SaveTime
8723

«Часто шутим, что в штат нужно взять шамана — в дождь заказов на 50-70% больше»

Колонка Дмитрия Дорошенко, генерального директора SaveTime, о внутренней кухне и будущем российского рынка доставки продуктов из магазинов.

В закладки

Рынок e-grocery — онлайн-продажи товаров повседневного спроса — самый быстрорастущий сегмент e-commerce, но в России он пока только набирает обороты.

Российский потребитель пока не слишком доверяет доставке продуктов. Люди опасаются, что магазины продают онлайн-клиентами некондиционные товары и продукты с истекающим сроком хранения. Поэтому все сервисы в рекламных коммуникациях делают акцент на качестве и свежести доставляемой продукции.

Есть категории, которые не вызывают опасений, — бакалея, напитки, даже молочная продукция. А вот свежие продукты — тот камень преткновения, который останавливает покупателей от онлайн-заказа. На мясо, птицу и рыбу приходится всего 16% от нашего товарного объёма заказов. В США этот показатель составляет около 27%.

Многие считают что мясо нужно покупать самостоятельно. Можно рассмотреть отруб и выбрать другой, если нужно. Сборщик не всегда знает предпочтения клиента, хочет он кусок жирной грудинки или постной. Если в заказе нет комментария, сотрудник берёт по своему смотрению.

Среди тех, кто хоть раз заказал доставку, уровень доверия значительно выше. Но возникают проблемы с лояльностью: большинство пользователей устанавливают три-четыре приложения и выбирают тот сервис, который предлагает промокод в нужный день. Завоевать лояльность можно только за счёт повышения качества услуг – мы рассказали о своём опыте в одной из предыдущих статей блога.

Наращивание аудитории – вопрос выживания

Доставка из магазинов – это низкомаржинальная бизнес-модель. Для поддержания положительного баланса нужна максимально плотная загрузка каждого сотрудника в течение всего дня. Скажем, один сборщик – сотрудник компании, который собирает заказы в магазине, – должен обрабатывать не менее 25 заказов.

Затраты можно снизить, если брать на работу менее квалифицированных сотрудников, но это чревато оттоком клиентов из-за низкого качества подбора и упаковки товаров. Мы тестировали такой вариант на ранних этапах развития проекта SaveTime и убедились, что экономить на персонале ни в коем случае нельзя.

При этом службы доставки конкурируют не только друг с другом, но и с классическими ритейлерами, которые решили открыть собственный сервис, а не заключать партнёрское соглашение. Так что в маркетинг приходится вкладывать очень большие деньги.

Мы используем широкий спектр рекламных каналов: кампании в СМИ, офлайн-коммуникации, таргетированная и контекстная реклама. Хорошие результаты показывает реферальная программа, а самый эффективный канал — реклама у лидеров мнений и в целом все активности в социальных сетях.

Сезонность и дожди

В штате SaveTime 200 сотрудников. В среднем мы получаем в районе тысячи заказов в день. С середины весны количество заказов снижается, но в июне текущего года мы смогли вернуть положительную динамику за счёт промоакций.

Активность пользователей также зависит от погоды. Мы часто шутим, что нужно нанять в штат шамана, чтобы он вызывал дождь. В дождливые дни заказы поступают на 50-70% чаще.

Предсказать такой всплеск удаётся далеко не всегда. В таких случаях на курьеров и сотрудников в магазинах ложится дополнительная нагрузка. Мы не отказываем клиентам даже в пиковые моменты, но время доставки увеличивается, в том числе из-за того, что ухудшается ситуация на дорогах.

67 минут

среднее время полной обработки заказа в SaveTime, от регистрации до передачи клиенту

Чаще всего клиенты заказывают продукты питания и детские товары. Типичный заказ из продуктового магазина включает товары с коротким сроком годности: молочная продукция, овощи, фрукты, яйца, сыр. Обычно привезённой корзины хватает одной семье на три-четыре дня, это порядка семи килограммов продуктов.

Олигополии не будет

Сейчас активно развиваются сервисы по доставке готовых блюд и ингредиентов. Мы не считаем их прямыми конкурентами. Заказывая конструкторы блюд, человек не избавляет себя от необходимости покупать хлеб или йогурты. А при заказе готового ужина на следующий день всё равно придётся жарить яичницу и пополнять запасы бытовой химии. Такие потребности удовлетворяют только службы доставки и онлайн-ритейлеры.

Резкого повышения конкуренции со стороны классических ритейлеров ждать не приходится. Для них выход в e-grocery — это дорого, долго и сложно с точки зрения качества исполнения. Нужно покупать транспорт, нанимать водителей, обучать персонал стандартам сборки и упаковки, создавать регламенты и предписания.

Гораздо проще передать сборку и логистику на аутсорсинг специализированной службе. Мы предлагаем ритейлерам готовое решение за определённый процент от обработанного нами объёма продаж. Это обходится дешевле, чем содержание целого бизнес-подразделения. Поэтому торговые сети с собственной доставкой можно пересчитать по пальцам.

