Работа с сильными: Uber развернул масштабный хантинг в России Статьи редакции

Компания открыла более двадцати вакансий в семи городах.

Материал написан при поддержке Uber

Представители vc.ru посетили московский офис Uber, чтобы выяснить, какие специалисты в нём работают, какие перед ними ставят задачи и каково трудиться в одной из самых известных в мире технологических компаний.

Алла первой встречает по утрам коллег и гостей московского офиса Uber

Здесь и сейчас

Имя Uber стало нарицательным. Слово «уберизация» теперь обозначает процесс, когда клиенты могут связаться с исполнителями услуги напрямую, минуя посредников. Философия сервиса — «здесь и сейчас».

Пользователь сам решает, куда и когда он хочет вызвать водителя, а водитель — когда и сколько ему работать.

За восемь лет Uber прошел путь от локального сервиса по вызову автомобилей премиум-класса до глобального ИТ-гиганта с оценкой в $70 миллиардов и званием одной из самых инновационных компаний по версии The Boston Consulting Group. Всего в Uber работает более 12 тысяч человек, география охватывает 450 городов.

В России Uber работает в 16 городах, включая Екатеринбург, Казань, Новосибирск и Воронеж. Всего в российском подразделении компании трудятся более 100 человек. Количество подключенных к платформе водителей исчисляется десятками тысяч, а пользователей только в России уже несколько миллионов.

Uber — компания быстрого роста и больших возможностей. Рост у нас в ДНК: всего четыре года назад мы начали работу в России с двух городов — Москвы и Санкт-Петербурга, — а сегодня сервисом пользуются несколько миллионов россиян. Восемь лет назад о нас ещё никто не знал, а сегодня Uber популярен в 76 странах.

Наше развитие — это не только расширение географического охвата, но ещё и поиск новых интересных сервисов, которые мы могли бы предложить нашим клиентам. Если мы видим, что можем делать что-то быстрее и дешевле, чем традиционные поставщики услуг, мы развиваем эту идею. Один из последних примеров — сервис по доставке блюд из ресторанов UberEATS, который мы запустили в Москве.

Редкая компания может соперничать с Uber в скорости, динамике, возможностях по внедрению новых идей и степени влияния на жизнь современных горожан.

Дмитрий Измайлов, генеральный директор Uber в России

Кто работает в Uber, помимо алгоритмов

Российское представительство Uber состоит из девяти подразделений. В каждом городе присутствия функционирует региональный штаб.

  • Отдел развития сервиса в Москве.
  • Отдел привлечения и удержания водителей.
  • Отдел активации водителей.
  • Общий отдел аналитики.
  • Отдел маркетплейс.
  • Отдел маркетинга.
  • Отдел поддержки водителей и пользователей.
  • Отдел рекрутинга.
  • Функциональные отделы (финансы, рекрутмент, связи с общественностью, закупки, юридический и административный).

60% сотрудников российских подразделений устроились в компанию около года назад, и только девять-десять человек работают больше двух лет. Один из них — руководитель отдела привлечения водителей Илья Дроздов.

Илья Дроздов

Илья увлекался (и продолжает увлекаться) технологиями. Он следил за развитием компании: когда в июле 2014 года сервис запустился в Санкт-Петербурге, Дроздов оказался одним из первых пассажиров. А о том, что компания набирает сотрудников, он узнал банально — из электронной рассылки, которая приходит пассажирам после завершения поездки.

Оказалось, что всего одно письмо отделяет пассажира от собеседования в одну из самых известных технологических компаний мира. Так Илья стал пятым сотрудником Uber в России.

Сейчас нас уже больше сотни. Только у меня в команде работает 14 человек. Самое интересное — брать и быстро реализовывать проекты, смотреть, что с ними происходит. Главное, что движет приходящими к нам людьми, — возможность быстро увидеть результат своей деятельности в очень большом масштабе.

Илья Дроздов, разыскивает лучших водителей

Руководитель отдела поддержки водителей и пользователей Даниил Петин — ещё один «старенький» сотрудник этого молодого коллектива. Раньше Петин работал в консалтинговом агентстве McKinsey & Company, но спустя несколько лет решил «выйти в поле» и начать применять знания на практике.

Прозвучит, конечно, банально, но в работе меня больше всего мотивируют неподъёмные задачи. В Uber мы сталкиваемся с ними почти ежедневно, потому что непрерывно улучшаем продукт. Моя задача — делать так, чтобы и водители, и пользователи сервиса чувствовали себя одинаково комфортно.

Даниил Петин, беспокоится о счастье

За два года отдел поддержки российского Uber вырос с пяти человек до пяти клиентских центров, которые объединяют около 400 агентов. Они расположены в разных городах России. Последний открылся в начале 2017 года в Воронеже, и к июню там будет работать не меньше 100 человек.

