Как я ребенку Scrum объясняла или зачем учить детей проджект-менеджменту?

Привет, vc.ru! В этой статье я хочу поделиться, как и зачем рассказывать детям о проджект-менеджменте и почему это полезно не только с точки зрения обучения чему-то новому, но и с точки зрения тренировки собственных навыков. Итак, поехали!

Моему сыну недавно исполнилось 11 лет. Если у вас вдруг нет детей, то вы будете очень удивлены, насколько нынешнее поколение перегнало нас по степени схватывания информации и умению гуглить (а этим, кстати, далеко не все взрослые могут похвастаться). Они уже стримят на ютубе или твиче, могут хакнуть игру по уроку из тиктока, скачать и запустить любую программу и даже установить кастомный рингтон на будильник в айфоне.

Но вот чего они не умеют делать, так это планировать и распределять свое время. Казалось бы, да и зачем? В 11 лет все, чего тебе хочется, это рубиться в онлайн-игрухи целыми днями и спамить в комментах на ютубе, что еще нужно для счастья?

Да, только с большими возможностями приходит и большая ответственность. У современных школьников есть безграничный доступ к любой информации – то, о чем я в школьные годы узнавала из томов Большой Советской Энциклопедии, потратив два часа на поиски, мой ребенок узнает за 2 секунды пока грузится страница Google.

А потом он приходит в школу, где ему дают тот же учебник, по которому я училась 20 лет назад, и та же учительница заставляет учеников зубрить правила и заучивать наизусть целые абзацы текста.

И, получается, что современные дети как будто уже живут в будущем, но учатся в прошлом. Именно поэтому я так много внимания уделяю вопросу обучения проджект-менеджменту именно в вопросе обучения школьников – потому что иначе они остаются в прошлом, в то время, как мир требует от них свежего взгляда в будущее.

«Мама, а ты знаешь, что такое прокрастинация?»

Однажды спросил у меня сын и я искренне удивилась.

– Никит, я-то знаю, а ты вот где вообще такое слово услышал?

– Ну я на ютубе ролик смотрел про это и мне кажется у меня оно.. она.. прокра..стина..ция

Тут уже комок подпер горло юного прокрастинатора и я поняла, что надо что-то делать.

К слову, сыну крупно повезло – его мама давно следит за Максимом Дорофеевым, прочитала все его книги и регулярно смотрит выпуски на YouTube, а еще я получила сертификат коуча и отрабатывала практику с ребятами из digital и IT, которые чаще других сталкиваются с прокрастинацией.

Сначала я задала пару вопросов про его состояние и как он у себя «диагностировал» прокрастинацию, как он ее понимает и что происходит, когда он прокрастинирует. Затем мы собрали самые частые причины и выработали систему, которая в дальнейшем помогла ему справиться с прокрастинацией (не на 100%, конечно).Что это за система, я расскажу позже, а пока давайте вернемся к теме.

Мы действительно в тот вечер много говорили о прокрастинации, только вот результатом беседы стало не какое-нибудь «ну попробуй планировать» или «просто возьми и сделай», а реальное погружение в основы SCRUM и KANBAN.

Как выяснилось, причиной прокрастинации у сына был страх большого провала – любая задача кажется огромной и невыполнимой, и чем больше задача, тем больше будет провал, если ты с ней не справишься. Добавьте к этому страху еще синдром отличника и вы получите то, что было с моим сыном – он вообще не начинал делать домашку, которая казалась ему хоть сколько-нибудь сложной, или в которой он чего-то не понимал, просто потому что «если я не могу сделать это на отлично сразу, я вообще не буду это делать, чего позориться-то, просто скажу что забыл тетрадку дома».

Да, только вот на работе так не скажешь, а значит правило «слона надо есть по кусочкам» стало его первым шагом к успеху в борьбе с прокрастинацией и в изучении основ проджект-менеджмента.

Сначала наблюдай, потом делай

Откройте любую книгу по тайм-менеджменту, любое видео на YouTube про основы планирования и вы увидите одно и то же – «шаг первый: составьте план».

Но я предложила сыну шаг номер ноль – понаблюдать за собой. Что происходит, когда ты вместо того, чтобы делать домашку, включаешь игру или смотришь мемы? Что ты в этот момент чувствуешь, думаешь, осознаешь ли, что сейчас тратишь свое время совсем не на то, на что необходимо?

Именно эти наблюдения помогли нам вместе придти к осознанию, что он испытывает страх провала и страх неудачи, поэтому откладывает дела на потом, надеясь, что удастся каким-то образом избежать домашки, которая кажется ему сложной.

Если вы дочитали до этого момента, то вспомните все те ситуации, когда выполняли рабочую задачу в ночь перед дедлайном или вовсе срывали дедлайн без объективных причин – просто потому что откладывали до последнего. Вспомнили? Мы все когда-то с этим сталкиваемся и это нормально, потому что наш мозг таким образом защищается от «сложных решений», так уж он устроен – экономить ресурсы и выполнять только простые задачи является одной из его функций.

Регулярно наблюдать за собой это еще и хорошая практика осознанности – сначала ты заставляешь себя «ловить момент», заставляешь себя задуматься об этом моменте, но со временем это начинает происходить «на автомате», ты просто вдруг осознаешь, что конкретно сейчас читаешь очередную статью на VC RU, вместо того, чтобы ответить на важное рабочее письмо или составить отчет клиенту.

Нет такого слова – «проблема», есть только «задача»

Нас еще со школы учат решать самые разные задачки по математике, где есть неизвестные и надо их найти. Но, почему-то, во взрослой жизни мы забываем, что те же самые задачки легко переложить на реальную жизнь и найти решение там, где изначально кажется, будто его нет.

Когда мой сын приходит и говорит «у меня проблема», я стараюсь показать ему, как любую проблему преобразовать в задачу. Для этого задаю простые вопросы:

– Что ты уже сделал, чтобы это решить?

– Что ты еще можешь сделать?

– Какая помощь тебе нужна?

– Сможешь ли ты справиться самостоятельно?

И некоторые другие, в зависимости от ситуации.

Если вы привыкли видеть мир, как непрекращающийся поток проблем, то вряд ли у вас получится придумать что-то новое, создать бизнес или стать руководителем. Потому что тогда вас ждет еще больше проблем, а вам точно этого не хочется.

Если для вас жизнь это череда задач, для которых вы ищете решение, то собственный бизнес, место руководителя или стартап-идея будет для вас еще одной интересной задачей.

В этом вся разница и мне кажется, в школе было бы неплохо ввести уроки по умению находить решения не только в задачах по математике, но и в задачах по управлению проектами, потому что как иначе научить детей мыслить по-другому?

SCRUM для ребенка

Ах да, я же не рассказала, как я все-таки пришла к тому, что начала объяснять основы проджект-менеджмента сыну школьнику. Это и многим взрослым хорошо бы знать, даже если они не работают в digital или IT, потому что эти основы помогают мне каждый день в любых делах, не только в работе.

Когда сын пришел к тому, что он боится большого провала, потому что задача ему кажется непосильной, я предложила начертить линию и указать точку А – то, где он сейчас, и точку Б – то, где он будет, когда задача выполнена. А затем построить маршрут в обратном порядке от точки Б к точке А.

Например, его самый нелюбимый предмет в школе был «Окружающий мир» – это такой предмет, на котором тебе постоянно задают делать какие-то проекты по истории, природоведению, животным и многому другому. Короче, то карты рисовать, то про животных презентацию делать, то писать сочинение «Кем были мои предки».

Как я ребенку Scrum объясняла или зачем учить детей проджект-менеджменту?

И каждый раз это была ситуация из мема – когда ребенок в вдруг вспоминает, что завтра ему сдавать домашку по этому предмету. Как вы понимаете, я «Окружающий мир» тоже не любила, потому что мне приходилось экстренно включаться и помогать сыну собирать в Power Point слайды про разные виды панд или про промышленные заводы, расположенные в Ленинградской области.

И, когда проблема с прокрастинацией вскрылась в сознании ребенка, и он сделал упражнение с точкой А и точкой Б, он вдруг осознал, что путь к результату это не «сел и сделал», а целый ряд шагов, каждый из которых не такой уж и сложный. А вместе эти шаги складываются в ту самую точку Б – уже не большую и не страшную.

«Что еще за КАБАН?»

Над словом КАНБАН сын смеялся дольше, чем следовало бы. Но потом система с карточками прижилась, а еженедельное планирование стало нормальной практикой. Появились «якоря» – события, которые повторялись регулярно, и от которых строилось все остальное планирование недели.

Так, например, занятия по программированию проходят каждую неделю в один и тот же день и время, а значит на это время нельзя планировать что-то другое. Мало того, за час до этого урока просто невозможно запланировать поездку куда-то или поход в компьютерный клуб, просто потому что не хватит времени и на урок точно опоздаешь.

Я показала сыну разные способы составления плана, но он выбрал олдскул и попросил купить ему блокнот, чтобы записывать дела и важные идеи. Еще он быстро научился орудовать таймером на телефоне – ставит таймер ровно на один час после того, как приходит со школы, и через час садится за уроки.

Главная фишка канбан, как мне кажется, это возможность найти «узкое горлышко» в процессах, а значит найти слабое место и исправить его.

У сына было такое «узкое горлышко» – когда он раскидал все задачи на неделю, оказалось, что в среду у него практически пустой день, а вот четверг и пятница наоборот, очень загружены, отчего в пятницу он чувствует себя уставшим и на выходных практически не может отдохнуть, потому что кажется, что два дня выходных слишком быстро проходят.

Мы решили эту проблему тем, что перераспределили некоторые задачи по другим дням недели – перенесли репетиторов и занятия боксом, чтобы нагрузка была равномерной.

Как результат – в пятницу ребенок не чувствует адскую усталость, а на выходных соглашается на активный вид досуга, например съездить в зоопарк или погулять, а не только лежать и смотреть в телефон.

ERROR ERROR ERROR

Может сложиться впечатление, что я нарисовала какую-то идеальную картинку, в которой сама живу по календарю и ребенок в 11 лет познал все навыки планирования, перестал прокрастинировать и с любой задачей теперь справляется на ура.

Конечно, это не так – мы все живые люди и имеем свойство уставать, лениться, забывать и прокрастинировать, испытывать апатию и множество других эмоций и состояний.

Так, например, недавно я заметила, что сын регулярно опаздывает или вовсе забывает про занятия программированием. Решила с ним это обсудить и выяснила, что ему больше не хочется разрабатывать игры, а хочется писать сценарии и быть кем-то вроде геймдизайнера.
Это нормально, когда при погружении в какой-то процесс мы вдруг понимаем, что это «не то», что нам это не откликается или что это на деле оказалось совсем не так, как мы себе представляли.

В такой ситуации есть два решения:

  • закончить начатое, даже через «не хочу»;
  • остановиться на том, что уже сделано, и перейти к другому, более интересному;

Какой из вариантовы выбрать, решает каждый для себя, и я считаю, что тут нет правильного или неправильного подхода. Главное, чтобы вы делали и поступали так, как считаете правильным в конкретном случае, а ваши коллеги, близкие и друзья вас поддерживали в этом.

БОНУС

В качестве бонуса для тех, кто дочитал до конца, хочу подарить промокод WEEEKGIFT на месяц PRO тарифа в weeek.net – мультисервис для планирования и управления проектами, в котором есть таск-трекер, документы и CRM-система.

Совсем скоро там еще появится раздел «Обучение» с бесплатными курсами и видеолекциями, а пока можете попробовать создать свою уникальную канбан-доску, расписать точки А и Б в документах и занести все важные встречи в CRM.

Желаю успехов и пусть ваш внутренний ребенок больше никогда не боится больших задач!

2727 показов
442442 открытия
22 репоста
Начать дискуссию