Как сделать курсы для тех, у кого никогда нет на них времени

Рассказываем о простом образовательном формате — в 5, 50 и 500 словах.

Материал подготовлен при поддержке «Бизнес Драйв Академии»

В 5 словах

Сделать их ёмкими и «фактурными».

В 50 словах

Чтобы вечно спешащий пользователь смог найти время на онлайн-обучение, нужно сделать его максимально полезным и… коротким. Например, убрав всю «воду» и «лишнюю» теорию. Так получится мини-курс: хорошо структурированная программа с практическими советами, рассчитанная на несколько часов изучения. Хорошо, когда в мини-курсе сочетаются несколько форматов: текст, инфографика, видеолекции и даже аудиоверсия.

В 500 словах

Согласно исследованию платформы Sell Courses Online, лишь 15% зарегистрированных на онлайн-курс слушателей успешно его оканчивают. Дело не только в качестве (контент сам по себе может быть неплох). Важные причины — недостаток времени и планомерно снижающаяся вовлечённость пользователя. По статистике, уже через две минуты после начала видео слушатель начинает терять интерес.

Мини-курс — формат, который может решить эти проблемы. Как сделать интересный для пользователей, но при этом информативный курс, рассказал директор по маркетингу «Ростелекома» Сергей Таболин.

Сергей Таболин
директор по маркетингу «Ростелекома»

Мини-курс — это сколько?

Хорошая программа рассчитана на то, что человек сможет освоить её всего за неделю — при этом не жертвуя работой, семьёй и другими делами. Согласно исследованиям «Бизнес Драйв Академии», образовательной платформы для предпринимателей от «Ростелекома», за неделю он успевает пройти от четырёх до шести уроков — максимум по часу в день. Основное отличие мини-курсов от обычных — фокус на практических советах и лайфхаках с минимумом теории и 0% «воды». Например, делая курс на тему «Цифровое продвижение», не говорите про «эпоху соцсетей» и не разбирайте биографии известных маркетологов 20-го века. Лучше сразу дайте инструкцию о том, как составить контент-план.

Как сделать свой мини-курс

Сделав для «Ростелекома» в общей сложности 21 мини-курс, мы вывели несколько важных правил. Итак, нужно:

  • Подробно изучить целевую аудиторию. Мы опросили пять тысяч предпринимателей, многие из них работают в регионах. Выяснилось, что домашние задания и тесты слушателей особо не интересуют — а значит, программу не стоит ими перегружать.
  • Понять, какую их проблему решит курс. Чтобы найти боли целевой аудитории, опросите потенциальных слушателей — так мы делали в «Академии». В результате такого опроса у нас появился курс про то, куда вкладывать деньги в кризис.
  • Найти подходящего спикера. Лектор не может быть теоретиком — проблемы слушателей должны быть знакомы ему из личной практики. К работе над курсом для бизнес-аудитории мы приглашаем самих предпринимателей — тех, кто начал с микробизнеса и смог его расширить.
  • Объяснять простым языком. Термины (даже относительно распространённые вроде Agile или Scrum) могут отпугнуть пользователей и замедлить процесс обучения.
  • Соблюдать баланс полезной и развлекательной информации. То есть примерно 80% пользы и 20% шуток и баек от спикера. Так курс остаётся нескучным, но уроки не затягиваются.
  • Адаптировать платформу под мобильное устройство. Если человеку захочется почитать что-то полезное по дороге домой или на беговой дорожке — у него должна быть такая возможность.
  • Подавать материал в разных форматах. Одну и ту же информацию можно представить и как видеолекцию, и как подкаст, и как статью, и как инфографику.
  • Не забывать про закрепление. У каждого урока должен быть конспект, а в конце курса — завершающий урок с основными выводами.

Где можно посмотреть на примеры

Те, что мы делаем в «Бизнес Драйв Академии», можно посмотреть на сайте или в приложении на iOS и в Google Play. На платформе — курсы для потенциальных и практикующих предпринимателей на прикладные темы: от ведения бухучёта до поиска целевых клиентов. В «Бизнес Драйв Академии» учатся (то есть проходят хотя бы один урок каждую неделю) 17 тысяч человек.

До 69% слушателей проходят курсы до конца.

В «Идее бизнеса и идее продукта» восемь уроков, каждый по 10–15 минут.

А ещё есть памятки и чек-листы.

Курсы бесплатные и доступны после регистрации.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Hallederiz
Согласно исследованию платформы Sell Courses Online, лишь 15% зарегистрированных на онлайн-курс слушателей успешно его оканчивают. Дело не только в качестве (контент сам по себе может быть неплох). Важные причины — недостаток времени и планомерно снижающаяся вовлечённость пользователя.

Я конечно, частное наблюдение, только в 100% случаев моя вовлеченность как студента падала именно из-за качества "контента" (вообще-то в обучении правильнее говорить учебного материала, контент - терминология для медиа). Проблема "недостатка времени" - на самом деле проблема недостатка мотивации, и решается именно качеством обучающего материала, когда мотивирующим фактором выступает обучающий материал.
Почему на котиков или соцсети всегда находится время, а на вроде бы нужный и полезный курс - нет?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Геер

Потому что это вопрос не про время.

Котики и соцсети — это про отдых головой, отсутствие обязательств, эмоции и моментальную награду. Это то, что заложено в нас природой и нравится мозгу. А любой курс, тем более ВРОДЕ БЫ нужный и полезный — это когнитивная нагрузка, усилие над собой, длительная сосредоточенность, работа с мотивацией и не всегда понятный результат. Все то, что мозгу не нравится.