Рынок фудтеха в России будет развиваться по американскому образцу. В США не образуется олигополия, несмотря на присутствие очень крупных игроков. Amazon и Walmart аккумулируют почти 30% рынка онлайн-продаж в продуктовом сегменте, а на долю Instacart и FreshDirect приходится 25%. 45% распределены между остальными онлайн-ритейлерами и службами доставки

Похожая ситуация складывается на российском рынке. Крупнейшие омниканальные и онлайн-ритейлеры не могут покрыть весь рынок, значительная доля занята службами доставки. Одного лидера не будет, поскольку у всех компаний разный ассортимент, целевые аудитории и условия работы с клиентами.

SaveTime работает с магазинами «Перекрёсток», «Азбука Вкуса», «ВкусВилл», «Детский мир», «Кораблик», «Республика» и «Рив Гош». В ближайшее время добавим ещё двух продуктовых ритейлеров, а также возможность заказывать химчистку и цветы.

До конца лета географию доставки расширим на все крупные агломерации в пределах 10 километров от МКАД, а осенью планируем выйти на рынок Санкт-Петербурга.

Перейти в каталог
{ "author_name": "SaveTime", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 16, "likes": 20, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "savetime", "id": 76772, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 26 Jul 2019 09:26:40 +0300" }
{ "id": 76772, "author_id": 199507, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/76772\/get","add":"\/comments\/76772\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/76772"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199507, "last_count_and_date": null }
16 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

учитывай кейс с дождливой погодой возможно с Питера стоило стартовать) И вообще смотреть в сторону дождливых городов при масштабировании.

Ответить
2

Не уверен, что рынок фудтеха в России будет развиваться по американскому образцу.
В России продуктовые магазины на каждом шагу. По пути от парковки до своего дома я прохожу 7 магазинов. По этому зайти по дороге с работы в магазин быстрее, чем планировать дома за ноутбуком покупки продуктов, общаться с менеджером по телефону, подтверждать заказ и время, потом ориентировать курьера и быть дома какой-то промежуток времени. Но, если есть промокод на скидку, то я лично, с удовольствием заказываю доставку. Скидки любят все.
В Штатах я бы не рекомендовал идти пешком в магазин, так что да, удобнее заказать и не тратить время.
Мне кажется, что в России будут развиваться собственные службы доставки сетевых магазинов и, отдельно, возможность забрать уже собранный заказ в указаном магазине.

Ответить
1

Это в каком городе? В целом, Доставка продуктов - это для больших городов. Там действительно актуально. В пределах ТТК в мск нормальный магазин в шаговой доступности - это реальная проблема

Ответить
0

как-то немасштабируемо получается, москва в пределах ттк не так уж велика, а от ттк до мкада магазинов и без того гора.

Ответить
0

Вопрос в тягянии на себе сумок с продуктами. У нас вот как крупные магазы так и отдельные развозчик продуктов со своими складами впринципе процветают. Время можно выбрать с точностью до четверти часа. Все зависит от того кому как удобно.

Ответить
2

SaveTime самая чудовищная из всех доставок. Начиная с неудобного приложения и заканчивая невозможностью оплаты картой. Про слоты доставок я вообще молчу - там уж как повезет. Та же лама в этих отношениях в разы лучше.

Ответить
1

Может поиграть и на жаре?
В Краснодаре в +35 из дома то же никто нос не высовывает.

Ответить
2

в жару народ злой и не склонный к покупкам, жара утомляет, а дождь наоборот - расслабляет и легче с деньгами расстаться))

Ответить

Комментарий удален

1

Все таки стоит поставить на сборщиков вебку и что бы клиент управлял ими как роботом. Тогда и мясо можно выбрать и срок годности проверить :)

Ответить
0

Я как раз в москве открываю сервис доставки продуктов за 90 минут. И могу сказать, что работать с ритейлерами - это все великолепно. Но качество продуктов при сборке также страдает, сборщики не знают элементарных правил сборки заказов. Не справляются со слишком высоким объемом продуктов.

+ доставка долгая, мы доставляем за 90 минут от момента получения заказа по всей москве. Также, с ритейлером сложно работать - потому что нет уникальных продуктов, интересных. Молочка вся заезженная. Мы все эти нюансы учитываем, и запускаем уже на неделе идеальный сервис доставки. + у нас будет возврат товара - даже если покупателя не устроит вкус продукта. Да да именно так

https://www.retail.ru/news/nisha-dlya-malenkikh-tochka-novyy-onlayn-magazin-svezhikh-produktov/

Ответить
0

"москве" с большой буквы писать, все осуществляют возвраты, неделя прошла - сайт, пожалуйста, напишите какой.

Ответить
0

Эти любители шаманов ради прибыли уничтожат планету. ))

Ответить
0

Выходит в штатах средний чек и стоимость доставки такие же как у нас? Верится с трудом.

Ответить
0

Учитывая не очень большую разницу в ценах на многие продукты, вполне вероятно, что продуктовая корзина людей, заказывающих в таких приложениях, действительно очень похожа.

Здесь ведь не рассматриваются крайние кейсы, наподобие корзины пенсионерки из России — у неё просто нет такого приложения.

Ответить
0

Где-то у меня валялся проект под странным названием "Как разогнать крупных продуктовых ритейлеров с рынка, вложившись в оргтехнику и зарплату среднего программиста". Бред теоретика, конечно, но может кто-то из практиков захочет об этом поговорить?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }