{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Метавселенная умерла и отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её породила» Статьи редакции

Так считает колумнист Insider Эд Зитрон. По его словам, рядом с ней скоро ляжет и Meta* — если только не сменит гендиректора.

Скриншот из Horizon World. Источник: The Hollywood Reporter

Термин «метавселенная» появился ещё в 1990-х — в романе фантаста Нила Стивенсона «Лавина», который представлял её единством виртуальной и физической реальностей.

Саму идею эксплуатировали и до него и после, но вторую жизнь она получила в 2021 году, когда Марк Цукерберг переименовал Facebook*, которая тогда стоила $1 трлн, в Meta*. Именно с тех пор интерес техномира к метавселенной перерос в одержимость: стоило случайному предпринимателю заикнуться о «метапланах», и деньги толстосумов с Уолл-стрит уже были у него в кармане.

Правда, не прошло и трёх лет, как «здоровье» метавселенной подкосил новый «вирус» техрынка — генеративный ИИ. Как только взгляды инвесторов устремились в его сторону, излюбленная Цукербергом концепция отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её и породила.

Никто не знал, что такое метавселенная, но все в неё вкладывались

Основатель Meta* видел метавселенную интернетом будущего, в котором пользователи могли бы, как и в реальном мире, «устанавливать зрительный контакт» и «чувствовать физическое присутствие собеседника».

Очарованные поэтическими речами СМИ выпускали статьи о перспективах концепции и цитировали слова предпринимателя — что его «метавёрсом» будет пользоваться 1 млрд человек и он же будет тратить там сотни долларов.

Сама метавселенная тем временем переживала кризис идентичности. Чтобы бизнес-идея сработала, нужно понимать, какие задачи она решает, кто целевая аудитория, что она будет делать и нужно ли ей это. А у Meta*, казалось, не было даже проработанной дорожной карты.

Да, Цукерберг показал платформу виртуальной реальности Horizon Worlds, но его низкокачественные и глючные мультяшные аватары не особо походили на «интернет будущего». Он также не смог объяснить, какую выгоду получат за свои «сотни долларов», и ради чего должны будут носить громоздкую и дорогую гарнитуру Oculus, без которой в Horizon Worlds нечего делать.

«Чёрная дыра потребления»: компании строят метавселенную с бесплатной одеждой и посудомойками в каждом виртуальном доме Статьи редакции

Провайдеры метавселенных будут контролировать всё: производство виртуальных объектов, поставки, продажи и доставку. А ещё развлекать пользователей и помогать обустраивать быт. Но технически это не совсем возможно, а само понятие — лишь красивое слово, считает The Atlantic.

BMW

Другие фирмы так до конца и не понимали, что такое метавселенная, но были уверены, что тоже должны ей заняться — чтобы «быть в тренде».

Глава Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания создаёт «корпоративную метавселенную», с которой «весь мир становится холстом для приложений». Со ставкой на метавселенную вышла на биржу игровая платформа Roblox с оценкой в $41 млрд. Шумиху быстро подхватил и криптомир, пытаясь убедить пользователей, что «ключом к освоению» виртуальных миров станут NFT.

Вместе с компаниями в игру вступили и аналитики. В Gartner прогнозировали, что уже к 2026 году 25% жителей планеты будут проводить в метавселенной как минимум час в день. WSJ пророчила безвозвратную трансформацию рынка труда. А исследователи Citi Group оценили рынок — в $13 трлн.

Пользователи не поняли, зачем им метавселенные, поэтому те начали пустовать

Все новые бизнес-идеи и рыночные прогнозы строились на безосновательных обещаниях Цукерберга, считает Зитрон. Они могли раззадорить инвесторов, но не убедили пользователей — те исследовали виртуальные миры не так часто, как хотелось бы бизнесу.

Например, Decentraland с ценой в $1,3 млрд посещало менее 40 пользователей в день. Компания заявила, что их 8000, но этого всё равно мало для «интернета будущего». Особенно когда в онлайн-игры вроде Minecraft и Fortnite ежедневно играют миллионы человек — в данном случае 3 млн и 25 млн соответственно.

Настоящая метавселенная — это Minecraft, а версия Цукерберга — «безжизненный корпоративный мусор» Статьи редакции

Метавселенных в Minecraft может быть сколько угодно. Запустить их легко без дорогостоящих гарнитур и также легко случайно «сломать». Но такова цена творческой свободы, которую техгиганты вроде Meta вряд ли смогут обеспечить, считает журналист Клайв Томпсон.

Кадр из пользовательской вселенной в игре Minecraft Tumblr

Усилия Meta* тоже не увенчались успехом:

  • К октябрю 2022 года Horizon Worlds посещало менее 200 тысяч активных пользователей в месяц, при целевом показателе в 500 тысяч.
  • Лишь в 9% пользовательских миров заходило более 50 игроков — не одновременно, а хотя бы раз. Большинство круглосуточно пустовали.
  • Horizon Worlds не нравилась даже сотрудникам Meta*. Руководству пришлось обязать их заходить туда не менее раза в неделю, чтобы помочь разработчикам доработать продукт.