Прохожу, в зависимости от сложности и продолжительности, от 3 до 5 курсов в год. На своём опыте убедился, что качество — действительно, не первый фактор, который влияет на прохождение.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Петровна

Солидарна) Плюс ко всему, вовлечённость скорее всего ещё может падать потому, что мини курс просто для галочки. Если человек хочет учиться и получать знания мини курс не поможет. А если узнать азы, то вполне )

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Нарастающая профанация обучения. Мы спросили у пользователей, как они хотят учиться, они ответили, что в гробу видели учиться, поэтому мы решили, что учить не надо, достаточно создавать видимость.

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

Мне вот интересно, вы высшую математику в каких 50 словах преподавать планируете. И еще интреснее, вы с выпущенными вами спецами вместе в каменный век собираетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Pika Chu

а в чем проблема рассказать о сложных вещах в простой форме? см. Савватеева.
как говорил Ричард Фейнман: если ты не можешь объяснить то, чем ты занимаешься на листе бумаги и объяснить это уборщице - значит ты не понимаешь над чем работаешь.

// собственно личный опыт преподавания матана в вшэ у бакалавриата. объяснение сложного предмета сложным образом экспоненциально повышает сложность обучения, надо уметь упрощать и излагать материал доступно, если цель - обучить. вижу одну из проблем в образовании как раз в том, что многие преподаватели даже простые идеи доносят сложным и непонятным образом.. но в СНГ привыкли, отсюда и такое мышление

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

в короткой (50 слов) не значит в простой :)

вижу одну из проблем в образовании как раз в том, что многие преподаватели даже простые идеи доносят сложным и непонятным образом

вузовские учебники даже по современным дисциплинам (Юрайт, Инфра) - это сплошная когнитивная боль. В университете думала, что это я тугодум, читаю один абзац раз пять, но ведь можно одну и ту же мысль сформулировать по-разному

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шестакова

Школьные учебники тоже вызывают когнитивный диссонаннс. Я три раза прочитала у ребенка параграф в котором рассказывали, почему не тонут железные корабли -ничего не поняла (при том, что я немного знаю физику и уж точно знаю, почему корабли не тонут)

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

Ну расскажите мне понятно в 50 словах про, скажем, поля галуа

Ответить
Развернуть ветку
Pika Chu

Не вижу никаких проблем рассказать о конечных полях доступно. Доступно не равно 50 слов. Если мы говорим о неких ограничениях по времени, то внимание нынешних студентов хватает минут на 15, поэтому приходится подстраиваться к этим реалиям.
Хотите послушать - сдавайте вступительные и приходите учиться, я занудам и снобам бесплатно ничего не рассказываю, ценность информации сразу обесценивается.
Так что можно дальше продолжать мыслить узко и думать, что сложные вещи могут быть донесены только сложным образом - Игорек, это ваш выбор
Ой, совсем забыл, что нахожусь на vc.ru с токсичными комментаторами, которые знают все лучше всех ))
Ребята, которые делают стартап - красавцы, оптимальное упрощерие материала положительно сказывается на его восприятии студентами, так держать

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

Нет никакой ценности в твоей информации. И писанина на полсалфетки это критическое заблуждение. Таким подстраивальщикам к 15 минутам неведомо понятие аналитика. Так а что там про поля галуа за 50 слов или страницу текста?

Ответить
Развернуть ветку
Pika Chu

so toxic ;) об этом и речь...

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

So, не хрен тебе ответить. Языком чесануть про 50 слов легко, а обосновать сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Pika Chu

Ахахаха, мамкин агрессор

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

Смешно? У самого мама жива? У меня умерла 20 лет назад. У вас все в ростелекоме любят унижать и издеваться над людьми или это только вы?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Arbatsky
Подавать материал в разных форматах. Одну и ту же информацию можно представить и как видеолекцию, и как подкаст, и как статью, и как инфографику.

Это хорошо, я вот больше люблю почитать. Но вот установил ваше приложение, во многих курсах формат только видео.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Смирнов

Почему не в 50, а в 53 словах?

Ответить
Развернуть ветку
wavewithme

Сначала также подумал, а оказывается слов 50, слова через дефис "онлайн-обучение" и др. считаются как одно сложное слово

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито
Ответить
Развернуть ветку
Алена К

Здорово, только у вас сайт через раз работает. Галочки пройденного ставятся по рандомному принципу спустя несколько нажатий, страницы зависают или не отображаются. Чат с телефона открывается таким образом, что нельзя прочесть сообщение или написать ответ

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Карташов

так в 50 словах, это образное выражение. Автор просто хотел сказать, что как можно короче все рассказать без лишней бесполезной информации

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Сорокина

На самом деле кратко, но информативно, понятно и по делу это очень важно. Проходила кучу курсов с нудными часовыми видео лекциями, действительно минут 15-20 и начинаешь либо засыпать, либо терять суть. Какая уж тут мотивация )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Glazachev

Ну собственно поэтому я ставлю в своих курсах продолжительность урока не более 10 минут. Курс заканчивают более 90% купивших. Для человека очень важно поставить у себя в мозгу галочку, что одно пусть маленькое, но полезное дело я сделал, я молодец, чем сидеть страдать над 2-3 часовым видео.

Ответить
Развернуть ветку
Анна П

Считаю, что дело не во времени, а именно в нудности и информативности. Даже если нудное часовое видео нарезать по 10 минут, интерес не появится. Я, если вижу нарезки по 2 минуты, даже не начинаю смотреть. Просто впадлу постоянно давить кнопку "далее". Особенно это бесит, если пытаешься совмещать с беговой дорожкой. А вот некоторых спикеров, я готова слушать часами, ибо профит от каждой минуты.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sergeychik

Посмотрел - странное приложение и видео такие же.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Таболин уже в Ростелекоме не работает, кстати.;)

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда