Промо
6 430

Мы перенесли перепись населения в интернет и сделали «Госуслуги» мобильными

Сотрудники «РТ Лабс» — о создании «Мобильного избирателя», приложения «Госуслуги» и проведении цифровой переписи населения.

В закладки
Аудио

Материал подготовлен при поддержке «РТ Лабс»

Портал Госуслуг несколько раз в год добавляет новые опции, которые помогают пользователям реализовывать свои гражданские права в онлайне. За эксплуатацию портала отвечает компания «РТ Лабс», которая вместе с «Ростелекомом» занимается развитием Электронного правительства.

Цифровые сервисы сокращают время и трудозатраты на важные гражданские процедуры: например, выборы и перепись населения. Для сравнения:

  • На первый подсчёт жителей России в XIX веке понадобилось несколько лет и десятки тысяч переписчиков. В 2018 году состоялась первая пробная цифровая перепись населения. Живые переписчики тогда просто контролировали процесс, всё остальное происходило в интернете.
  • До недавнего времени гражданам России, которые живут не по месту регистрации, нужно было пройти несколько инстанций и потратить много времени, чтобы получить открепительное удостоверение на выборах. Теперь проголосовать по месту пребывания можно, заполнив специальную форму на «Госуслугах».

За оптимизацией и автоматизацией этих процессов стоит работа команды «РТ лабс».

«Мобильный избиратель»

Работает над порталом Госуслуги три года. Главный аналитик проекта, формировал требования к продукту, курировал его производство.


Роман Розанов
заместитель начальника отдела аналитики Инфраструктуры электронного правительства

Как появился «Мобильный избиратель»

Для того, чтобы проголосовать не по месту регистрации, избирателям нужно было заранее получить открепительное удостоверение по месту жительства. До 2018 года сделать это можно было, подав заявление в участковую комиссию.

В 2018 году ЦИК России организовал приём заявлений о голосовании по месту нахождения в МФЦ, участковых и территориальных избирательных комиссиях. А на «Госуслугах» мы разместили сервис, который позволит подать такое заявление и следить за его обработкой, не выходя из дома.

В чем была сложность

Мы собрали первую версию «Мобильного избирателя» на «Госуслугах» и попросили коллег и знакомых протестировать продукт. В итоге обнаружили серьезную проблему: когда пользователю нужно было выбирать свой округ, оказалось, что практически никто его не помнит, а фактически можно было выбрать любой, на котором избиратель не смог бы проголосовать. Тогда мы придумали решение, которое помогло преодолеть этот барьер.

Как мы добились автоматизации поиска участков

На выборах глав субъектов РФ был 21 избирательный округ, охватывающий субъект. Нам нужно было определить регион и только те участки для пользователя, на которых он может проголосовать.

На дополнительных выборах депутатов Госдумы было семь избирательных округов. Их описание было слишком размыто и на языке документов звучало как «от этого столба до того перекрестка». Мы обработали эту неструктурированную информацию и превратили избирательные округа в полигоны из нескольких тысяч точек, отрисовав их с помощью сервиса «Яндекс.Карты».

Что получилось

Результатом работы стала электронная форма, в которую пользователь вводил адрес регистрации. По нему система определяла географическую принадлежность к избирательному округу и отображала пользователю только те участки, на которых он сможет проголосовать. Оставалось только выбрать подходящий, заполнить заявление, а позже прийти на место с документом, удостоверяющим личность.

Каждый раз эта услуга дорабатывается под новые потребности. Цикл подготовки услуги под выборы занимает около месяца. До двух недель уходит на утрясание юридических вопросов и сбор требований, неделя — на постановку задачи, до трёх недель — на реализацию и согласование с ЦИКом и Минкомсвязи.

За всё время работы «Мобильного избирателя» — выборы глав субъектов, выборы президента, выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам — им воспользовались более 2 млн человек.

Первая пробная цифровая перепись населения на портале Госуслуг

Написал концепцию и курировал реализацию проекта электронной переписи населения.

