Нужно ли разрабатывать для интернет-проектов правовые документы

Старший юрист гражданско-правового департамента «Клифф» Екатерина Денисенко рассказала vc.ru, почему сайту нужна документация и что нужно учесть при ее подготовке.

Материал подготовлен при поддержке юридической фирмы «Клифф».

Екатерина Денисенко
Екатерина Денисенко

Интернет-сфера далека от рутинной бумажной работы, и многие руководители ИТ-проектов ставят задачу по разработке правовой документации для сайта на последнее место. Когда же приходит осознание того, что нужно хотя бы что-то разместить на сайте, возникает вопрос, зачем и что именно.

Документы для ИТ-стартапа нужны преимущественно по двум причинам:

  • Соблюдение законодательства — избежание штрафов и блокировки сайта (к таким обязательным документам относятся политика конфиденциальности, агентское соглашение, правила обмена и возврата товара).
  • Защита от «потребительского терроризма». Все знакомы с жесткостью закона о защите прав потребителей для продавцов. Избежать многих злоупотреблений со стороны потребителя возможно путем размещения на сайте хорошего пользовательского соглашения, оферты.

Чтобы узнать, какой пакет документов необходим, в первую очередь нужно понять, что за сайт перед нами. Условно разделим все сайты на «визитки» и рабочие сайты, посредством которых можно получить какую-либо услугу или товар.

«Визитки» бывают простые и с формой обратной связи. Рабочие сайты можно разделить на сайты, оказывающие услуги (например, Finereaderonline, HeadHunter или 5d planner), и на интернет-магазины (в этой статье к интернет-магазинам можно отнести сайты, посредством которых можно купить услугу, оказываемую независимо от сайта, например Profi, Masterdel). Для каждого из этих типов сайтов нужен разный набор документов.

«Визитка»

Если перед нами простая «визитка», мы можем быть спокойны: нам не нужна правовая документация. Но если на сайте можно оставить вопрос с просьбой перезвонить или ответить в электронном письме, то стоит насторожиться.

Как только мы разместили на сайте раздел, где пользователь может оставить свои персональные данные (ФИО, номер телефона, e-mail), мы фактически становимся оператором по обработке персональных данных. Этот статус уже требует наличия пакета документов по обработке персональных данных и направления специального уведомления в Роскомнадзор.

Фишка. Выход в этой ситуации есть — сделать на сайте форму онлайн-консультанта. Но в этом случае нужно забыть о формировании клиентской базы посредством сайта, кроме того, потребуется человек, который будет постоянно следить за перепиской.

В минимальный пакет документов по обработке персональных данных входят политика конфиденциальности, обязательство о неразглашении персональных данных (для работников) и согласие на обработку персональных данных пользователя. Дополнительные регламенты, журналы и инструкции в этой области помогут переложить ответственность с директора на исполнителей в случае возникновения утечки персональных данных.

Сайт, оказывающий услугу

Сервисы, оказывающие услуги, можно разделить на платные и бесплатные. Бесплатные обязательно должны иметь в своем арсенале пользовательское соглашение, ну и, конечно, пакет документов по обработке персональных данных, если сайт предусматривает регистрацию пользователей.

У платных сервисов должны быть и пользовательское соглашение, и оферта на платные услуги. У сайтов, оказывающих платные услуги, также должны быть в наличии формы счетов и актов выполненных работ: для отчета в налоговой инспекции они обязательно потребуются.

Фишка. В некоторых случаях пользовательское соглашение и оферту объединяют в единый документ. Мы не рекомендуем этого делать. Услуги, бесплатно оказываемые посредством сети интернет, не подпадают под закон о защите прав потребителей. По таким услугам допустимо ограничить ответственность исполнителя суммой, например, в 100 рублей.

В случае с платными услугами все убытки потребителя — физического лица должны быть оплачены в полном объеме. Разделяя оферту и пользовательское соглашение, мы формально делим сервис на две части: безвозмездную (регистрация на сайте, получение информации, использование чатов и тому подобное) и возмездную (непосредственно предоставление услуги, то, за что пользователь платит деньги). В будущем это может существенно сэкономить деньги в спорах с потребителями.

Интернет-магазин

Интернет-магазины также можно разделить на два вида: продающие свой товар и площадки для размещения товаров другими продавцами (агрегаторы или маркетплейсы, такие как Alibaba.com).

В случае реализации своего товара через веб-сайт, помимо пользовательского соглашения, оферты и пакета документов по обработке персональных данных, потребуются правила обмена и возврата товаров. Каждый покупатель должен поставить свою подпись, подтверждающую, что он с ними ознакомился, поэтому удобно эти правила размещать на обратной стороне накладной, подписываемой при получении товара. Для удобства пользователей можно выделить в отдельный документ условия доставки товара, но они могут быть и частью оферты.

