От философии к ивентам: опыт педагогического дизайнера OTUS

Поговорили с педагогическим дизайнером открытых мероприятий OTUS о работе с бесплатными образовательными продуктами, своем пути в сфере образования.

От философии к ивентам: опыт педагогического дизайнера OTUS
Маргарита
педагогический дизайнер открытых мероприятий в OTUS

Каким был твой путь в сферу образования?

Мой путь в образовании начался в любимой альма-матер — на философском факультете МГУ имени Ломоносова. Я училась на кафедре философской антропологии, где мы исследовали природу человека, его сущность. Это место собрало множество интересных личностей — философов, исследователей. Я посещала лекции, участвовала в семинарах, и мне очень нравилась особенная атмосфера, напоминающая школу магии.

Именно из-за этой атмосферы у меня возникло желание продолжать работать в сфере образования, ведь это то, что, как мне кажется, однозначно является благим делом. Во время учёбы я проходила педагогическую практику в интернате, где преподавала обществознание ученикам-экологам 11 класса. Эти ребята были настолько увлечены биологией, обществознание их совсем не интересовало, на уроках они под столом решали задачи по биологии. Это стало для меня вызовом: как сделать уроки по обществознанию интересными именно для них. Я пробовала различные форматы, включала групповые задания, чтобы привлечь их внимание и сделать процесс увлекательным.

Эта работа укрепила мой интерес к методической деятельности. Все последующие места работы так или иначе были связаны с образованием. Я работала в ИТМО, Высшей школе экономики, занималась бизнес-образованием и долгое время была репетитором по обществознанию, готовила ребят к ЕГЭ. Так я увидела сферу образования со всех сторон.

Тяжело было из антропологии перейти в сферу IT?

Переход из антропологии в сферу IT действительно был непростым — это был своего рода «поединок» с реальностью. Работая в Высшей школе экономики в бизнес-образовании, я ощутила на себе, как эти практичные, деловые задачи возвращают на землю после тех «возвышенных» мыслительных сфер. В бизнес-образовании я столкнулась с совершенно уникальными людьми, которые кардинально отличались от тех, с кем я взаимодействовала на философском факультете.

Когда я пришла в IT, поначалу многое было совершенно непонятно. Но спустя полтора года я чувствую себя увереннее.

Как предыдущий опыт помогает решать задачи на нынешнем рабочем месте?

Работа над открытыми уроками сильно отличается от стандартных занятий. Бесплатные образовательные продукты – это, с одной стороны, демо-уроки, которые должны приносить реальную пользу слушателям, чтобы они могли узнать что-то новое и научиться полезным навыкам. С другой стороны, это также маркетинговый инструмент для привлечения аудитории на платные курсы.

В роли педдизайнера открытых уроков я нахожусь посередине: моя задача — сделать продукт полезным и для учащихся, и для бизнеса. Здесь мне очень помогает опыт работы в Высшей школе экономики, где я успела попробовать себя и в маркетинге и в сопровождении курсов. Этот опыт позволяет мне взглянуть на процесс с двух сторон: со стороны преподавателя, чтобы понять его задачи, и со стороны маркетинга, чтобы эффективнее привлекать новых людей.

Кроме того, раньше я занималась графическим дизайном, что помогает мне работать с презентациями преподавателей. Я люблю эту часть своей работы: когда выдаётся минутка, с удовольствием заглядываю в презентацию, чтобы помочь улучшить визуальную составляющую и сделать её более привлекательной.

Какая задача была самой сложной за время работы у OTUS и как ты с ней справилась?

Организация конференций стала для меня настоящим вызовом, когда мы только начали проводить их в компании. Сейчас Otus организует несколько таких мероприятий в квартал. Это большие мероприятия, на которых выступают несколько спикеров из одного направления, например геймдев или системный анализ. Вначале было сложно, так как приходилось искать актуальные темы, часами изучать ресурсы вроде Хабра, подбирать спикеров и полностью формировать таймлайн. Этот процесс был довольно стрессовым.

Сейчас мы уже выработали подход к подготовке конференций и ритм самой встречи, который позволяет удерживать аудиторию вовлеченной на протяжении всего мероприятия. Я заметила, что оптимальная продолжительность — около двух часов. Если длительность превышает это время, участники начинают уставать. Но и уложиться в два часа нелегко: спикеры готовят выступления на 30–40 минут, им бывает сложно за такой короткий промежуток времени осветить свою тему, а ещё нужно ответить на вопросы аудитории. Поэтому нам приходится сокращать выступления и поддерживать структурированный тайминг, ведь главное – это вызвать интерес, вдохновить, чтобы у человека было ощущение, что он чем-то наполнился.

Мы оставляем глубокие и сложные темы для курсов, где участники могут самостоятельно погружаться в материал, прорабатывать учебники и думать. Так что важной задачей остаётся дать участникам вдохновение и интересную информацию, не перегружая их сложными темами и продолжительным таймингом.

Случались ли проколы на рабочем месте и как ты с ними справлялась?