Денис Хадасков

директор проектов Департамента развития бизнеса

Как появилась идея провести перепись в электронном виде

Концепция была предложена Росстатом два года назад, её долго обсуждали и утверждали. В итоге всё согласовали в 2018 году — за три месяца до начала переписи. Тогда же решили организовывать её с помощью портала Госуслуг, так что нам пришлось работать в жёстком временном режиме. Над проектом работали 25 специалистов из двух городов — аналитики, инженеры, программисты и архитекторы. К тому моменту у нас уже был опыт работы с «Мобильным избирателем», так что в некоторых моментах удалось сэкономить время.

Как проходила реализация проекта

Мы написали подробное техническое задание, согласовали его с Росстатом и Минкомсвязи. Разработали электронную форму переписного листа. Основная сложность была в том, что у неё был серьёзный логический контроль, очень много параметров. В зависимости от ответа на вопрос проверялась его корректность — мы интегрировали форматно-логический контроль.

Около 150 триггеров, которые содержала форма, могли привести портал к перегрузке. Мы вовремя оценили угрозу, увеличили серверные мощности и продублировали некоторые каналы связи.

Затем мы тестировали продукт на закрытом контуре или, проще говоря, с помощью внутренних ресурсов — в «песочнице». Привлекли наших тестировщиков и других коллег. В итоге разработали около пяти версий, прежде чем продукт был готов.

После доработки тестовое электронное голосование стало максимально удобным:

  • Пользователи регистрировались на «Госуслугах».

  • Подтверждали личность через онлайн-банкинг, МФЦ или Почту России.

  • Вносили свои данные в электронную форму.

  • После заполнения заявки приходил код подтверждения.

К участникам тестовой электронной переписи приходили сотрудники Росстата, пользователи предъявляли им код, который вносился в специальный планшет переписчика.

Результаты

Пробная цифровая перепись прошла с 1 по 10 октября 2018 года. На Госуслугах было принято более 470 000 заявлений, что составило более 1,2 млн. человек.

Сейчас услуга закрыта, мы будем дорабатывать её и снова откроем в 2020 году, когда начнётся Всероссийская перепись населения. Мы уже начали разрабатывать новую версию: первый вариант технического задания будет готов в марте 2019 года. Планируем упростить анкеты, чтобы пользователи могли максимально легко заполнять их. Для этого нужно автоматизировать огромные массивы данных, включающих, например, регистрацию по месту жительства.

В 2020 году мы откажемся от практики, когда участнику переписи кроме регистрации на Госуслугах нужно подтверждать свою личность в МФЦ, онлайн-банке или в почтовом отделении. Будем принимать заявления и от неверифицированных граждан.

Мобильное приложение «Госуслуги»

Связующее звено между командой разработки и заказчиком.

Алина Волкова
аналитик

Первая версия мобильного приложения «Госуслуги» появилась в Google Play и App Store в 2012 году. Через два года сервис адаптировали под Windows Phone.

«Госуслуги в кармане» — наш слоган. Приложение помогает воспользоваться услугами и сервисами буквально в любом месте и в любое время. Онлайн доступны услуги ГИБДД, Налоговой, ФССП, Пенсионного фонда и других государственных структур.

В команде «РТ Лабс», которая занимается поддержкой и развитием портала Госуслуг и мобильного приложения, работают аналитики, разработчики, дизайнеры, проектировщики, руководители технических подразделений. Команда проекта распределена между Москвой, Самарой, Ярославлем и Воронежом.

Примерно раз в квартал в маркеты выходит модернизированная версия приложения: улучшается дизайн, добавляются новые опции и функции. Стабилизационные версии приложения мы выпускаем примерно раз в месяц.

Если пользователь обнаруживает ошибку, он может сообщить о ней в службу поддержки любым удобным для него способом: написать в чат поддержки прямо в приложении, позвонить по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Иногда специалисты поддержки просят пользователей прислать скриншот экрана или снять видео и логи – эта информация необходима разработчикам приложения для точной локализации проблемы.