Одно из отличий российского отдела поддержки от американского заключается в стиле общения с пользователями и водителями. Петин рассказывает, что в США агенты общаются с пользователями как с близкими друзьями, а в России такой подход пока не работает, и задача отдела — найти баланс между официозностью и панибратством. В офисе Uber нам рассказали, что 80% российских пользователей предпочитают более официальный и, по их мнению, более профессиональный язык.

Основное руководство Uber по Европе, Ближнему Востоку и Африке находится в Амстердаме. По словам рекрутера Анны Габуевой, раньше найти запись с вакансией было не так просто — объявления появлялись только в LinkedIn и не размещались на локальных досках объявлений вроде HeadHunter.

Рекрутер Uber в России и СНГ Анна Габуева

Анна пришла в Uber из General Electric. Говорит, место было хорошим (компания с богатой культурой и огромным опытом), но искала чего-нибудь «подинамичнее». Увидела позицию на LinkedIn, откликнулась и забыла. Пока ей не позвонил рекрутер из Амстердама.

Я никогда не думала, что смогу попасть в Uber. Мы поговорили с рекрутером и достаточно быстро поняли, что нравимся друг другу. Через неделю я уже получила предложение о работе. Часто всё оказывается проще, чем кажется.

Анна Габуева, быстро отвечает талантам

Поcле рассказов коллег о том, как все они «легко и непринужденно» устроились на работу в Uber, Анна настоятельно просила нас подчеркнуть, что самое сложное происходит на собеседованиях, которых, к слову, в зависимости от ситуации, случается до пяти. Такое количество бесед позволяет команде лучше узнать кандидата — и наоборот.

Компания ищет людей, которые знают, чего они хотят. Умеют решать вопросы сразу, быстро, одновременно и хорошо. А затем, достигнув KPI, ни в коем случае не складывают руки.

Какие задачи стоят перед сотрудниками

Американское начальство поощряет эксперименты и собственные проекты территориальных офисов, которые могут пойти на пользу глобальному бизнесу, не ограничивая независимость региональных команд.

Хороший пример — проект по отмене бесплатного ожидания в Петербурге. Раньше водитель приезжал и первые пять минут бесплатно ждал пассажира. Почему он не должен получить за это деньги? Мы подсчитали, что среднее время подачи машины — четыре минуты. То есть вызывать нужно, когда уже собираешься выходить, а не заранее, чтобы не переплачивать за ожидание.

От идеи до реализации прошло несколько дней. Когда мы убедились, что всё хорошо, то масштабировали проект на весь город. В итоге совокупная прибыль водителей в неделю увеличилась на миллионы рублей только в Санкт-Петербурге, а качество сервиса, согласно мониторингу отзывов, не упало. Это один пример того, как за считанные недели можно реализовать большой проект.

Илья Дроздов, продолжает искать лучших водителей

Если проект оказывается успешным, то сотрудник может на полгода отправиться в любой город присутствия Uber (например, Лондон, Сингапур или Сидней) и внедрить его там. Предположим, кто-то разбирается в оптимизации воронки продаж. А в Латинской Америке, например, не хватает такой компетенции. Можно просто позвонить генеральному менеджеру и предложить своё решение проблемы. Если он понимает, что проблема действительно существует, ты вылетаешь на место и приступаешь к работе.

Один из коллег Дроздова — руководитель отдела аналитики Нейт Андерсон — работал в Дубае и Найроби. А другой коллега — Даниил Петин — половину рабочего времени проводит в командировках: сейчас он находится в Вильнюсе.

Задача Петина — собрать обратную связь, проанализировать данные и дать рекомендации командам, которые занимаются продуктом, операционными процессами и маркетингом. После этого руководитель того или иного отдела собирает команду и решает, как можно справиться с проблемой. Для этого ему необходимо оценить окупаемость вложений и другие эффекты от потенциального нововведения.

Ты принимаешь решения сам — здесь и сейчас, и сразу видишь результат. Тебе не нужно долго согласовывать. Это очень похоже на внутреннее предпринимательство. Именно такую культуру стараются развивать в компании.

Мы недавно ввели функцию точного расчёта стоимости поездки. Система перед поездкой просчитывает стоимость и выдаёт окончательную сумму.

В небольшом проценте случаев может произойти несколько разных сценариев, из-за которых стоимость поездки может измениться. Мы работали с командой Даниила Петина, чтобы понять, какие проблемы наиболее значимые, по каким поступает наибольшее количество обращений и какие изменения мы можем предложить, чтобы обеспечить лучший опыт для клиентов и водителей.

Михаил Баянкин, анализирует опыт пользователей и водителей

Для поддержки связи между региональными офисами генеральный директор Uber Трэвис Каланик каждый вторник проводит для сотрудников сессию вопросов и ответов. «Радует открытость Каланика. Он готов обсуждать все ситуации и находит целый час каждую неделю, чтобы пообщаться с командой», — отмечает Даниил Петин.

