Какой бывает критика и как на нее реагировать?

На работе мы так или иначе сталкиваемся со стрессом, однако его уровень и причины могут быть разными. Одни люди переживают из-за новых задач, другие — из-за приближающихся дедлайнов, третьи — из за сложности работы или из-за ее объема, а четвертые — из-за критики коллег или начальства.

Как переживать критику и почему на некоторые замечания лучше не реагировать, рассказывает клинический психолог, руководитель института психосоматики «ЭВИРА» Юлия Соль.

Автор: Юлия Соль

Стресс многогранен

Более половины опрошенных в рамках исследования Работы.ру россиян заедают стресс — и в большинстве случаев причиной чрезмерных эмоций становится работа. Интересно, что стресс и его последствия проявляются по-разному. Например, это может быть классическое раздражение, плохое настроение, вспыльчивость — или же головные боли, частые простуды, высыпания на коже, аллергия и др.

Одной из причин стресса на работе может стать критика того, что вы делаете. Чтобы этого не произошло, важно понимать какая критика полезна, а какая — нет.

Что такое критика и для чего она нужна?

В идеальном мире есть только здоровая критика — она нужна для того, чтобы в следующий раз добиться лучших результатов и избежать ошибок. Здоровая критика конструктивна, относится к конкретным действиям или моментам, которые стоит исправить, демонстрирует точки роста, дает возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны.

А бывает неэффективная критика — это просто субъективная оценка, которая не несет в себе никакой практической пользы. Здесь возможны манипуляции, переход на личности и даже попытки унизить оппонента. К сожалению, такое на работе тоже встречается.

Например, фраза «Мне это не нравится, надо переделать» — яркий показать безобидной, но неэффективной критики. Какие выводы можно сделать из этого высказывания? Никаких, кроме одного: человек не умеет давать обратную связь. А если вам говорят: «Я вижу у тебя некоторые ошибки или недочеты, они могут оказать влияние на результат твоей работы. Смотри…» — это можно считать адекватной критикой, ведь мнение базируется не на эмоциях, а на опыте и анализе проделанной работы. Кроме того, здесь есть дополнительная ценность — знания, которые передаются от субъекта к субъекту.

Еще больше советов рекрутеров читайте в блоге «Просто работа».

Критика бывает разной

Мы выяснили, что критика может быть конструктивной и нет. Но на самом деле все не так просто. Чтобы разобраться лучше, можно обратиться к пирамиде Пола Грэма, американского предпринимателя и эссеиста. В своем эссе «Искусство возражать» он выделяет семь типов критики на основе мотивов и ценности, а также дает рекомендации, как работать с каждым типом.

В основе пирамиды — самая бесполезная критика, главной целью которой является оскорбить оппонента. Она не несет полезной информации и нужна только для того, чтобы автор комментариев мог самоутвердится за счет другого. Пол Грэм рекомендует не вступать в коммуникацию с таким человеком и понять, что едкие комментарии не имеют к вам никакого отношения. Если вы регулярно сталкиваетесь в своей компании с такой критикой, это звоночек, что пора сменить работу.

Пирамида Пола Грэма
Пирамида Пола Грэма

Если мотив критикующего — вывести вас из равновесия и поманипулировать вами, то лучшей тактикой станет игнорирование. Однако, если вам нужно получить некоторые ответы — постарайтесь вернуть разговор к сути дискуссии.

Вопросы вроде «А русскому языку вас в школе не учили?» или «Это кошмар! Как можно было принять такое решение?!» чаще всего встречаются в претензии по форме.

Такая критика даже может содержать себе здравый смысл, но в качестве инструмента донесения мысли оппонент выбирает сарказм и иронию. Ваша задача — найти в этом суть претензии и учесть замечания.

Препирание или отрицание только ради отрицания говорит о том, что вас хотят втянуть в спор, поэтому не ввязывайтесь в такие дискуссии.

Если вы сталкиваетесь со встречным аргументом (например, «Да мы это делали уже, не сработало» или «Нам это не согласуют»), ваша задача — проанализировать высказывание и понять, как можно использовать знание из него в будущем.

В опровержении вы найдете адекватное описание недостатков вашей идеи или проекта. Можете полностью или частично согласиться с мнением собеседника, поблагодарить за ценные комментарии и учесть замечания.

Самая лучшая критика — наверху пирамиды, и она условно называется «опровержение основной идеи». Это критика чистой идеи, когда оппонент нашел время на изучение и анализ вашего предложения, собрал обратную связь и пытается помочь его переосмыслять. Такая критика несет в себе наивысшую ценность: она помогает учиться и профессионально расти.

Посмотрев на эту пирамиду, мы хорошо видим, что чем более неприятна форма критики, тем в меньшей степени высказывание относится к вам и вашим идеям. Чем адекватнее критика — тем она ценнее и важнее для вас; всё, что не несет в себе пользы, отсеивается как ненужное.

А как тогда правильно критиковать?

В первую очередь критика должна работать на благо и нести пользу. Если вы оставляете свои комментарии и критикуете работу другого, то лучше начинать разговор с позитивных моментов. Например, подчеркнуть сильные стороны и сказать, что сделано хорошо.

Критика, преподнесенная в таком ключе, имеет больше шансов оказаться полезной: после замечания у адресата будет меньше сопротивления, а значит, останутся ресурсы на то, чтобы что-то изменить и доработать.

А как воспринимаете критику вы? И как критикуете своих коллег? Расскажите нам.

Начать дискуссию