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Для маркетплейса потребуется расширенный пакет документов. Основная задача при формировании этого пакета — ограничение ответственности администратора сайта и перевод ее на продавца. Практика показывает, что разделение cервиса на две части — для покупателей и продавцов — оправдана. Для каждой из этих категорий необходимо разработать отдельное пользовательское соглашение. Пользовательское соглашение с продавцом должно содержать условия размещения информации о товаре и предусматривать разграничение ответственности.

Фишка. Необходимо помнить, что в рамках маркетплейса администратор сайта выступает в качестве распространителя рекламы, а это грозит привлечением к ответственности за нарушение закона о рекламе. Весь товар, который продается через интернет-магазин, считается рекламируемым администратором сайта. Например, на сайте нельзя размещать информацию о контрафактном товаре, недопустимо некорректное сравнение своего товара с товарами конкурентов. За все это к ответственности может быть привлечен не только продавец, но и администратор сайта. В пользовательском соглашении с продавцами нужно указать возможность перевода такой ответственности на продавца.

Для продавцов, которые платят сайту комиссию, также потребуется подготовить оферту, содержащую условия агентского договора.

Администратор сайта может выступать в качестве независимого арбитра при спорах между продавцом и покупателем. Для корректной работы здесь потребуется регламент рассмотрения претензий и разрешения споров между пользователями площадки. Ну и, конечно, без политики конфиденциальности маркетплейс также не обойдется.

Такие документы, как политика конфиденциальности, пользовательское соглашение и оферта, обычно размещаются в отдельном разделе сайта «Правовая информация», который находится в футере сайта. Форма получения согласия на обработку персональных данных должна всплывать при регистрации пользователя на сайте. Все акты, счета, накладные и подобные документы размещаются в личном кабинете и передаются по электронной почте или нарочно.

Каждый сайт — это отдельный мир, который живет по своим правилам. Эти правила должны не противоречить закону, а дополнять его. Чем лучше вы опишете правила жизни сайта, тем меньше вероятность возникновения споров с пользователями и с государственными органами.

Товарищ Шариков в романе Булгакова говорил: «Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. Во-первых, домком!» Мы же можем сказать, что без документов плохо существовать сайту. Во-первых, Роскомнадзор, во-вторых, прокуратура, в-третьих, Роспотребнадзор — да и много еще что.

Вид веб-сайта Документы
Визитка с формой обратной связи Пакет по обработке персональных данных

Сайт, оказывающий услуги на бесплатной основе

Пакет по обработке персональных данных

Пользовательское соглашение

Сайт, оказывающий услуги на платной основе

Пакет по обработке персональных данных

Пользовательское соглашение

Оферта

Форма акта выполненных работ

Форма счета

Интернет-магазин обычный

Пакет по обработке персональных данных

Пользовательское соглашение

Оферта

Форма счета

Накладная

Форма ознакомления с правилами обмена и возврата товара

Агрегатор

Пакет по обработке персональных данных

Пользовательское соглашение для покупателей

Пользовательское соглашение для продавцов

Оферта для продавцов или агентский договор

Форма счета

Регламент рассмотрения претензий и разрешения споров между пользователями площадки

#партнерский#Советы_юриста#юридические_вопросы#советы_юриста#документация_для_сайта

22
17 комментариев

Да уж, Екатерина чётко расписала... Впервые вижу так понятно по полочкам изложенную юр информацию... Обычно у меня голова закипает на втором абзаце подобной инфы, а тут блин все понятно. Придется и мне на интернет-магазин повесить документики и на накладной писать правила обмена и возврата товара... А то что-то не улыбается перспектива через 3 месяца за юзаный товар деньги возвращать.

4

Спасибо, Антон!

Полезный материал!

Для подготовки пакета документов по персональным данным рекомендую www.b-152.ru

1

"Как только мы разместили на сайте раздел, где пользователь может оставить свои персональные данные (ФИО, номер телефона, e-mail)"

А если только имеил может оставить? Без фио и номеров?

Иван, если на сайте можно оставить только e-mail, то считается, что персональные данные не получены, так как не достаточно информации для идентификации личности.

По-настоящему отличная статья!
Я почему торможу с запуском своей "Пивной сетевой компании"?
Потому что оферту для клиентов хорошую не можем для клиентов составить.
То одно не нравится, то другое не идёт...
Придётся в компанию Клифф к Екатерине Денисенко обращаться за советом...

Спасибо, Лев! Будем ждать Вас к нам в гости!