{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Что читают Илон Маск, Марк Цукерберг и Джефф Безос?

Шотландский писатель Иэн Бэнкс в основном известен по роману «Осиная фабрика», стиль которого похож на фильмы Квентина Тарантино. Однако у автора также есть цикл научно-фантастических произведений о цивилизации хиппи-коммунистов, живущих под властью искусственного интеллекта. Рассказываем о том, почему книги Бэнкса любят миллиардеры и как в честь литератора назвали астероид.

Трафарет с портретом Иэна Бэнкса. Фото: SFX Magazine. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт

Его книги завоевали любовь богатейших людей мира. Илон Маск назвал в честь персонажей две плавучие платформы для SpaceX, Марк Цукерберг хвалил автора за убедительное изображение общества, а Джефф Безос пытался экранизировать первый роман.

Тарантино от литературы

Бэнкс с детства хотел стать писателем. Первую книгу он закончил в 16 лет, а вторую — когда учился в университете. Долгое время работал над научно-фантастическими романами, которые издатели не хотели публиковать. Они считали, что эти тексты ждет коммерческий провал из-за слишком сложных сюжетов. Тогда писатель перешел на жанр психологического триллера. После шести отказов дебютный роман Бэнкса «Осиная фабрика» все же был опубликован в 1984 году.

Рассказчика и главного героя «Осиной фабрики» зовут Фрэнк, ему 16 лет, он живет вместе с отцом на отдаленном шотландском острове. Отец явно что-то скрывает от Фрэнка, потому что мальчик официально не существует. Нет записей о его рождении и других документов, которые бы подтверждали, что Фрэнк есть.

Его старший брат Эрик был пациентом психиатрической клиники. Из-за помутнения рассудка он начал кормить детей червями и поджигал собак. Сам главный герой проводит странные ритуалы, в которых мучает животных и собирает самодельное оружие, потому что озлоблен на все живое. Вспоминая прошлое, подросток открывает читателям жуткие тайны — например о том, что он убил трех детей, в том числе своего младшего брата.

Книга построена как психоаналитический детектив, в котором читателю нужно понять причины ужасного поведения героев. Бэнкс подбрасывает намеки на возможную развязку по ходу повествования, но при этом все равно сложно заранее угадать финальный поворот сюжета. Неожиданный, сбивающий с ног и вместе с тем логичный.

Писательница Вэл Макдермид видела в «Фабрике» выражение особого шотландского юмора, в котором «что-то настолько мрачное, тревожное и безрадостное может быть смешным до слез». Одни критики ругали книгу за «беспрецедентную порочность» из-за шокирующих сцен. Другие замечали, что жестокость была необходима для сюжета. Позднее Бэнкса стали называть «Тарантино от литературы». Американского режиссера и шотландского писателя объединяла любовь к нелинейному повествованию и изображению насилия. Бэнкс признавался, что ему нравились не все фильмы Тарантино, но такое сравнение считал лестным.

В следующем романе «Шаги по стеклу» Бэнкс рассказывает сразу три истории, которые кажутся никак не связанными вплоть до последних глав. Первая посвящена студенту Грэму, страдающему из-за влюбленности в девушку Сару. Она заигрывает с ним, но не подпускает близко, несмотря на все старания парня. У него есть конкурент, байкер Сток, с которым Сара проводит больше времени. Главный герой второй истории, дорожный работник Стивен Граут, погружается в бездну паранойи и сумасшествия. Он считает себя инопланетным генералом, которого постоянно атакуют космическими лучами. Третья история неожиданно оказывается фантастической. В загадочном Замке заточены Квисс и Аджайи, два ветерана космической войны. Таинственные хозяева Замка вынуждают их играть в различные игры до тех пор, пока они не смогут дать ответ на загадку «Что будет, если на пути неостановимой силы окажется несдвигаемый объект?». Бэнкс постепенно сближает все сюжетные линии, дает намеки на их внутреннюю связь. Благодаря истории Квисс и Аджайи паранойя Стивена не кажется такой беспочвенной, а ответ на загадку хозяев Замка дает история Грэма.

Хиппи-коммунисты с гипероружием

Большинство произведений Бэнкса входят в цикл о так называемой Культуре. Это космическая цивилизация, которая выглядит как анархо-коммунистическая утопия. В ней нет правительства и денег, она избавлена от нищеты, голода и преступлений. Ее жители обитают на огромных звездолетах и мини-мирах в виде колец. Каждым таким поселением управляют Разумы, продвинутые искусственные интеллекты. Они контролируют жизнь людей и следят за тем, чтобы все граждане Культуры были довольны и счастливы. К своему всесилию Разумы подходят с юмором и дают себе довольно ироничные имена: «Пристрелим их позже», «Мудрость в молчании», «Без дела не беспокоить» и другие.

Благодаря изобретательности Разумов эта цивилизация достигла состояния, в котором нет угнетения и неравенства. В Культуре никто и ничто не эксплуатируется, а ее граждане работают только по собственному желанию или посвящают жизнь спокойному созерцанию. Они могут модифицировать свои тела, менять внешность и пол, даже полностью отказаться от него. Любой может предложить голосование по какому-либо вопросу, и все граждане участвуют в нем через информационную сеть. Сам Бэнкс описал придуманную им утопию так:

«Культура — это хиппи-коммунисты с гипероружием и глубоким недоверием к рыночной экономике и жадности».

Бэнкс не скрывал симпатий к Культуре, но его интересовали этические вопросы, связанные с ее существованием. Насколько она имеет право вмешиваться в жизнь других миров, которые не разделяют ее ценностей? Если начнется военное столкновение, какие методы будет использовать эта утопия? Бэнкс показывает, как Культура ради достижения своих целей вызывает внутренние конфликты в стане врага и захватывает чужие ресурсы.

В романе «Материя» Культура выходит на контакт с феодальной цивилизацией сарлов. Они проживают на искусственной планете, которую много лет назад создали некие высокоразвитые существа. Принц сарлов Фербин вынужден бежать из родного мира. Его отца, короля Хауска, убили заговорщики, и ему тоже угрожает опасность. Фербин отправляется на поиски своей сестры Джан, которая стала одним из агентов Культуры. Он узнает, что его родная планета заинтересовала космическую утопию, желающую стать наставницей сарлов.

Чтобы заострить этические вопросы Бэнкс ставит в центр сюжета не граждан Культуры, а их врагов — это помогает взглянуть на собственную утопию со стороны. Главным героем романа «Смотри в лицо ветру» стал представитель расы челгрианцев Тибайло Квилан. Он хочет отомстить Культуре за то, что она развязала гражданскую войну на его родной планете. А со стороны Культуры чаще всего в сюжете задействованы участники организации «Особые Обстоятельства». Именно они занимаются манипуляциями, войнами и саботажем в других цивилизациях. Их жизнь точно не похожа на спокойное и расслабленное существование.

Книги о Культуре можно назвать развернутым комментарием к знаменитому спору Ивана и Алеши Карамазовых из романа Федора Достоевского. В этом разговоре возникает вопрос: стоит ли всемирная гармония и счастье слезы одного ребенка? В каждом из произведений Бэнкс возвращается к этой дилемме и пытается понять, какую цену придется заплатить за благополучие и покой миллиардов людей в утопии. Культура может быть лучшим из возможных вариантов будущего, но это не означает, что она идеальна.

Любимый писатель миллиардеров

Иэн Бэнкс. Фото: Ian Georgeson / The Scotsman

«Это мой светский рай. То место, куда я хочу попасть, пока жив» — так Иэн Бэнкс описал свой взгляд на Культуру. Как убежденный социалист, он считал такой анархо-коммунизм естественным этапом развития цивилизации. Однако многие читатели трактовали утопию иначе. Им казалось, что Культура изображает либертарианский идеал, воспевает частную собственность и свободный рынок. Писателю рассказали об этом в одном интервью. Он очень удивился и довольно резко ответил:

Я презираю американское либертарианство. Неужели эти люди серьезно посмотрели на проблемы мира и подумали: „Хм, что нам здесь нужно, так это еще больше эгоизма“? Они не заметили, что в романах о Культуре нет частной собственности и денег?

Иэн Бэнкс

Тем удивительнее, что книги Бэнкса завоевали любовь богатейших людей мира. Илон Маск назвал в честь Разумов две плавучие платформы, на которые приземляются корабли SpaceX: «Просто прочти инструкции» и «Конечно, я все еще люблю тебя». Также он позаимствовал из книг Бэнкса термин «нейронное кружево» для устройства, которое будет посредником между человеческим мозгом и компьютером. В своем твиттере Маск прямо заявил:

Если хотите знать, я утопический анархист того типа, который лучше всего описал Иэн Бэнкс.

@elonmusk

Основатель Amazon Джефф Безос пытался экранизировать первый роман о Культуре «Вспомни о Флебе», однако наследники писателя выступили против. В интервью Безос рассказывал, что этот цикл для него «один из самых любимых в современной научной фантастике» и добавлял, что его привлекают именно элементы утопии. Марк Цукерберг включил роман «Игрок» в свой перечень книг, которые должен прочитать каждый. Основатель Facebook хвалил автора за убедительное изображение общества, которое создало сильный искусственный интеллект и с его помощью достигло благополучия.

