Настоящая метавселенная — это Minecraft, а версия Цукерберга — «безжизненный корпоративный мусор»

Метавселенных в Minecraft может быть сколько угодно. Запустить их легко без дорогостоящих гарнитур и также легко случайно «сломать». Но такова цена творческой свободы, которую техгиганты вроде Meta вряд ли смогут обеспечить, считает журналист Клайв Томпсон.

Кадр из пользовательской вселенной в игре Minecraft <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fratliffwaller20.tumblr.com%2Fpost%2F646659440811065344%2Fa-beautiful-sunset-over-a-sunflower-field-in&postId=318469" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Tumblr</a>
Кадр из пользовательской вселенной в игре Minecraft Tumblr

Какой будет метавселенная, до сих пор не знает никто. В октябре 2021 года свою версию представил Марк Цукерберг во время ребрендинга компании Facebook (теперь Meta): вместе со своим аватаром провёл тур по виртуальной квартире с видами на тропический остров и заснеженные горы и сыграл с коллегами в карты на борту космического корабля.

Однако всё это, по словам писателя и журналиста NYT и Wired Клайва Томпсона, мало чем отличалось от любой другой презентации будущего, которое будет возможно благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).

Метавселенная Цукерберга — это стерильный, вылепленный из пластилина плод корпоративного воображения. Безжизненный «мусор», как сказал Итан Цукерман, в котором окна залеплены обоями с изображением тропиков и не колышется даже листва.

Клайв Томпсон

Техфирмы обещают, что их абстрактная метавселенная изменит привычный уклад жизни и позволит общаться с друзьями, любоваться искусством, ходить на концерты, творить, играть и зарабатывать в любое время и откуда угодно. И все они, конечно, хотят создать её раньше конкурентов. Правда, судя по презентации основателя Meta, построить у них получится разве что унылый торговый центр, говорит Томпсон.

К тому же процветающая, многофункциональная и иммерсивная вселенная, по его словам, уже существует — и это Minecraft, основные преимущества которой техгиганты наверняка не смогут воссоздать. Журналист для наглядности выделил некоторые из них.

В октябре 2021 года Цукерберг рассказал о планах Meta

Minecraft — децентрализованное пространство, у которого нет единоличного владельца

Meta намерена создать единую для всех метавселенную. Minecraft же позволяет пользователю создавать множество собственных миров, арендовать чужие серверы, звать друзей в свои пространства или посещать чужие и играть с десятками тысяч пользователей в мини-игры — например, на сервере Hypixel.

Доступ к своей «вселенной» можно открыть всем или, наоборот, пускать только по приглашениям, как делают это YouTube-блогеры.

Разработчики игры из фирмы Mojang, которая теперь принадлежит Microsoft, не сделали единое замкнутое сообщество и вместо этого позволили участникам создавать многочисленные метавселенные в рамках одного цифрового пространства. И правила в каждой из них устанавливает её создатель, который сам определяет, что хорошо, а что плохо.

«Будет здорово, если техгиганты создадут инструменты для постройки децентрализованных миров, но вряд ли их как монополистов это интересует», — размышляет Томпсон.

Minecraft увлекает без VR-технологий и запускается со старых компьютеров

Техкомпании чаще всего не представляют свои метавселенные без специальных шлемов и очков с поддержкой VR и AR. Minecraft тем временем своей многомиллионной аудиторией доказывает, что эффекта погружения можно добиться и без этих технологий — достаточно лишь монитора.

Причём запустить игру можно на самых недорогих и даже вообще устаревших компьютерах, чем она и покорила всех, отмечает журналист. Сам он недавно установил её на ноутбуке Thinkpad 2010 года с операционной системой Ubuntu и не заметил никаких проблем даже при загрузке многопользовательских серверов.

Разработчики также позволяют запускать старые версии игры, чтобы пользователи могли посещать ранее созданные миры, так что «технологии Minecraft обратно совместимы, а её метавселенные не выходят из строя», говорит Томпсон.

Ноутбук, созданный из блоков в Minecraft <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdebugger.medium.com%2Fthe-metaverse-is-already-here-its-minecraft-99c89ed8ba2&postId=318469" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Debugger</a>
Ноутбук, созданный из блоков в Minecraft Debugger

Minecraft не просто поощряет, а требует творчества

Креативная свобода в игре — это не просто приятное дополнение. Если в её виртуальном мире ничего не создавать, то там просто нечего делать, пишет журналист.

В режиме «Выживание», например, необходимо строить укрытия, изготавливать оружие, чтобы обороняться, добывать пищу, и всё это возможно, только если пользователь найдёт применение существующим в виртуальном мире материалам.

Игроки воссоздают в виртуальном пространстве всё: от копий собственных жилищ и головоломок «Тетрис» до зон отдыха и заполненных запрещёнными книгами библиотек.

