8 слов, чтобы понять современный дизайн и предсказать тренды будущего

И поддержать интеллектуальную беседу, конечно.

Portable Solar Distiller Henry Glogau

Материал подготовлен при поддержке Lexus Design Award Russia Top Choice 2022

Современный дизайн — тот, который делает «красиво», или тот, который решает важную проблему? Разбираемся на примерах.

Переосмысление

CY-BO Kenji Abe

Переосмыслить можно что угодно — например, материал или продукт. Сделать их современными: экологичными, доступными, простыми. Например, придумать новый вид упаковки, который, в отличие от плёнки с пузырьками или пластика, будет использоваться неограниченное количество раз без затрат на переработку (даже до неё добираются не больше 10% всех отходов).

Современный дизайн — тот, который решает важную проблему. В данном случае — помогает справиться с избытком неперерабатываемых упаковочных материалов. Дизайнер Кенджи Эйб переосмыслил типичную упаковку, предложив модель лёгких пористых модулей: они соединяются между собой под любым углом, как части конструктора. В них, как в упаковку, можно «завернуть» что-то хрупкое, или «склеить» из частей самостоятельный предмет, например абажур. Модули можно производить из различных материалов, подойдёт даже старая кожа.

Справедливость

Portable Solar Distiller Henry Glogau

В первую очередь — социальная. Неравный доступ к необходимым для жизни ресурсам — глобальная проблема. И вместо коммерческих потребностей бизнеса приоритетом дизайна становится качество жизни общества. Стремиться к социальной справедливости — значит проектировать распределение ресурсов, которое бы расширяло возможности человека или целого сообщества и при этом снижало бы потенциальный урон природе.

Проект новозеландца Генри Глогау завоевал Гран-при Lexus Design Award в 2021 году. Он смоделировал воспроизводимый в любых условиях механизм (Portable Solar Distiller), который позволяет очищать и опреснять воду с помощью солнечного тепла. Механизм состоит из основания — скрещённых друг с другом ножек — и большого тента, собирающего влагу: вода, попадая внутрь тента, греется на солнце, а конденсат, который образуется на его поверхности, собирается в специальной ёмкости. Вся конструкция легко складывается и может служить навесом от солнца.

Подобные решения уже существуют, но, как отмечает автор проекта, доступ к ним ограничен. Саму конструкцию можно воспроизвести самостоятельно с помощью подручных материалов — пластиковой бутылки, палок, полиэтилетовых тентов или мешков.

Экологичность

Agar Plasticity Kosuke Araki

57% потребителей готовы изменить свои покупательские привычки, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Это отражается на дизайне. Японский дизайнер Косуке Араки предложил использовать агар-агар — желирующий материал из красных и бурых водорослей — в качестве замены пластику. Комбинируя его с другими отходами пищевой промышленности, например остатками водорослей или золой, автор получил материалы разной плотности и толщины.

Waterfall Tap — другой экологичный проект, но уже в сфере интерьерного дизайна. Россияне Илана Лаврова и Алексей Борискин смоделировали смеситель в виде арки и установили на него датчики движения. Смеситель позволяет существенно экономить воду: она подаётся только на тот участок арки, к которому поднесена рука или, например, чашка.

Переработка

PressPlastic Буляш Тодаева

Экологические проблемы можно решать, создавая новые возможности для утилизации или переработки отходов. Московский дизайнер Буляш Тодаева спроектировала термопресс для переработки пластика в листовой материал, который после формовки может быть переработан ещё 4–5 раз. Листы она предлагает использовать в архитектуре, производстве мебели или аксессуаров.

Рост индустрии «быстрой» моды — fast fashion — привёл к стремительному росту текстильных отходов. Японский дизайнер Эрико Йоко предложила использовать их для выращивания растений: переработанные полиэстровые волокна превратились в небольшие кадки в форме мельниц.

Инклюзивность

InTempo Алина Головатюк

Способность дизайнеров замечать потребности других людей, создавать более дружелюбную среду для них и помогать в решении повседневных проблем.

Пример — приложение Intempo, разработка украинского дизайнера Алины Головатюк. Оно создано для тех, кто сталкивается с паническими атаками или социофобией. Вместе с приложением используется специальный кейс: касание точек на нём или на экране в такт музыке поможет успокоиться в любой обстановке — даже очень людной толпе. Такие техники релаксации помогают переживать панические атаки легче (хотя и не заменяют при этом помощь специалиста).

