Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Нет ничего легче, чем черкануть в чатик: “го созвонимся”. Но сделать этот созвон действительно продуктивным – задача со звёздочкой. И нет более страшного греха, чем трата чужого времени впустую.

Так что давайте разберемся, как созваниваться с пользой для дела, проекта и ваших отношений с коллегами.

Шаг 1. Спросите себя “А нужен ли созвон?”

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Лучший созвон – это созвон, которого не случилось. Поэтому перед тем, как его назначать, нужно понять, зачем вы это делаете.

Грамотные причины для созвона:

  • нужно обсудить вопрос, который плохо подходит для переписки (например, конфликт между участниками команды или повышение зп);
  • еженедельный созвон команды, позволяющий обсудить накопившиеся вопросы вживую;
  • ваша тема для обсуждения требует живой демонстрации экрана, скрины не подойдут;
  • любой созвон с конкретной проблематикой, где всем участникам очевидно, что выяснять этот вопрос в переписке будет слишком долго.

Причины для созвона, за которые попадают в ад:

  • мне было лениво писать текст, вообще не люблю печатать;
  • я ещё не решил, что думаю по этому вопросу, на созвоне сориентируюсь;
  • мне была нужна помощь, и я решил быстренько набрать коллегу, чтобы не тратить время на тыканье пальцами в клавиатуру.

Каждый раз, когда вы экономите время на написание сообщения с помощью резкого прыжка на созвон, вы тратите время людей, с которыми созваниваетесь. Это неэффективно, и честно сказать, неуважительно по отношению к чужому времени и чужим задачам.

Бывают ситуации, когда это уместно, но в проектах такие ситуации случаются крайне редко.

Если вы приняли решение обойтись перепиской вместо созвона, вы только что спасли чьё-то время, ура! Теперь не забудьте сформулировать вопрос в сообщении таким образом, чтобы было легко понять, чего вы хотите, и ответить вам – то есть, четко изложить суть проблемы, приложить все необходимые ссылки и скрины, и написать, в какие сроки вам нужен ответ. Готово, вы восхитительны ❤

Шаг 2. Определитесь с аджендой

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Итак, вы решили, что вам нужен именно созвон. Отлично, время подготовить адженду для созвона. Давайте посмотрим, что входит в адженду, и зачем:

  • Вопросы на обсуждение, к которым прилагаются всеми необходимые ссылки и/или документы – чтобы все, кто будет участвовать во встрече, знали, что им предстоит обсудить, и могли подготовиться;
  • Ожидаемый результат по обсуждению каждого из вопросов;
  • Длительность встречи и время на обсуждение каждого из вопросов;
  • Перечень участников;
  • Ссылка на созвон.

Интересный побочный эффект адженды – часто в процессе её написания можно осознать, что всё же созвон не нужен, и вы прекрасно выразили всё в тексте. В таком случае можно вернуться к пункту 1 🙃

Пример хорошей адженды:

Людмила, привет!

Нужно с тобой созвониться, чтобы решить, как вызволить тебя из плена Черномора. От тебя надо будет показать в камеру телефона окрестности замка, в котором тебя держат, и рассказать, как сменяется охрана, и где стоят посты. На созвоне ещё будет Финн – это волшебник, я вас познакомлю, он мне помогает тебя спасать.

Ожидаю, что по окончании разговора буду понимать, как устроена система охраны, и с какой стороны удобнее подобраться к замку.

Созвонимся завтра в 14:00 по таймзоне твоего пленения, рассчитывай на 15 минут. Ссылочки на созвон не будет, просто наберу по фейстайму, не забудь зарядить телефон и спрятаться от Черномора под шапкой-невидимкой.

Навеки твой, Руслан

Пример плохой адженды:

Людмила, привет! Как дела, что делаешь? Надо поговорить, наберу в фейстайм?

Шаг 3. Хорошо подумайте над перечнем участников созвона

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

На созвоне должны присутствовать только те, кто на нём действительно нужен. Если вы зовёте человека на созвон, чтобы он "просто посидел и послушал” – это плохой кейс.

Бывают случаи, когда такое уместно, например, когда вы обучаете кого-то переговорам и приглашаете его послушать, как вы эти самые переговоры ведёте. Но опять же, это редко случается на проектах.

План созвона так же надо составлять с учётом загруженности участников. Если для вопроса номер 1 нужны Мерри и Пиппин, а для вопроса номер 2 – только Мерри, то Пиппин может отключиться сразу после того, как вы закончили обсуждение первого вопроса.

Хороший лайфхак – через 20 минут после начала любой встречи задавать вопрос: “Кто-то чувствует, что тратит время зря?”. Если есть положительные ответы, то нужно либо отпустить этого человека, либо сразу перейти к обсуждению вопроса с его участием, а на будущее лучше планировать созвоны.

Шаг 4. Пригласите участников на встречу

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Отлично, вы выполнили все предыдущие шаги и определились с датой и временем. Осталось только:

  • выслать адженду каждому участнику встречи;
  • создать встречу в календаре, в которой обязательно указать ссылку на созвон;
  • продублировать информацию о встрече в личные сообщения каждому участнику (или в чат проекта, тегнув всех участников).

Очень важный момент – всегда закладывайте во время на встречу написание meeting notes. Это значит, что если вы назначаете встречу на 1 час, то по факту она должна длиться 45 минут, а ещё 15 минут после неё вы будете писать meeting notes. Если встреча назначена на 30 минут, то соотношение будет такое: 20 минут разговора к 10 минутам написания заметок.

Шаг 5. Проведите созвон

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Думаете, это легко? Ничего подобного, если уж вы организовали встречу, то вы и отвечаете за то, чтобы она прошла продуктивно. Так что обязательно делаем следующее:

  • в начале встречи повторяем адженду, напоминая, сколько у нас времени на каждый вопрос. Например: итак, сегодня нужно обсудить, имеет ли смысл расширять команду на следующий спринт, а если да, то привлекаем Мерри или Пиппина. На созвон у нас 45 минут, из них 30 минут на первый вопрос и 15 – на второй. Возражения или дополнения есть? Нет? Тогда погнали!
  • в процессе следим за временем, и если что – напоминаем участникам о том, что оно не резиновое. Например: ребята, уже 20 минут прошло, а мы так и не решили, нужно ли расширять команду. У нас 10 минут на этот вопрос осталось, вообще-то. Что думаете?
  • не забываем о том, что иногда кто-то из команды может быть нужен на созвоне для обсуждения только одного из пунктов адженды. Например: ребята, мы решили, что команду надо расширять. Как будто бы, чтобы выбрать между Мерри и Пиппином, достаточно только Сэма, Фродо с ними всё равно ни на одном проекте не пересекался, так что Фродо, можешь идти.
  • ведём заметки, чтобы потом написать meeting notes. Это очень важный пункт, и за него несёт ответственность именно организатор созвона. Если понимаете, что у вас такой возможности не будет, на старте созвона (а лучше – заранее) договоритесь с кем-то из его участников о выполнении роли секретаря.

Вы можете переживать, что с таким строгим контролем созвоны станут “бездушными”, люди будут второпях тараторить что-то о работе, не имея возможности ни пошутить, ни кота в камеру показать. Не стоит об этом беспокоиться, просто закладывайте время на обсуждение с небольшим люфтом, чтобы участники созвона не чувствовали слишком жестких рамок, и всё будет хорошо. Если у вас будет время и настроение немного поболтать о жизни, вы это сделаете, если нет – закончите созвон чуть раньше.

Шаг 6. Напишите meeting notes

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся

Это важно.

Во-первых, в рабочей суете слишком многое может забыться или исказиться. Вы сказали “сдай через неделю”, а человек помнит “через 2 недели”, вот вам и начало конфликта.

Во-вторых, участники команды, не присутствовавшие на встрече, должны знать, что на ней происходило (заодно это лечит нас от ситуации “позвали человека на встречу, чтобы он просто был в курсе”)

В-третьих, это фиксация информации в тексте, очень важный момент. Если вы прописали в meeting notes “к концу спринта сможем сделать фичу, но не протестировать, поэтому тестирование и баги переносятся в следующий спринт”, заказчик это прочитал и не возразил, то в конце спринта он уже не сможет возмутиться наличию багов. А если это было просто сказано на созвоне и нигде не зафиксировано, то остаётся только надеяться на лучшее.

По факту, meeting notes – это дополненная адженда. Вот, что содержит в себе этот документ:

  • дату встречи
  • вопросы, вынесенные на обсуждение
  • к чему пришли по каждому вопросу
  • action items (задачи, появившиеся в ходе обсуждения)

Пример хороших meeting notes:

Дорогая Людмила!

Спасибо тебе за наш созвон, был неимоверно счастлив видеть твоё прелестное личико на экране своего айфона. Итак, что мы обсудили:

- ты мне показала окрестности замка, и я понял, что удобнее всего будет подбираться ползком через грядки с клубникой;

- ты рассказала мне, что пересменок охраны происходит в 20:00, и посты стоят у ворот и на сторожевой башне, следовательно, мне будет удобно тебя спасти где-то в 19:15 – часовые уже устали, готовятся к пересменку и играют в Сandy Crush вместо внимательного наблюдения;

Итого, наши задачи:

- ты должна в 19:00 быть у грядок с клубникой в шапке-невидимке (лучше заранее, мало ли что);

- я в 19:15 (плюс-минус 10 минут) подползу и тебя спасу;

- пока будешь ждать, насобирай нам клубники в дорогу.

Жду встречи!

Твой любимый муж Руслан

Вот и всё! Если вы дочитали до конца, то вы герои, и вот вам котик. А если вы будете применять всё написанное в жизни, то всех котиков вселенной не хватит, чтобы выразить благодарность тех, кто ходит на ваши созвоны 😊

Как организовывать созвоны, которые всем нравятся
3434
12 комментариев

Такая жиза вообще. Созвоно-хейтеры, ставьте классы :D

5

О, идеальный мемасик :D

Мой любимый мем на тему созвонов:

4

О, я хочу такое!

Вспоминается мне одна из прошлых работ, где один из топов растягивал созвоны с 20-30 ти минут, до 2 часов.
Делал подобный расчет стоимости подобного "полезного" созвона на вскидку, выходило в цифрах - от 60 т.р. до 150 т.р. выкинутого времени в урну)

На первом же пункте словил супер-жизу.
Половина созвонов по проектам могли бы уместиться в текстовый диалог на пару минут или даже два сообщения, где вопросы и ответы разбиты на пункты. Но всё это превращается в чудесные, долгие разговоры с вебками, где вместо живых диалогов звучат "эээ", "ммм", "так, что там еще", "вопросы есть какие-то?".

3

А организаторы этих созвонов что говорят в своё оправдание?)