Сегодня владельцы мобильных устройств оценивают приложение «Госуслуги» на 4,6 баллов. С момента выпуска оно было скачано более 30 млн раз.

В этом году мобильное приложение «Госуслуги» победило в номинации «Доступное правительство» на международном конкурсе Best m-Government Service Award.

Электронное правительство — наш флагманский проект, но далеко не единственный. «РТ Лабс» также развивает ключевые решения в области цифровой медицины и биометрических технологий. За прошлый год наш штат вырос на 19%, и мы продолжаем усиливать команду. Напишите мне на hr@rtlabs.ru, чтобы узнать больше о наших вакансиях и компетенциях, которые мы ищем.


Алексей Елизаров
HR-эксперт «РТ Лабс»
{ "author_name": "Fedor Karnakov", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 51, "likes": 22, "favorites": 11, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 59733, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 28 Feb 2019 11:25:25 +0300" }
{ "id": 59733, "author_id": 160974, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/59733\/get","add":"\/comments\/59733\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/59733"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199134 }

51 комментарий 51 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Ну, и простыня, думаете, кто читать столько воды будет?

Госуслуги - это распил и полностью кривая система. В ней столько багов, что сотрудники мфц и прочих госслужб страдают ежедневно, а обыватели типа меня, редко, но метко.
Как-то я 40 минут пытался с мобильного файрфокса, потом мобильного хрома оформить заявление на права, прямо в здании гибдд. Ведь очередь хоть и живая, а записаться надо заранее. Плюс, потом оказалось, что на две недели вперед.

Суть не в этом - я банально не мог выбрать подразделение на карте.

В итоге, памятуя о своем сисадимнском прошлом, зашел через rdp на сервак, запустил там Internet Explorer - и все получилось.
Сейчас эти карты глючат перманентно. Для 100% работы используем ИЕ.

А что с удаленным получением документов? Опция есть, заполняешь, подгружаешь, а потом тебе приходит ответ из ведомства, извините, к нам только ножками с оригинальчиками и копиями.

И баги там абсолютно везде. Если бы я так работал... помечтать не вредно.

Ответить
60

Может и распил, но крайне полезный. Разница в работе с государством с момента ввода ГУ и МФЦ и тем что было до - просто колоссальная. Вещи которые раньше требовали стояния в отвратных очередях теперь либо не требуют визита, либо не требуют нахождения в очереди.
Система развивается и надеюсь туда прикрутят более современный 2НДФЛ что вообще кардинально поменяет некоторые вещи.

Ответить
39

да, конечно у нас не принято хвалить государство. Но именно госуслуги и вообще вся работа с государством через интернет - это большой шаг в будущее. В этом плане Россия впереди многих стран Европы даже. Поэтому не понимаю хейта по поводу убогости госуслуг. Они смогли огромную махину запихнуть в личный кабинет и заставили это работать эффективно.

Ответить
3

Да просто некоторым очень важно оставить свое фи, независимо от того, что происходит в реальности. Отсутствие критического мышления.

Ответить
29

В защиту госуслуг могу сказать, что у меня с ними не возникло никаких проблем ни разу: загранпаспорт, справка из мвд, права, штрафы, налоги. Все что мне нужно было я сделал. 90% этого я сделал через приложение. Наверняка, это эффект выжившего, но говорить, что продукт полное говно некорректно.

Ответить
12

Поругать то мы все можем.
А вы стояли в паспортный стол с 5 утра в очереди?
А вы ходили в 5 разных инстаниций, что бы оформить квартиру?
А вы получали выписку из домовой книги?
и тд...

Да, госуслуги не идеальны, но это просто небо и земля с тем что было! И вопрос не в багах или местами неработающем функционале... тут дело в том, что населению становится лучше и удобнее! Местами даже от компа отходить не надо, а местами достаточно одного посещения МФЦ, что бы решить целый ряд вопросов.