Все эти признания в любви прозвучали уже после смерти Бэнкса. Учитывая характер и взгляды писателя, можно предположить, что комплименты от миллиардеров его мало интересовали. А вот один трогательный подарок ему точно бы понравился. Астроном Хосе Луис Галаш назвал в его честь астероид 5099, который находится в поясе между Марсом и Юпитером. Галаш с детства был поклонником книг Бэнкса, они вдохновили его на изучение космоса. Он предложил переименовать астероид, как только узнал о болезни автора. Из-за бюрократических проволочек процедура затянулась, Бэнкс не дожил до ее завершения буквально две недели. С 23 июня 2013 года космическое тело с номером 5099 официально называется iainbanks.

Полную версию биографии Иэна Бэнкса читайте в Bookmate Journal.

Подписку на Букмейт снова можно без проблем оплатить на сайте картой Visa, Mastercard или МИР любого российского банка. Подписка, как и раньше, будет работать на всех платформах, которыми вы пользуетесь.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Valeratal Val

Совсем недавно прочитал цикл "Культура"
Кто не читал? это прогрессоры как у Стругацких. Только не такие идеалистичные-коммунистические

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Реалистично-коммунистические.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Лотфуллин

Вспомни о Флэбе)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

там куча книг кроме "флеба".

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Лотфуллин

но первая книга цикла больше всех зашла) до сих пор банковским колл-центрам представляюсь Борой Хорза. Альфа банк, кажись, даже карточку на это имя выпустил

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

ну так это экшОн. Не слишком про Культуру даже
Про "загробный" мир кажется более навороченной роман (там 3 кажись истории в одну сплетаются)и все "одна история офигетельней другой"

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Падонкафский-то?)) Он не из Культуры. А вот "Инверсии" - про Культуру, хотя там она ни разу не упомянута.
Вспомни о Флебе вполне себе про Культуру - все же первое произведение цикла, мир еще не оконтурен полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Инверсия да, средневековье какое-то (ну прям вспоминается Стругацкие с бароном). Не упоминается, но подразумевается, что дохтор оттуда
А про загробный мир - называется "Черта прикрытия"

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

И дохтур и телохранитель, имхо. А, этот загробный. Я подумал про "Безатказнае арудие"

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Странно, что названия романов пропали из кавычек или это только у меня такое?
Вообще Культура - сильный цикл, один из нечастых миров с системой +++ (то есть фантастический мир, в котором положительно решены 3 главных проблемы изобилия - сверхскорость, сверхразум и сверхбогатство). Это даёт занятные возможности для исследования побудительных мотивов прямоходящих приматов (кстати не людей, на Землю корабль Культуры заглянул в 1977 и решил с нами не дружить пока) в условиях когда ограничивающих факторов ВООБЩЕ нет.
Очень занятный и воодушевляющий мир получился, всем люто-бешено советую заценить "Вспомни о Флебе" - первый роман цикла.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

это в каком романе на Землю заглядывали7

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sverdlov

State of the Art, если не ошибаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

не помню такого, может не переводили на русский (я только переводы читал, что нашел)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Переводили как "Последнее слово техники".

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

спасибо, нашел в папочке у себя, просто было не отмечено что это из цикла "культура". Почитаю

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

У меня тоже, из одной папочки разлив, похоже.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Отличная и приятная статья об очень талантливом писателе и не только писатель, он писал музыку, был хорошим политиком и настоящим патриотом своей страны. Автору огромное спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

Передайте Маску, что анархия и обслуживание государственных военных контрактов – это абсолютно разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Ватник Наизнанку

Талантливые люди умеют жить с противоречиями

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sverdlov

Увы, в моральном противостоянии между Культурой и идиранами Бэнкс в конце жизни выбрал сторону идиран.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Лотфуллин

Видимо сильно симпатизировал беспощадной религиозности трехногих

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Да вы что, где можно почитать/посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Мила Улыбина

не знала, что так плодовит и про космическое "человечество". Читала "Мост" - очень зашел. Такой живописный и глубокий метафорический образ поезда-государства по бесконечному мосту из ниоткуда в никуда. И линии черного нижнего белья на белом теле, конструкцией напоминающие конструкцию моста.... какой сакральный эротизм. емко, сук

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Ленту Одноклассников они читают. Запретный плод сладок

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда