Horizon World. Источник: The Hollywood Reporter

Термин «метавселенная» появился ещё в 1990-х — в романе фантаста Нила Стивенсона «Лавина», который представлял её единством виртуальной и физической реальностей.

Саму идею эксплуатировали и до него и после, но вторую жизнь она получила в 2021 году, когда Марк Цукерберг переименовал Facebook*, которая тогда стоила $1 трлн, в Meta*. Именно с тех пор интерес техномира к метавселенной перерос в одержимость: стоило случайному предпринимателю заикнуться о «метапланах», и деньги толстосумов с Уолл-стрит уже были у него в кармане.

Правда, не прошло и трёх лет, как «здоровье» метавселенной подкосил новый «вирус» техрынка — генеративный ИИ. Как только взгляды инвесторов устремились в его сторону, излюбленная Цукербергом концепция отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её и породила.

Никто не знал, что такое метавселенная, но все в неё вкладывались

Основатель Meta* видел метавселенную интернетом будущего, в котором пользователи могли бы, как и в реальном мире, «устанавливать зрительный контакт» и «чувствовать физическое присутствие собеседника».

Очарованные поэтическими речами СМИ выпускали статьи о перспективах концепции и цитировали слова предпринимателя — что его «метавёрсом» будет пользоваться 1 млрд человек и он же будет тратить там сотни долларов.

Сама метавселенная тем временем переживала кризис идентичности. Чтобы бизнес-идея сработала, нужно понимать, какие задачи она решает, кто целевая аудитория, что она будет делать и нужно ли ей это. А у Meta*, казалось, не было даже проработанной дорожной карты.

Да, Цукерберг показал платформу виртуальной реальности Horizon Worlds, но его низкокачественные и глючные мультяшные аватары не особо походили на «интернет будущего». Он также не смог объяснить, какую выгоду получат за свои «сотни долларов», и ради чего должны будут носить громоздкую и дорогую гарнитуру Oculus, без которой в Horizon Worlds нечего делать.

«Чёрная дыра потребления»: компании строят метавселенную с бесплатной одеждой и посудомойками в каждом виртуальном доме Статьи редакции

Провайдеры метавселенных будут контролировать всё: производство виртуальных объектов, поставки, продажи и доставку. А ещё развлекать пользователей и помогать обустраивать быт. Но технически это не совсем возможно, а само понятие — лишь красивое слово, считает The Atlantic.

BMW

Другие фирмы так до конца и не понимали, что такое метавселенная, но были уверены, что тоже должны ей заняться — чтобы «быть в тренде».

Глава Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания создаёт «корпоративную метавселенную», с которой «весь мир становится холстом для приложений». Со ставкой на метавселенную вышла на биржу игровая платформа Roblox с оценкой в $41 млрд. Шумиху быстро подхватил и криптомир, пытаясь убедить пользователей, что «ключом к освоению» виртуальных миров станут NFT.

Вместе с компаниями в игру вступили и аналитики. В Gartner прогнозировали, что уже к 2026 году 25% жителей планеты будут проводить в метавселенной как минимум час в день. WSJ пророчила безвозвратную трансформацию рынка труда. А исследователи Citi Group оценили рынок — в $13 трлн.

Пользователи не поняли, зачем им метавселенные, поэтому те начали пустовать

Все новые бизнес-идеи и рыночные прогнозы строились на безосновательных обещаниях Цукерберга, считает Зитрон. Они могли раззадорить инвесторов, но не убедили пользователей — те исследовали виртуальные миры не так часто, как хотелось бы бизнесу.

Например, Decentraland с ценой в $1,3 млрд посещало менее 40 пользователей в день. Компания заявила, что их 8000, но этого всё равно мало для «интернета будущего». Особенно когда в онлайн-игры вроде Minecraft и Fortnite ежедневно играют миллионы человек — в данном случае 3 млн и 25 млн соответственно.

