Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

РТЛабс больше десяти лет развивает сервисы электронного правительства, например, «Госуслуги». Один из самых перспективных проектов последнего времени — мобильное приложение «Дом». Оно заменит чаты в «вотсапе», звонки в ЖКХ и (мы надеемся) победит привычку жильцов спорить у подъезда.

Новая концепция

Перед нашей командой поставили задачу создать концепты приложений под разные сферы жизни. Да так, чтоб не всё в одном суперапе, а по полочкам. Каждый из команды взял себе тему по душе и принялся её развивать. Мы рассмотрим самый проработанный на данный момент проект — «Дом».

Не так давно ребята из команды проекта сами столкнулись со сменой управляющей компании. Оказалось, что везде есть свои подводные камни.

Например:

● По закону нельзя сразу провести заочное голосование. Сначала нужно провести очное, и только если там будет мало людей, перевести собрание в заочную форму.

● Голоса людей пропорциональны квадратными метрам недвижимости в собственности. Это значит, что владелец большого магазина во весь цокольный этаж может легко иметь четверть от голосов жителей всего дома.

● Повестку обсуждения нельзя менять по ходу собрания. Обсудить, конечно, можно что угодно, но на официальное голосование будет вынесено только то, о чём объявлено заранее в сообщении на подъезде.

За проектирование мы взялись с особым энтузиазмом. Вводных особо не было. С одной стороны — простор для фантазии и самых смелых идей. С другой — без ограничений проекта и технических подробностей получается феерическое нечто.

Мы обсуждали разные подходы и концепции, накидывали идеи, придумывали идеальную картину реализации, изучали существующие на рынке решения. После первых подходов к проектированию возникло много вопросов без ответов, поэтому мы решили создать MVP, а после расширять функциональность. Предстояло найти источники данных, разобраться с нормативным регулированием и многим другим.

Килинг-фичи

Начать решили с понятного, но, в то же время, самого нужного для людей.

С помощью приложения пользователь сможет:

— Создавать юридически значимые голосования и сам голосовать онлайн

— Получать объявления от своей управляющей компании

— Создавать свои обращения и смотреть соседские

— Обсуждать вопросы неофициально в чатах, в том числе и с представителями управляющей

— Звонить на актуальные экстренные номера диспетчерских без дополнительного поиска

Если объектов в собственности несколько, решили, что удобно будет переключаться между ними — добавить их к себе в профиль и одним кликом менять в профиле дом с одного на другой. Ещё в меню скрыты данные из паспорта дома и настройки уведомлений.

Сейчас приложение уже обкатывают на четырех домах Московской области. Благодаря интеграции с ЕИАС ЖКХ, в которой содержатся данные собственников из Росреестра, пользователь всегда видит релевантные сведения.

В чём польза?

Голосования по дому станут проще

По закону инициировать их может любой собственник. Но как много людей захотят делать это по текущему непрозрачному регламенту? «Дом» сможет перевернуть игру.

Все нормы уже «зашиты» в приложение. Пользователь создаёт голосование: составляет список вопросов, по которым хочет узнать мнение соседей. Его модерирует специальный ответственный админ дома.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

Голосование публикуется и об этом уведомляются все жители. Приложение генерирует бланк официального бумажного объявления. В «Доме» пользователи видят все автоматически сгенерированные официальные бумаги и вопросы, а также разные доп. материалы: документы, сметы, фото, видео.

Обычно голосование длится несколько дней или недель (это определяют сами собственники на самом первом голосовании дома). В день начала у каждого вопроса появляются кнопки, как в привычном бюллетене: за, против, воздерживаюсь. Своё решение можно изменить пока идёт голосование.

Если желания или возможности пользоваться сервисом нет, поможет админ голосования. Он распечатает созданный автоматом бумажный бюллетень, а затем внесёт его данные в систему. И никаких фальсификаций: фото бумажных бланков в таком случае — обязательное требование к админу.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

Вся статистика собирается у админа голосований. Он же может распечатать бумажный бюллетень, выдать тем, кто далёк от гаджетов, а затем забрать назад и перенести данные из него в систему. Результаты подсчитываются автоматически.

Результат публикуется в прозрачном формате: отразится общий статус правомочности голосования, исходя из кворума, проценты за каждый из вариантов ответа. Сформируются отчётные документы для Жилинспекции и объявление о результатах на нужном бланке.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

Чаты станут полезнее

В чат дома автоматически добавляются новые собственники, установившие приложение. С «Домом» не нужно искать админа в вотсапе. По умолчанию в чате жильцов уже есть вообще все собственники.