Другой пример — кухонная доска-мультитул для людей с ограниченными возможностями здоровья. Резать продукты на ней можно одной рукой: поверхность доски изменяется так, чтобы удерживать их на месте.

Эссенциализм

Having Nothing and Yet Possessing Everything Ahran Won

Если принцип минимализма — «лучше меньше, чем больше», то принцип эссенциализма — «меньше, но лучше». Эссенциализм уделяет внимание только тому, что действительно необходимо и важно, чётко расставляя приоритеты.

Иллюстрация этого принципа в дизайне — работа корейского дизайнера Ааран Вон: капсула размером с чемодан, содержащая шесть пластиковых коробок, из которых можно сделать наиболее необходимые в повседневной жизни предметы. Например, кровать, если аэропорт задерживает вылет, или стол для работы вне дома.

Интерактивность

KnitX Irmandy Wicaksono

Взаимодействие пользователя с дизайном уже не удивляет. Ценными становятся проекты, которые формируют новый опыт. Например, американский инженер Ирманди Викаксоно создаёт ткани, способные реагировать звуком на физические раздражители (давление, прикосновение и растяжение) и условия окружающей среды (свет и темноту, холод и тепло). Его проект KnitX исследует границы между электроникой, текстилем и музыкальными интерфейсами, делая повседневные ткани иммерсивными: звук, который издаёт ткань, будет зависеть от того, как с ней взаимодействует пользователь.

Другой пример интерактивного дизайна, который помогает приобрести новый опыт, — интерьерная подсветка Luz. Круглая лампа, похожая на иллюминатор, меняет цвет и интенсивность света в зависимости от погодных условий за окном и времени дня. Проект испанского дизайнера Марины Мелладо призван устранить барьеры между внутренней и внешней средой и поддержать психологическое состояние пользователя: например, если за окном темно и дождливо, лампа будет давать тёплый мягкий свет, заменяя солнечный.

Модульность

PIXEL Hiroto Yoshizoe

Модульность подразумевает дизайн-решения, которые легко воспроизвести и масштабировать. Пример модульного проекта — интерактивная инсталляция Pixel, собранная из одинаковых металлических блоков. Они отражают свет и преломляют его, превращая изображение в набор «пикселей» — световых квадратов. Из этих блоков можно строить стены и перегородки, а ещё — воспроизводить окна: блоки преобразуют свет в пиксели и отражают в помещение то, что происходит снаружи.

Другой пример масштабируемых модулей — система охлаждения Terracotta Valley Wind, созданная китайской дизайн-группой Intsui Design. Терракотовые модули создаются из глины — недорогого и доступного материала, пористая структура которого позволяет воде быстро испаряться. Создатели предлагают использовать эти модули на станциях метро: их форма увеличивает силу того потока воздуха, который создаёт проезжающий на высокой скорости поезд. Потоки можно перенаправлять, сокращая таким образом затраты на вентиляцию помещений.

Перечисленные изобретения — победители международного конкурса Lexus Design Award. Главный критерий оценки проектов — их социальная значимость.

Работы должны отвечать трём ценностям премии: предвосхищать инновации, искать новаторские решения, интриговать.

Подать заявку на участие в конкурсе может каждый. Рассматриваются уникальные и оригинальные работы — те, которые не побеждали в других конкурсах и не были реализованы. Важно, чтобы ваш проект мог, выйдя в финал, обрести физический прототип.

Последний день приёма заявок — 20 октября.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Arthur Vashurin

Как совершенно верно сказал Ф. Старк: современный дизайн избыточен, бесполезен и мертв.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Насчет промышленного дизайна я бы поспорил, все-таки там появляются интересные проекты, из которых может что-то полезное вырасти. Такие и выделяют на Lexus Design Awards. А вот то, что происходит сейчас в моде, в масс-маркете, это конечно полное дно. Одноразовые уродливые оверсайз тряпки из разваливающихся после первой стирки якобы экологичных материалов, аляповатость, возведенная в абсолют, гендерная нейтральность и полнейшее отсутствие вкуса. Кстати, не перестаю угорать с того, что все те, кто еще сравнительно недавно презрительно смотрел на металлистов в косухах, теперь круглый год не вылезают из этого ультра-модного аксессуара))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Pyzhov

Громкий постулат, сводящий труд тысяч людей к бесполезному занятию. Среди тысяч экспериментов, прототипов и запущенных продуктов найдутся те решения, которые меняют и будут менять нашу повседневную жизнь. Так что.. какой смысл принимать это за истину )

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff
8 слов, чтобы понять современный дизайн

достаточно всего 3-х слов

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Но это дизайн говна!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Помниться, когда Артемий только начинал - был крайне крутой и прогрессивный чувак, фактически делавший лучший промдизайн в России. Как можно было из этого скатиться в мем и полную дичь я не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Все экс-крутые чуваки становятся мемами, се ля ви.