Настоящая метавселенная — это Minecraft, а версия Цукерберга — «безжизненный корпоративный мусор» Статьи редакции

Метавселенных в Minecraft может быть сколько угодно. Запустить их легко без дорогостоящих гарнитур и также легко случайно «сломать». Но такова цена творческой свободы, которую техгиганты вроде Meta вряд ли смогут обеспечить, считает журналист Клайв Томпсон.

Кадр из пользовательской вселенной в игре Minecraft Tumblr

Усилия Meta* тоже не увенчались успехом:

  • К октябрю 2022 года Horizon Worlds посещало менее 200 тысяч активных пользователей в месяц, при целевом показателе в 500 тысяч.
  • Лишь в 9% пользовательских миров заходило более 50 игроков — не одновременно, а хотя бы раз. Большинство круглосуточно пустовали.
  • Horizon Worlds не нравилась даже сотрудникам Meta*. Руководству пришлось обязать их заходить туда не менее раза в неделю, чтобы помочь разработчикам доработать продукт.

На фоне экономического кризиса, а также ажиотажа вокруг генеративного ИИ жизнеспособность метавселенной оказалась под вопросом. В январе 2023-го Microsoft закрыла VR-платформу AltspaceVR и сократила 100 сотрудников отдела по развитию метапроекта. В марте метаподразделение свернула Disney, а в апреле её примеру последовала торговая сеть Walmart.

Гвоздь в крышку гроба забил сам Марк Цукерберг, пишет Зитрон. Зимой 2023 года он рассказал, что компания усилила отдел ИИ-разработок, а техдиректор Meta* заявил, что теперь большую часть времени они посвящают развитию генеративных ИИ-моделей. И это после того, как компания переименовалась в Meta*, чтобы «ассоциироваться не с соцсетью, а с метавселенной».

«Самая скучная вечеринка в истории»: криптоинвесторы провели «рейв» в метавселенной, где 12 часов ничего не происходило Статьи редакции

Гости, посетившие мероприятие в честь запуска NFT-проекта, неподвижно стояли на танцполе и смотрели в экран под громкую музыку. На их фоне вечеринки в Roblox и Fortnite посчитали апогеем веселья.

Если бы Цукерберг искренне интересовался развитием метавселенной, Horizon Worlds выглядела бы иначе, считает Зитрон. А если бы действительно пытался понять, как превратить её в интернет будущего, то попытался бы как минимум донести её прикладную пользу до пользователей.

Вместо этого же метавселенная стала инструментом, с помощью которого можно повлиять на стоимость акций, привлечь инвесторов и растормошить рынок. Инвесторские миллиарды долларов оказались потрачены впустую, а тысячи или даже десятки тысяч людей остались без работы.

Цукерберг ввёл всех в заблуждение, растратил десятки миллиардов долларов, обратил целый рынок в свою донкихотскую веру, а затем переобулся, как только на Уолл-стрит начала раскручиваться новая идея.

В справедливом мире его стоило бы уволить с поста гендиректора. Человек, сокративший после этого более 10 тысяч человек, не должен руководить корпорацией. Пока у руля он, у Meta* нет будущего: она будет стагнировать, а затем умрет и поляжет рядом с метавселенной.

Эд Зитрон

*Meta, владеющая Facebook, признана в России экстремистской организацией и запрещена.

0
134 комментария
Написать комментарий...
Лев Щенин

Так, с метавселенными разобрались.
Когда большинство поймёт, что NFT - такая же пустышка ?
Кстати, что там с лохотроном StepN ?
Эти кроссовки ещё бегают ?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

Судя по тому, что различные криптобро перестали рассказывать про NFT уже как несколько месяцев, есть ощущение, что оно уже померло давно

Как еще один из важных признаков - больше не вижу нигде чуваков с обезьяньими аватарками

Ответить
Развернуть ветку
131 комментарий
Раскрывать всегда