Юнит-экономика для маркетплейсов
Юнит-экономика на маркетплейсах - это инструмент в виде системы расчетов, которая учитывает логистичские и складские затраты, комиссию маркетплейса, временные скидки и акции, предлагаемые самими маркетплейсами. Под юнитом понимается отдельная единица товара, а экономика отображает доходы продавца от продажи этой единицы.
Что дает расчет юнит-экономики?
Одной из главных задач расчетов - это управление ценообразованием товаров. Ценообразование на маркетплейсах очень гибкое и зависит от многих параметров, таких как скидки, логистика, процент выкупа и т.д.
Юнит-экономика предоставляет селлеру широкий спектр возможностей:
- осуществлять полный контроль над финансовыми потоками
- учитывает все расходы, связанные с работой на маркетплейсе, включая скидки по акциям, расходы на доставку, комиссии за продажу, затраты на утилизацию брака и стоимость хранения товаров на складе.
- сравнивать выгоду различных моделей работы, таких как хранение товара на собственном складе или на складе маркетплейса, использование услуг фулфилмент-компаний
- корректировать цены на товары и общую ценовую политику для увеличения прибыли, а также сократить расходы на упаковку и логистику конкретных товаров
- Через анализ юнит-экономики продавцы могут расширять ассортимент популярных и прибыльных товаров, искать новые ниши для расширения своего бизнеса, а также прогнозировать прибыль и планировать рекламные бюджеты
- Для производителей, реализующих товары на маркетплейсе, юнит-экономика позволяет планировать расширение производства и привлечение инвесторов для создания новых продуктов или улучшения существующих.
- помогает избегать непредвиденных расходов во время сезонных акций на маркетплейсе и в любых других активностях площадки
В конечном счете, оценка юнит-экономики позволяет селлерам принимать информированные решения о смене поставщиков, изменении производственной линейки или выходе новых товаров на рынок.
РАССЧИТАТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРОВ ДЛЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ
поможет Peak.Seller
как посчитать юнит-экономику
Чтобы посчитать юнит-экономику онлайн-магазина на маркетплейсе, вам понадобится несколько основных показателей.Вот некоторые из них:
- Себестоимость товара.
- Цена продажи. Это стоимость, по которой вы продаете каждый юнит товара на маркетплейсе.
- Комиссия маркетплейса. Как правило, ВБ и Озон взимают комиссию с продавцов за каждую продажу. Это процент от цены, который удерживается в качестве платы за использование площадки.
- Стоимость доставки. Вам необходимо учесть затраты на доставку каждого юнита.
- Стоимость хранения. Если у вас есть склад или другое место для хранения товаров, важно учесть эти затраты за определенный период времени (за месяц или год).
- Процент возврата или потери. Если ваши товары подлежат возврату или есть вероятность их потери (пример: из-за повреждений при доставке), это нужно учесть при расчете юнит-экономики.
Также нужно добавить: налоги, упаковка, обратная логистика от клиента в случае не выкупа, комиссии банка за операции, процент потери товара.
Простая юнит-экономика может выглядеть так:
Стоимость товара (Себестоимость + средняя стоимость доставки 1 ед. + процент площадки + Хранение за месяц*) + Траты на маркетинг в внутри площадки (могут достигать до 50%, следовательно стоимость товара с учетом всех расходов нужно увеличить вдвое) + Процент на утери товара в рублях (рассчитывается по формуле: желаемая цена/ процент на утери) = Стоимость товара с учетом утери и применения акции. Данный пример показывает какой должна быть стоимость товара при учете всех заложенных расходов и страховок.
При расчете стоимости товара, селлеры вынуждены также учитывать тенденции рынка и уровень цен на аналогичные товары у конкурентов.
Но если у продавца перед глазами есть точные расчеты прибыли, ему легче принять решение, с какими категориями товаров стоит иметь дело, а с какими - нет.
Пример описанный выше подходит для компаний или селлеров которые только выводят новый товар на маркетплейс или же просто начинаю работу с площадкой. Но что делать если у селлера уже много товарных позиций, и более того, товары продается на двух и более маркетплейсах расчеты становятся трудоемкой и сложной задачей.
До какого-то времени будет спасить Excel, но наиболее приемлемым вариантом будет автоматизировать процесс сбора данных для управления продажами (подробнее читайте в статье Интеграция 1С с маркетплейсами).
Считаем две юнит-экономики
Плановая юнит‑экономика позволяет смоделировать модель будущих продаж, понять, с какой ценой мы можем продавать товар на рынке и можем ли рассчитывать на какой‑то твердый результат.
Фактическая юнит‑экономика отражает реальность как итог. Считаем каждый раз, как приходит отчет о реализации от маркетплейса. В нем уже учитывается реальный процент выкупа, оборачиваемость и другие факторы, влияющие на принятие решения — не только прибыль.
Итог
Используя расчет юнит-экономики, компания может повысить свою прибыль и пересмотреть товары, представленные на витрине. В свете изменяющихся условий на маркетплейсах и изменений в стоимости товаров, проведение расчетов необходимо не только начинающим продавцам, но и крупным компаниям с опытом в онлайн-торговле.
Компания Peak IT специализируется на предоставлении решений, которые помогают бизнесу эффективно решать задачи. Программный продукт Peak.Seller - это инструмент управления бизнесом на торговых площадках, позволяющий работать с личными кабинетами различных маркетплейсов из одного интерфейса и получать все необходимые аналитические данные для оценки эффективности торговли.
Мы готовы подробно рассказать о программе и провести онлайн-демонстрацию ее функционала. Подать заявку ТУТ.