Я работаю в компании в России четвертый год, за это время многое поменялось, особенно в том, как мы видим маркетинг. В Uber всегда обращали большое внимание на продвижение, именно поэтому многие стартапы старались копировать то, что было на поверхности: запускали реферальные программы, партнёрства, специальные акции (похожие на доставку мороженого или лодки вместо машин в Uber).

Теперь компания сфокусировалась на построении потребительского бренда: процесс, который не в Uber легко превратится во вкусовщину, у нас все так же сильно завязан на данных (исследований, тестов, бизнес-метриках), без учета которых решения не принимаются.

У российской команды маркетинга много свободы действий: мы проводим исследования, разрабатываем стратегию, все креативное производство местное, у нас есть команда CRM, мы продолжаем работать над крупными партнерствами. Делаем все, чтобы понять, что нужно, чтобы сервис соответствовал местным предпочтениям и успешно развивался.

До Uber я 11 лет работала в маркетинге: в крупных и небольших компаниях, российских и международных, у меня был свой стартап. В Uber для меня объединились их лучшие стороны: гибкость и скорость стартапа и все ресурсы, чтобы пробовать новые идеи и воплощать их в реальность. Помните это чувство, когда хочется делать что-то значительное? Мы каждый день влияем на жизни миллионов людей, делаем их жизнь проще и удобнее — это очень крутое чувство.

Ольга Калинина, руководитель отдела маркетинга

В каких условиях придется работать

Офис Uber находится в центре Москвы, занимает два этажа в бизнес-центре, расположенном в особняке 17 века. На первом этаже офиса находится открытое пространство.

«Открытая планировка увеличивает эффективность: можно подойти к коллеге, задать вопрос и сразу получить ответ. Или провести мини-совещание на пять минут, избегая длинных переписок. Нам важно двигаться быстро, и атмосфера в офисе помогает это делать», — рассказывает Петин.

На втором этаже находятся переговорные комнаты, игровая зона и зона отдыха, где можно выпить чай, кофе или подкрепиться: для сотрудников предусмотрены бесплатные завтраки, обеды и ужины.

Внутренняя культура

Поскольку Uber — молодая компания, корпоративная культура в ней ещё только формируется. Рекрутёр Анна Габуева уверяет, что в команде очень дружеская и неформальная атмосфера: «Мы отмечаем день рождения каждого сотрудника. У нас множество приятных командных моментов. Недавно коллега по своей инициативе организовал поход на скалодром. Стараемся быть небанальными и весёлыми».

Один из главных атрибутов внутренней культуры — стремление максимизировать личную эффективность. Для этого сотрудники стараются рационально использовать в том числе и время в пути до работы — конечно же, с помощью определенного количества бесплатных поездок на Uber.

Текучки нет, и не думаю, что она будет: мы регулярно проводим опросы сотрудников. Уровень удовлетворенности от работы довольно высокий. Главное, что их мотивирует — это возможность видеть результат своей работы почти мгновенно.

Компания постоянно изучает, насколько сотрудникам комфортно на рабочем месте, и те, кто работает с самого начала, не уходят. Единственное, куда уходят люди, — переезжают за рубеж. Некоторые уезжают работать в головной офис в Сан-Франциско.

Илья Дроздов, привлек несколько водителей, пока мы читали текст

Наверное, достаточно — пора действовать

За 2017 год Uber планирует серьёзно расшириться в России. Команда разыскивает людей с совершенно разнообразным опытом и стажем работы в разных городах России.

Список для начинающих карьеру — уникальная возможность получить огромный опыт в разных областях

  • Сотрудники центров активации и поддержки водителей во всех городах присутствия.

  • Операторы колл-центра в Санкт-Петербурге.
  • Специалисты по привлечению водителей во всех городах присутствия: например, супервайзер по привлечению в торговых центрах.

For other positions Uber requires at least upper-Intermediate level of English

For young specialists (1-3 years of experience)

  • City Coordinators (available at Saint-Petersburg, Ekaterinburg, Omsk, Voronezh, Ufa, Novosibirsk, Perm, Samara)
  • Operations Coordinator – Driver communications (Moscow)
  • Operations Coordinator – Product experience (Moscow)
  • Community Operations Coordinator (Moscow)

For experienced specialists (3-7 years of experience)

  • Operations Manager – Strategic&Planning (Moscow)
  • Operations & Logistics Manager – Marketplace analytics (Moscow)
  • Community Operations Manager (based in Voronezh)
  • Senior Community Operations Manager (based in Voronezh)

For great professionals (more than 7 years of experience with outstanding results)

  • Head of Center of Excellence (based in Voronezh)
  • Head of Business Development – Russia
  • Regional Operations Manager (Vehicle Solutions, Russia & CEE)
  • Public Policy Senior Associate – Russia

Узнать подробности вакансии, попросить подобрать вам наиболее подходящую позицию по вашему опыту и подать заявку можно по почте [email protected]