Для технологических корпораций процесс создания пользователями чего-то своего — вопрос второстепенный. Хорошо, если это хоть как-то возможно, но без багов и проблем скорее всего не обойдётся, считает Томпсон. Компании всё же больше думают о том, как постоянно «трясти» с клиентов деньги.

Minecraft тоже платная игра, но встроенные покупки по-прежнему не поддерживает. Разработчики довольствуются теми деньгами, что приходят с первоначальных продаж, и основное время посвящают совершенствованию мира.

Minecraft легко настроить «под себя»

Тот, кто разбирается в графическом дизайне, может создавать свои собственные скины для аватаров и объектов. А пользователи с навыками программирования могут разработать элементы, сценарии и моды, которые меняют игровой процесс.

Создатели осознанно предоставили фанатам обширный контроль над пространством, что стало одной из причин, по которой Minecraft удаётся удерживать пользователей и привлекать новых: игроки сами постоянно совершенствуют миры и расширяют собственные возможности.

Томпсону, как говорит он сам, с трудом верится, что техгиганты разрешат своим пользователям делать с их метавселенными что угодно.

Порядок в Minecraft можно нарушить

Чем больше пользователей играет на одном сервере, тем выше вероятность, что мир начнёт глючить. А запуск собственных сценариев может и вовсе «сломать» код. Но такова цена творческой свободы, шутит журналист: в Minecraft легко создать что-то новое и разрушить что-то работающее.

Правда, игроков это мало тревожит. Они благодарны, что могут контролировать собственные пространства и понимают, что вместе с возможностями приходит ответственность. К тому же они знают, что могут в крайнем случае переустановить её или восстановить из резервной копии.

Мой сын недавно запустил какой-то новый мир в неподходящей для него версии Minecraft. В итоге цыплята получили облик дельфинов и ползали по суше, а враждебные скелеты нападали на них в костюмах деревьев. На аватар моего сына при этом наложилось изображение какой-то еды.

Но по-настоящему увлекательная метавселенная такая и есть — беспорядочная, а не идеальный зал ожидания в аэропорту, который, судя по всему, строит Цукерберг.

Клайв Томпсон

Фанаты запускают Minecraft не просто так

Пользователи проводят время в Minecraft, потому что это игра, разработанная с определённой целью: предоставить человеку свободную среду, в которой можно играть как в заранее заданных сценариях вроде «Выживания», так и в режиме «песочницы».

Лишь в процессе фанаты поняли, что могут не только строить, но также общаться с друзьями, создавать и проводить игры и даже снимать сериалы для YouTube. «Но суть изначально была одна — и это игра», — говорит журналист.

Поэтому «корпоративные мечты» об открытой социальной вселенной, которые лелеет Meta, кажутся Томпсону пустыми. У людей, по его словам, просто нет причин заходить в неё — пообщаться с кем-то они могут и другими способами.

В игре не нужно тратить, но можно заработать

По словам журналиста, некоторые фанаты зарабатывают благодаря Minecraft — порой шестизначные суммы. Одни берут плату за доступ к своим серверам, другие демонстрируют исключительные навыки строительства, а затем зарабатывают благодаря активности подписчиков в YouTube, Twitch и Discord. Кто-то получает деньги с внутренних многопользовательских игр.

Многое из того, что техгиганты и венчурные инвесторы лишь надеются увидеть, уже есть в игре. Даже инженер и консультант Meta по разработкам гарнитур Oculus Джон Кармак сказал, что Minecraft и Fortnite ближе к метавселенной, чем всё, что создала и создаст Meta.

Так что корпорациям, возможно, пора прекратит изобретать велосипед — достаточно поучиться у Minecraft, в которой пользователи проводят десятки часов ежемесячно, заключает Томпсон.

197197
реклама
разместить
145 комментариев

Я же правильно понимаю, что конечная цель метавселенной — как минимум, прийти к чему-то уровня "Первому игроку", а не сделать клон Майнкрафта?

45

Конечная цель метавселенной — оправдать надежды вкладчиков.

125

Конечная цель метавселенной — достичь баланса, потому что ресурсы конечны))

2

Вероятно это конечная цель Цукера, в "Первому игроку" по сути вселенной то не было.
Мне кажется представления о метавселенных лучше в аниме раскрыты.
(https://www.kinopoisk.ru/series/691223/)

И продолжая идею статьи, Minecraft, как бы его недолюбливали, действительно ближе к созданию виртуальных миров, а не фантика с VR.

5

нет никакой цели. очередной мертворожденный мусор, по классике спизженный, как и всё остальное в фейсбуке: маски, рилз, сторис и проч.

Да) Не знаю, как у Цукера, но по сути именно такая цель и есть. Реальный виртуальный мир.

Комментарий недоступен

33