Ответить
5

Тоже самое, ощущение сервиса где постоянно какие то ошибки, что то не работает. Почти не пользуюсь и то умудрился зайдя словить пару багов. Не помню уже точно в чем была проблема, так как это было где то около года назад.

Ответить
0

no idea whats so ever?

Ответить
4

Плюс, потом оказалось, что на две недели вперед

к нам только ножками с оригинальчиками и копиями

И баги там абсолютно везде

Ух сколько багов разработки

Ответить
–2

так это ж баг. услуга есть в системе, а в реале отсутствует

прям проггеры собрались, айтишники - много вы о багах знаете

если баг проявляется явно и для всех - это явный провал в разработке

да лан, че бисер метать :)

Ответить
0

Очень конструктивненько.

Ответить
0

Вообще-то, я - айтишник. И, если бы остальное айти работало так, как госуслуги... не буду проводить аналогий.
Любая ошибка айти наносит вред бизнесу. А тут физлица и подневольные сотрудники, на них сколько хочешь экспериментировать можно.

Раз сделали столько багов, молчали бы в тряпочку.

п.с. кстати говоря, в Московской области с появлением госуслуг и мфц стало только хуже.
Если раньше я и права, и регистрацию автомобиля в этот же день получал, то теперь мне надо записаться. Та же беда в поликлиниках - очереди начинаются с месяца.

Ответить
0

how long for

Ответить
0

Это вы сайтом почты России ещё не пользовались.

Ответить
0

true

Ответить
0

Да нет, пользуюсь постоянно. Отправляем/получаем документы организации, личные всякие штучки.

После обновления почты работать именно информационная система стала очень хорошо.

Да и письмо первого класса из Московской области в Ульяновск дошло за менее, чем двое суток - т.е. через день с утра его забрали.

точно также получаем - треков в личном кабинете набьем и мобилка тренькает, когда письмишко очередного контрагента прибыло.

Имхо, сравнение почты и госуслуг неуместное.

Ответить
22

Просто в пику стаду дерьмоедов, которые набегают ну просто в _абсолютно любую_ новость о российской действительности с криками "это распил" хочу выразить благодарность ребятам за их труд. Пользовался госуслугами пару десятков раз - оплачивал налоги, штрафы, записывался в ГИБДД и получал загран - всё отработало отлично (в ГИБДД кстати теперь при записи черз ГУ отлельная площадка осмотра и инспектора ждать не надо - выходит сразу).

Ответить
5

Класс. Напишите пожалуйста сколько чиновников уволено за счет автоматизации ручного труда и, желательно, точную цифру того сколько в итоге выиграл бюджет. Формулу можете использовать такую:
(З/П уволенных чиновников за месяц - (Расход на ПО/количество месяцев реализации + стоимость месячной поддержки)) * 12.
Таким образом мы получим примерную выгоду на следующий год от этой модернизации в инновации.

Ответить
9

Выгоду считать нужно не так.
в 2010 году мне нужно было получить справку из налоговой. Я отпросился с работы, потому что туда час ехать и потом пол дня стоять там в очереди.
в 2017 году я эту же справку получил онлайн на почту за несолько часов.
Теперь прикиньте сколько человекочасов экономит такая система для экономики, учитывая масштабы ее деятельности.

Ответить
5

Мне кажется чиновников стало больше.

Ответить
3

В какой-то статье медведев писал, что ему на цифровую экономику нужно минимум еще миллион чиновников...

Ответить
2

Георгий, полагаю, этот вопрос к счетной палате))

Ответить
1

А поему формула не включает в себя оценку увеличения удобства для людей? И что включает в себя расход на ПО?

Ответить
5

Властям рулить выборами станет в разы проще)

Ответить
0

Наконец то я могу сказать в глаза людям, что они просто забили хер на пользователей.
Позиционируете себя как удобный сервис для социальных нужд, а по итогу я заявление в загс подавал целый день!!! Сначала есть дата, через секунду уже нет, и снова и снова и снова хер попадаешь. О чудо! Нажал кнопку обновить и вылезло, что дата забронирована, хуй знает каким вычислительным алгоритмом, но пойду женится в четверг.

Ответить
10

Они просто хотели тебя спасти

Ответить
0

Ахахаххаахахха

Ответить
1

Там уже брак можно зарегистрировать онлайн, если у обоих аккаунты

Ответить
1

Немного не так, можно подать заявление и не более, ЗАГС никуда не делся. Просто в очередях теперь можно не стоять, и да, аккаунты нужны обоих.

Ответить
2

В результате пришлось нанять еще 100500 чиновников, чтобы они печатали бланки голосования)))

А если серьезно, как система взаимодействует с оффлайн точками голосования для избежания дублей?

Ответить
0

Я предполагаю, что оффлайн голосование не влияет на онлайн результат

Ответить
13

В нашей стране голосование в любой форме не влияет на результат)

Ответить
0

А я все думал, какие мудаки проектировали этот портал. Спасибо, теперь буду знать кого проклинать каждый раз, сталкиваясь с этим говнищем.

Ответить
1

Я вот не поленился и посмотрел другие ваши комментарии к разным статьям на данном ресурсе. И таки да, я увидел там ровно то, на что и рассчитывал. Комментарии делятся ровно на два типа - всё говно и все пид...сы. Видимо вы граф Монте-Кристо, не иначе. Так вот теперь вдвойне хотелось бы конкретики. С каким говнищем именно вы столкнулись на портале? При заказе какой услуги? Критика приветствуется, но обьективная. А не вбросил экскрементов кучку и убежал.

Ответить
1

Этот материал уже баян)) хака никакого не было)) товарищ просто в бэке умудрился внести свои данные. Читайте адекватные комменты в статье)

Ответить
–2

Не в бэке, а во фронте)

Вам неплохо видимо доплачивают, зарегистрироваться на VC для того чтобы отстаивать госуслуги в комментах)

Ответить
0

чтобы что?

Ответить
0

Зла не хватает и нервов на этот портал, что аж пришлось второй коммент писать

Ответить
1

да камон! как вы это делаете? у меня все отлично вышло. женился через госулуслуги)

Ответить
0

ты избранный

Ответить
0

please be patient

Ответить
0

Думаешь я могу дважды проголосовать?

Ответить
0

Леонид, не сможешь) Принято будет только заявление, поданное первым. При этом тебя исключат из списка по месту регистрации и включает в список на новом месте.

Ответить
0

лайфхак - иду с ноутом на участок, беру бумажку, голосую на ноуте, скидываю бумажку в урну)

Ответить
0

Так нельзя на ноуте проголосовать на любых выборах в органы власти

Ответить
0

смешанные чувства. с одной стороны приятно читать отзывы - нет, не разработчиков госуслуг, а каких нибудь журналистов из медузы, которые опытным путем на своих шкурах выяснили, что в цифровизации отношений с государством или банками или сотовыми операторами европейцам до нас еще пахать и пахать. с другой - услуг в госуслугах вроде тьма, но как только уходишь уровнем вниз, ощущение что это просто агрегатор ссылок на профильные ведомства, а там родной и знакомый интерфейс родом от авторов советских инструкций к бытовой технике. и еще косяк - сейчас, например, налоговая тоже пилит свой ЛК аппс - и инфа по оплатам и начислениям там куда оперативнее появляется.

Ответить
0

Так вот кому сказать спасибо надо было за такое чудо природы

Ответить
0

Госуслуги - крутая штука, но крайне кривая. Приложение под iOS не особо юзабельное. Багов куча - мне, например, пришло уведомление от ведомства 7 февраля, но пуш о нём пришёл только пару дней назад, а письмо не пришло совсем.
Месяцем ранее я долго не мог оплатить пошлину, потому что «платёж не найден в гис гмп». И тд.

Ответить
0

Очень неоднозначные чувства от таких статей) Люди трудятся, стараются, придумывают что-то новое, разрабатывают, а уровнем выше это все нафиг не нужно.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }