Критика: программы MBA переоценены

Предприниматели критикуют MBA, а организаторы курсов Digital MBA им отвечают.

Материал подготовлен при поддержке Digital MBA

Критика: программы MBA переоценены
Сразу к делу
Учиться MBA

Примерно год назад Mail.ru Group и GeekBrains запустили программу Digital MBA, на которой учат создавать цифровые продукты и внедрять новые технологии в бизнес. В России это первая программа от интернет-компании — ранее MBA в стране преподавали только в университетах. Обучение стоит 590 тысяч рублей и продолжается девять месяцев.

Российские предприниматели рассказали, какие минусы они видят в программах MBA в целом, или почему считают, что они переоценены. Но чтобы всё было объективно, на критику ответила Ольга Демидова, директор программы Digital MBA от Mail.ru Group.

Олег Анисимов, партнёр в Tim&Team

Критика: программы MBA переоценены

MBA завышает ожидания

Если человек дурак, то степень MBA не принесёт ему ума. Она добавит неоправданных понтов и знания определений, которые при желании можно освоить за неделю.

А человек с иностранным MBA, приезжая к нам в страну, иногда не понимает реалий рынка. Ему невдомёк, что два года опыта в реальном российском бизнесе полезнее, чем месяцы, потраченные на MBA.

Так получилось, что в местах, где я работал, людей с MBA брали редко. Видимо, это связано с тем, что у кандидатов завышенные ожидания и неверные представления о собственном опыте и интеллекте. Но те, кого брали, были хорошими профессионалами.

В «Тинькофф Банке», где я работал четыре года, ключевые бизнес-персоны не имели степени MBA. Вероятно, это и помогло построить банк, который выбивается из отраслевых шаблонов.

Ответ Ольги Демидовой, Digital MBA

Критика: программы MBA переоценены

В чем-то соглашусь с тезисом, так как MBA — надстройка для уже осознанных и зрелых людей, которые хотят продолжать развиваться и расширять круг общения. То есть, это не базовый уровень, необходимый всем. Цели у людей разные, и кому-то достаточно школы или среднего образования, а некоторые идут за степенью.

При поступлении на MBA, обычно, проверяют осознанность будущих студентов. Например, у нас в Digital MBA кандидат первым делом заполняет анкету, где рассказывает о своих бизнес-целях и каких результатов хочет достичь, отучившись по нашей программе. А также — как именно он будет оценивать этот результат.

Уже на этом этапе можно заметить, если человек не совсем понимает, для чего он собирается учиться и какие задачи решать. Часто на этом этапе мы предлагаем взять паузу и подумать о своем решении. Возможно, что сейчас яркой сформированной потребности на обучение просто нет.

На втором этапе мы просим всех участников пройти опросник Hogan Assessment Systems, который позволяет выявить три ключевые вещи: сильные стороны, ограничители — что мешает быть эффективным, и ценностные предпочтения.

Критика: программы MBA переоценены

А затем участники встречаются с коучем, вместе с которым разбирают свои профессиональные и карьерные цели. Мы можем отказать кандидату на любом этапе, заметив, что наша программа не принесёт ему пользы. Но порекомендуем другие бизнес-школы, максимально подходящие под цели и задачи.

Завышенные ожидания тоже есть — это подтверждает даже статистика. Ученики думают, что их будут с радостью брать во все компании. Но в сегодняшнем мире преимущество даёт не степень, а конкретные знания и навыки.

При трудоустройстве смотрят на них, достижения, репутацию, а не на диплом.

Что касается истории с банком, скорее всего, это ошибочное утверждение. Современные программы MBA направлены на то, чтобы раскачать человека и убрать шаблонность. Вряд ли формат банка связан с отсутствием степени.

Критика: программы MBA переоценены

Среди программ MBA много пустышек

Если человек умный, то степень MBA, безусловно, поможет ему. Если это, конечно, не деревенское MBA от некоторых российских «бизнес-школ», вызывающее только усмешку у тех, кто учился в Стэнфорде или INSEAD. Под «деревенскими» я понимаю мелкие бизнес-школы без имени со странными преподавателями, которые могут научить только голой теории.

Ответ Ольги Демидовой, Digital MBA

Школы-пустышки — это проблема всей образовательной сферы. У нас не так много стандартизированного обучения, поэтому встречаются некачественные курсы, в том числе и MBA.

При выборе программы я бы смотрела на несколько вещей. Во-первых, какие люди там учатся, чем они занимаются, с какими целями идут и каких достигают. Например, мы отправляем каждому участнику списки компаний и должностей людей, с которыми он будет учиться в группе.

Во-вторых, кто преподаёт на курсе, есть ли у них реальный бизнес-опыт, или они знакомы только с теорией. И в-третьих, какая будет практическая программа: будет ли написание диплома или создание проекта, их защита, применение знаний на практике прямо в процессе обучения и так далее.

В Digital MBA прикладная программа и каждый учится на реальном кейсе — компании, направлении, идее стартапа. Поэтому результат виден уже начиная с первых модулей обучения. Обучение завершается бизнес-симуляцией, которая структурирует полученные знания.

Виктор Рогуленко, генеральный директор Fless

Критика: программы MBA переоценены

МВА может быть полезной штукой. Однако нужно чётко понимать свои цели, и как конкретная МВА поможет их достичь, не питая иллюзий. Например, важно знать три вещи.

Компании всё чаще растят сотрудников внутри

«Большая тройка» стратегических консультантов — McKinsey, Bain, BCG, — а также западные фонды вроде KKR, занимающиеся частным инвестированием, всё больше предпочитают растить сотрудников внутри, а не нанимать выпускников MBA. Раньше же люди шли на MBA ради попадания туда.

Ответ Ольги Демидовой, Digital MBA

Я бы сказала, что так не только в «Большой тройке». Сейчас компаниям во всех сферах не хватает кадров, поэтому они стараются больше людей растить внутри. Тому, кто идёт на MBA, главное понимать, что диплом сам по себе карьере не поможет. Важны знания, которые получаешь на курсах.

Мы делаем акцент на личностном развитии. В нашей программе обучение начинается с себя — с сильных сторон, ограничителей и ценностных предпочтений. А тренеры помогают понять адекватность карьерных и жизненных целей и составить план по индивидуальному развитию.

Критика: программы MBA переоценены

В MBA есть касты

МВА существуют как касты: «высшая» — Harvard и Stanford, «средняя» — 10-15 известных американских программ, 5-10 европейских и 3-5 азиатских, и «низшая» — все остальные. Выпускники более «высокой» касты зачастую надменны по отношению к более «низкой».

Например, в McKinsey, где много выпускников Harvard и Stanford, есть шутка про программу Insead из «средней» касты: «Insead is InsTead… of a proper business school» (Insead — вместо правильной бизнес-школы, — vc).

Ответ Ольги Демидовой, Digital MBA

Каждая бизнес-школа формирует свои сообщества выпускников и могу предположить, что даёт им определенного рода установки. Но я лично не встречала касты выпускников MBA.

С американской MBA теперь не так легко получить визу

Американские МВА раньше были лучшим способом для иностранных студентов-не-технарей получить рабочую визу в США. С наплывом иммиграционного потока из Азии и приходом к власти Трампа этот способ стал работать хуже. В рабочих визах отказывают даже выпускникам топовых программ.

Ответ Ольги Демидовой, Digital MBA

Да, это одна из причин идти на MBA, но не всем нужна виза в США. Если у человека бизнес в России, и полезные знакомства ему нужны тоже здесь, то нет смысла рассматривать программы за рубежом. У нас в стране другая ментальность, и бизнес строится немного иначе, поэтому и учиться лучше здесь.

Мы строим нашу программу на кейсах российских компаний, а преподают её те, кто этим бизнесом занимается — практики, а не теоретики. Например, среди них директор по инвестициям Mail.ru Group Алексей Милевский, руководитель проекта MAPS.ME и директор подразделения «Карты» в Mail.ru Group Евгений Лисовский и руководитель «Русской школы Го и стратегии» Михаил Емельянов.

Критика: программы MBA переоценены

У Digital MBA гибкий формат смешанного обучения, который содержит в себе и онлайн, и офлайн-части обучения. А по итогам интервью каждому участнику подбирают персональный трек обучения, релевантные занятия и формируют цели.

1111
45 комментариев

... или как продать онлайн-курс за 590 000 рублей. :)

22
Ответить

Это копейки по сравнению с европейскими бизнес-школами. 5-7 млн рублей.

1
Ответить

Встречаются два выпускника МВА:
-Как поднять прибыль на 20%
-Да я сейчас за 5 минут тебе все расскажу
-Рассказать то и я могу но мне нужно поднять!

18
Ответить

За свою короткую жизнь успел пообщаться с двумя носителями MBA. Один работал инвестиционным аналитиком, второй (вторая) был региональный зам. министра по инновациям. Если описать мое впечатление в двух словах - "лютые долб**бы". Понимаю, что выборка маленькая, но судя по озвученным вопросам, не только у меня сложилась устойчивая ассоциация "MBA=долб**б".

11
Ответить

Они, возможно, подумали так же. «Ну и о чем нас говорить, у него же МВА нет», садясь на заднее кресло своего BMW.

8
Ответить

А можно чуть развернуто и обезличенно - в чем именно был долбоебизм?

1
Ответить

За последние пару лет пообщался с несколькими выпускниками зарубежных бизнес-школ, которые работают в таких компаниях как: Loreal, Shell, Sanofi, Сибур и еще нескольких. Если описать мое впечатление в двух словах - превосходные профессионалы.

Ответить