Проколы случаются, особенно на живых мероприятиях, таких как открытые уроки и конференции, которые проходят в онлайн-формате без предварительной записи. Иногда возникают технические сбои — например, спикер может потерять соединение посреди выступления. Тогда ведущий берёт ситуацию в свои руки, рассказывая о курсе, пока мы экстренно восстанавливаем связь, а иногда даже меняем площадку.

Был случай с приглашённым спикером, который, несмотря на все наши настройки, подключился из кальянной с громкой музыкой. Мы попросили его перейти в более тихое место, и он продолжил своё выступление из туалета. Этот казус остался у нас в памяти и добавил рабочим будням немного юмора. Главное в такие моменты — сохранять спокойствие и искать решения.

С чего начинается день методиста открытых мероприятий? И чем заканчивается?

День методиста открытых мероприятий обычно начинается с чашечки кофе. Я выпиваю его немало — около пяти чашек в день.

А вот завершить рабочий день бывает куда сложнее. Работа плавно перетекает в вечер, особенно когда проводим конференции. Спасает только заранее запланированное занятие, вроде французского два раза в неделю, который я не пропускаю.

Для чего нужны открытые мероприятия? И какая твоя роль в их подготовке?

Открытые мероприятия, такие как демо-уроки, митапы и конференции, служат нескольким целям. Прежде всего, они дают потенциальным студентам возможность познакомиться с форматом обучения и преподавателями, оценить сложность материала и представить себя в роли студента. Это помогает принять решение об обучении. Другая цель — привлечь людей, заинтересованных в конкретной теме, даже если у них нет намерения записаться на курс сразу. Благодаря мероприятиям, такие участники узнают о школе и, возможно, вернутся позже, когда у них возникнет потребность в обучении.

Педагогический дизайнер помогает в создании ивентов, поддерживая преподавателей в проектировании занятий и добавлении интерактива. Я провожу прогоны для преподавателей, особенно если они впервые ведут открытый урок, чтобы обеспечить качественное взаимодействие с аудиторией и подготовить к проведению занятий.

Тему бесплатных образовательных продуктов мы освещали на конференции «Стандарты качества в онлайн-образовании» где обсуждали, как сделать бесплатные уроки и курсы полезными чтобы такие уроки были полезны и для слушателей, и для бизнеса.

Каким проектом ты гордишься больше всего?

На данный момент мой проект еще не полностью завершен, но некоторые его части уже реализованы. Когда я пришла на роль педагогического дизайнера ивентов, моей задачей было выстроить процессы и автоматизировать их для удобства всех участников — методистов, преподавателей и продуктов.

Мы добавили информацию об открытых уроках в курс FullStack Educator, который проходят наши преподаватели в процессе онбординга. Так новые преподаватели узнают о маркетинговых активностях и понимают, что это такое и зачем это нужно. Теперь, когда приходит время вести открытый урок, они уже подготовлены. Также я наладила коммуникацию в команде, готовлю еженедельный дайджест для продуктов и продюсеров с основными отзывами и возникающими проблемами, чтобы их можно было вовремя выявлять и исправлять.

Кроме того, мы автоматизировали запись на прогоны через бота. Основная работа сейчас сосредоточена на метриках, улучшении качества открытых уроков и увеличении интерактива. Думаю, о гордости проектом я смогу говорить позже, когда он будет завершен.

Есть ли у тебя полезные привычки, чтобы разделять рабочее время и личное?

Мне помогает работать в кофейне, которая становится моим мини-офисом. Когда я выхожу оттуда, я осознаю, что рабочий день закончился, и иду встречаться с друзьями. Кроме того, я стараюсь планировать свои вечера, например, еду в гости к семье, чтобы отвлечься от работы

Еще у меня недавно сломался iPhone. Я с удивлением обнаружила, что мне это принесло радость. Раньше в перерывах между работой я брала в руки телефон с бесконечной лентой и множеством фотографий, но это был не отдых . Так я решила купить кнопочный телефон. Да, я теряю возможность постоянно быть на связи в интернете, но при этом наслаждаюсь жизнью настоящим моментом. Это классное ощущение, и я всем рекомендую попробовать.

Как справится с прокрастинацией на рабочем месте?

Многие советуют делить большие дела на маленькие задачи. Но иногда, независимо от размера задачи, даже если она микроскопическая, я все равно просто не хочу ее делать. В этом случае мне помогает один метод: я представляю, что выполняю задачу «понарошку». Например, я начинаю писать письмо, как будто это просто игра. Потом я вдруг замечаю, что письмо готово, работа сделана.

Поделись планами по профессиональному развитию

Мне очень нравится то, что я делаю, и я хочу, чтобы работа с бесплатными продуктами, открытыми уроками и, возможно, записанными курсами продолжала развиваться. В моих мечтах — создать целую команду, которая будет заниматься качеством мероприятий и их форматами.

Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Когда выйдет интервью, у нас, скорее всего, уже будет второй человек, младший педагогический дизайнер, который будет заниматься открытыми уроками.

Интервью провела Терегеренко Оксана - ведущий педагогический дизайнер OTUS.

Читайте и другие наши истории в профиле.

22
Начать дискуссию