На фоне экономического кризиса, а также ажиотажа вокруг генеративного ИИ жизнеспособность метавселенной оказалась под вопросом. В январе 2023-го Microsoft закрыла VR-платформу AltspaceVR и сократила 100 сотрудников отдела по развитию метапроекта. В марте метаподразделение свернула Disney, а в апреле её примеру последовала торговая сеть Walmart.

Гвоздь в крышку гроба забил сам Марк Цукерберг, пишет Зитрон. Зимой 2023 года он рассказал, что компания усилила отдел ИИ-разработок, а техдиректор Meta* заявил, что теперь большую часть времени они посвящают развитию генеративных ИИ-моделей. И это после того, как компания переименовалась в Meta*, чтобы «ассоциироваться не с соцсетью, а с метавселенной».

«Самая скучная вечеринка в истории»: криптоинвесторы провели «рейв» в метавселенной, где 12 часов ничего не происходило Статьи редакции

Гости, посетившие мероприятие в честь запуска NFT-проекта, неподвижно стояли на танцполе и смотрели в экран под громкую музыку. На их фоне вечеринки в Roblox и Fortnite посчитали апогеем веселья.

Если бы Цукерберг искренне интересовался развитием метавселенной, Horizon Worlds выглядела бы иначе, считает Зитрон. А если бы действительно пытался понять, как превратить её в интернет будущего, то попытался бы как минимум донести её прикладную пользу до пользователей.

Вместо этого же метавселенная стала инструментом, с помощью которого можно повлиять на стоимость акций, привлечь инвесторов и растормошить рынок. Инвесторские миллиарды долларов оказались потрачены впустую, а тысячи или даже десятки тысяч людей остались без работы.

Цукерберг ввёл всех в заблуждение, растратил десятки миллиардов долларов, обратил целый рынок в свою донкихотскую веру, а затем переобулся, как только на Уолл-стрит начала раскручиваться новая идея.

В справедливом мире его стоило бы уволить с поста гендиректора. Человек, сокративший после этого более 10 тысяч человек, не должен руководить корпорацией. Пока у руля он, у Meta* нет будущего: она будет стагнировать, а затем умрет и поляжет рядом с метавселенной.

Эд Зитрон

*Meta, владеющая Facebook, признана в России экстремистской организацией и запрещена.

0
134 комментария
Написать комментарий...
Юрий Георгиев

Этот колумнист, как говорят "хорошо не изучил предмет" (возможно даже ему просто заказали статью). У меня совсем другие открытые данные. Да про проект Meta пока что можно забыть, но тоже думаю не надолго. Как ни странно сегодня рынок метавселенной уже достаточно большой.

Я бегло пробежался по иностранным источникам и вот такие открытые данные о metaverse сегодня:

- Сейчас метавселенную разрабатывают более 160 компаний в мире.
- Аналитики прогнозируют, что к 2024 году рыночная стоимость метавселенной вырастет до $800 млрд.
- В настоящее время рынок metaverse оценивается в $47 млрд.
- Прогнозируется, что размер рынка метавселенной будет увеличиваться со среднегодовым темпом роста 44,1% .
- Ранее в 2022 году инвестиции в метавселенную превысили $120 млрд.

- 400 миллионов человек в мире активно участвуют в метавселенной.
- Roblox считается самым обширным виртуальным миром метавселенной с 230 миллионами активных пользователей , за ним следуют Minecraft с 165 миллионами, Fortnite с 85 миллионами, Zepeto с 2 миллионами, Avakin Life с 10 миллионами.
- К 2024 году мобильную дополненную реальность будут использовать 1,73 миллиарда человек.

P.S. metaverse штука конечно странная и пока не совсем понятная, много скептицизма, но если вспомнить эру когда начинали строить Интернет в него тоже мало кто верил и массы не понимали что это.. Так что однозначно это будет и через несколько лет это будет для людей стандартной технологией.

Ответить
Развернуть ветку
Eli
но если вспомнить эру когда начинали строить Интернет в него тоже мало кто верил и массы не понимали что это.. Так что однозначно это будет и через несколько лет это будет для людей стандартной технологией.

Так не работает 😂
не любая непонятная и бесполезная хрень способна повторить историю интернета

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Георгиев

Статистика рынка метавселенной 2023 говорит о другом. Что думаете на этот счет? Ведь огромные инвестиции туда идут и идут..
https://b-mag.ru/statistika-mirovogo-rynka-metavselennoj-v-2023-godu-tendencii-biznes/

Ответить
Развернуть ветку
131 комментарий
Раскрывать всегда