Кроме основного чата есть второй — состав участников дублируется и дополняется представителями УК. Можно общаться с реальным человеком, представителем управляющей, напрямую. Если, конечно, люди на местах реально ответственно отнесутся к таким обязанностям.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

Обращения в УК станут удобными

Создавая сообщение, можно кликнуть галочку, чтобы показать всем соседям её содержимое. На такое обращение от соседа можно подписаться, отслеживать статусы. Если управляющая отработает жалобу некорректно, её можно перевести на Жилинспекцию тоже прямо в приложении. По некоторым темам можно сразу обращаться туда напрямую.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

Если управляющая заполнит данные по услугам, то их тоже можно будет заказывать онлайн.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

А ещё в приложении подтянутся данные о самой УК. В том числе адреса и номера телефонов. По ним можно звонить в один клик. И больше не придётся производить поисковые операция для нахождения секретного номера диспетчера.

Объявления не потеряются

Пуш-уведомление об отключении воды, например, вы точно увидите. Их будут составлять в управляющей и задавать им время публикации и срок актуальности.

Многоквартирный дом в телефоне: как мы делали полезное приложение

Перспективы развития

Сейчас, на этапе тестирования, мы продолжаем дорабатывать приложение, отслеживаем ошибки и комментарии от пользователей. Ряд полезных функций, например, капремонты, камеры, платежи, звонки провайдеру, шеринг доступов и прочие интересности и удобности, мы пока сложили в бэклог. Но возможностей для развития приложения еще очень много.

Главное, что проект не «положен в стол», а начинает, хоть и на низких оборотах, свой жизненный путь. И мы надеемся, что скоро приложение "поселится" в домах по всей России.

1818
45 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Спасибо! Очень много регионов со свей спецификой. Будем в каждом изучать особенности и внедряться.
Масштаб — огромный. Но приятно знать, что приложение ждут! 

1
Ответить

Невероятный проект! Можно будет проголосовать стоит ли латать яму возле дома, которой уже 10 лет. Без этого УК не могла догадаться, вот оно что

3
Ответить

Про яму — актуально, но ведь это не такой простой процесс, как может показаться.

Во-первых, для её залатывания нужно будет не голосование, а просто формирование заявки в приложении. Для современных людей это гораздо проще и удобнее, чем звонить в ЖЭК.
Такую заявку можно будет отслеживать, а при игнорировании или срыве сроков — жаловаться в Жилинспекцию.

Во-вторых, сейчас корректно провести голосование жильцов, которое потом будет иметь перед Жилинспекцией юридическую силу, довольно сложно.

Уж очень много юридических ограничений, которые познаются только с опытом. Ну, а приложение, призвано все эти процессы упростить и очеловечить. Хорошо же!

1
Ответить

Именно так. Если разруха в головах, никакое приложение этому не поможет.

Ответить

Это очень смешно. Нужно указать власти как работать, то есть взять на себя роль базы данных, которую им лень самим собирать, нанимать сотрудников, что будут вносить в реестр те или иные "недочёты" в инфраструктуре городской среды или отдельного ТСЖ. 

При том, что у властей и так есть эти органы. ЖКХ, ЖКУ и прочие. Типа успокоить людей, что они в России чето стоят. Ну кинуть кость крестьянам. Вот ты сфоткал яму, а мы залатали. Ты зарешал. Ты настоящий гражданин!

А то, что она сама должна устраняться без моего внимания, это уже нет. Слишком сложно. А как же оттягивать внимание людей от глобальных дыр типа несменяемости власти города Москвы, отсутствия выбора в городской думе, кроме как едра и прочее, прочее. Видимо, пиар служба президента не тупит и понимает, что такая хрень позволит воодушевить среднего россиянина. Ну а какой-то попавшийся под руку айтишник сможет реализовать свои финансовые и гражданские амбиции. 

Ответить

Пара вопросов, ответов на которые не нашел:

1. Кто является администратором конкретного домового пространства?
2. Как происходит процесс подключения дома к приложению? Можно уже сейчас зайти и найти свой дом или требуется совершить какие-то дополнительные действия?
3. Где видите монетизацию?

2
Ответить