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Чем вызвана унылая токсичность предыдущих двух комментаторов? Неспособностью к оригинальным идеям? Я тоже туговат на выдумку, но триггерит меня больше на паскуд около власти, чем на фантазеров около дизайна.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Овчаров

Держи нас в курсе

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Насчет чего конкретно, и кого это - "вас"? Только не говори, что таких, как ты, много, не расстраивай меня.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Овчаров

Все... Нам очень интересны высеры на полит тему в разделе дизайн...
Так что держи нас в курсе...

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Не все, у тебя тут только один брат по разуму нашелся.
Когда в следующий раз решишь указывать незнакомым дядькам, на какие темы им высказываться, иди сразу нахуй, не дожидаясь приглашения.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Не раз замечаю, как любители слово токсичный, скоро для меня станет маркером дурака, чуть позже раздают хуй направо и налево

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Маркер дурака - это раздача маркеров.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Вот ты и раздался

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Вот ты и раздался

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Овчаров

Как у тебя бомбит то 😁 Обидел чтоль кто или вечная френдзона утомила?...
Иди на кухонку, водки выпей, о Россиюшке подумай и... проспись...

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Ты все еще говоришь, что кому делать? Это у тебя с детства так?)

Еще раз: иди нахуй.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Это существо выше че-то крякало про токсичность

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Овчаров

Пупсика обидели... Иди мамке поплачься 😁

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Много

Ответить
Развернуть ветку
evgeny fortniter

Современный дизайн развивается в сторону эпатажа. Однажды он выйдет за рамки функциональности полностью и вот это будет сюр чистой воды.

Ответить
Развернуть ветку
Неумный комментатор

Он не развивается в ту сторону, в ту сторону идут художники по призванию, почему-то именующие себя дизайнерами.

Некоторые из этих людей и модельерами себя называют, но их творения даже не каждый сноб не себя наденет.

А дизайн может идти только в сторону функциональности, иного пути у него нет в силу логики вещей.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Belikov

У меня другие 8 слов приходят на ум.
Тошнотворные градиенты (потому что мой графический редактор это умеет).
Плоский дизайн (чтобы можно было сэкономить на дизайнерах).
Буквенные логотипы (чтобы можно было ничего не придумывать).
Неэффективность и непродуманность (потому что часто цель не решить задачу клиента, а выпендриться).

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Что бы быть в тренде достаточно работать в индустрии и понимать, что происходит, заглянув со стороны за полчаса гугления, вряд ли ты сможешь понять весь спектр паттернов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Ничего нового в трендах. Только называются теперь модными словами.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kletsel

Особенно мне понравился пункт про справедливость, понимаемую как «всё взять и поделить». Если еще можно как-то понять, почему в этот инфантильный социализм верят калифорнийские леваки, то как такую опасную чушь можно писать на русском языка, в котором существует слово «уравниловка», понять трудно. Автор, видимо, не был свидетелем обрушения Совка.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Лу

Только закончил читать статью
https://vc.ru/design/304919-kartinka-ot-kotoroy-bombit-u-vseh-dizaynerov

Эта статья выглядит как продолжение

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Аникин

То есть "дизайнеры" создают новые проблемы под видом решения существующих, хотя на существующие никак повлиять не могут. Зато получают за это "награды".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гожий

критерии экологичность и переработка, общее и частное
инклюзивность vs интерактив + справедливость — инклюзивность и предполагает справедливость, участие и много чего. общее и частное.

Как выглядела бы статья от автора про 8 съедобных штук.

1. ягоды
2. клубника
4. фрукты
5. яблоко
6. груша
7. овощи
8. закатки

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гожий

Действуя по принципам эссенциализма, переосмысления, в т.ч. экологичности (зачем бумагу марать) у нас получится 5:
- переосмысление
- экологичность
- инклюзивность
- эссенциализм
- модульность
Этаж мала! надаж 8!!!

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff
Рост индустрии «быстрой» моды — fast fashion — привёл к стремительному росту текстильных отходов. Японский дизайнер Эрико Йоко предложила использовать их для выращивания растений: переработанные полиэстровые волокна превратились в небольшие кадки в форме мельниц.

В процессе переработки активно отравляется окружающая среда, но кого это волнует?

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда