Пирог с вишней или клубникой? Как виртуальные ассистенты «Салют» принимают заказы в брянской пекарне
Осенью 2020 года друзья из Брянска Антон и Рустам открыли пекарню «Два пекаря». Для продвижения бизнеса они использовали платформу SmartMarket — создали приложение с виртуальными ассистентами для заказа выпечки с доставкой. Позднее оно получило приз на конкурсе разработчиков — 2,5 млн рублей.
Узнали у «пекарей», как виртуальные ассистенты помогают бизнесу.
Всё началось с большой осенней конференции Сбер Конф: во время трансляции Романовы узнали о SmartMarket, а затем протестировали, как работает с виртуальными ассистентами Салют приложение московской сети ресторанов «Кофемания». Егор захотел сделать что-то похожее для «Двух пекарей». Он увлекается IT, в качестве хобби несколько лет создавал навыки для Алисы, а теперь решил применить знания для продвижения бизнеса: новой пекарне нужно было выделиться на фоне конкурентов.
Семейство Салют выбрали не только за новизну — подкупила и возможность принимать оплату картой сразу в приложении. Чтобы подключить монетизацию, достаточно подписать договор со SmartMarket. Бизнес получает доступ к платёжной системе, которая сама отправляет покупателям чеки, — онлайн-касса не нужна. Такую возможность дают не все платформы для создания навыков, представленные на рынке. После заказа пиццы из известной сети через голосового помощника пришлось оплачивать доставку наличными: карты не принимали ни в приложении, ни даже курьер. Этот неудачный опыт запомнился, и предприниматели решили, что их клиенты обязательно получат возможность оплачивать заказы удобным способом.
Создавать смартап для «Двух пекарей» начали не откладывая: изучили документацию, разработали сценарии, вошли в активную фазу разработки зимой 2021 года — и уже с конца марта пользоваться смартапом мог любой желающий. Приложение «Два пекаря Брянск» работает на четырёх поверхностях с виртуальными ассистентами Салют: на SberPortal, SberBox и в мобильных приложениях СберБанк Онлайн и Сбер Салют. Чтобы заказать доставку из «Двух пекарей» или оформить самовывоз, достаточно попросить об этом ассистента.
Также виртуальный ассистент может зачитать категории меню — на экран смотреть необязательно. Это удобно в ситуациях, когда руки заняты. Например, человек готовит ужин и параллельно делает заказ. Чтобы пользователям было удобнее воспринимать на слух, братья разделили блюда на 4 категории: хлеб, пироги, сладкое и сытное. В каждой — всего по 5 самых ходовых позиций, которые приносят пекарне 85–90% выручки. Состав тоже можно «прослушать».
Как разрабатывали смартап — и почему решили использовать среду разработки Code, а не конструктор Graph
Первым делом братья проговорили все возможные сценарии использования будущего приложения, нарисовали их на бумаге и перенесли в Miro, чтобы ничего не упустить. Затем наняли фотографа, который снял выпечку для меню.
Когда фотографии были готовы, Егор взялся за написание кода в SmartApp Code на языках SmartApp DSL и JavaScript. От создания смартапа в Graph пришлось отказаться: в конструкторе не было системы учёта заказов. Её предприниматель написал сам, а потом связал со смартапом. Когда клиент покупает выпечку с помощью виртуального ассистента, заказ поступает во внутреннюю систему пекарни, а кассир и владельцы бизнеса получают уведомления в Telegram.
Егор за месяц адаптировался к одновременному использованию языка SmartApp DSL и JavaScript в среде Code. По его словам, это большой срок — можно было привыкнуть быстрее, но он не мог посвятить всё время разработке. Чтобы освоиться быстрее, Егор советует активно задавать вопросы в Telegram-сообществе SmartMarket, где общаются и разработчики приложений, и команда платформы. Ответы там приходят в считанные минуты, а по организационным моментам команда SmartMarket отвечает на почту в течение часа.
Как «Два пекаря» продвигают смартап и чем приложение помогает бизнесу
Продвижение навыка взял на себя Антон. Он использовал разные каналы, но лучше всех себя проявила таргетированная реклама в Instagram. Там пекарня рассказывала о смартапе, анонсировала его запуск и показывала, как всё работает. Также предприниматели раздавали листовки с призывом делать заказы через «Два пекаря Брянск». В самой пекарне повесили баннер с информацией о приложении и провели его презентацию, на которой демонстрировали, как делать заказы. А в апреле всем при оформлении доставки через смартап дарили пирог.
Поскольку умные устройства SberBox и SberPortal в Брянске есть далеко не у всех, в рекламе предприниматели призывали людей использовать мобильное приложение Сбер Салют. Скачать его на смартфон и запустить «Два пекаря Брянск» можно за пару секунд: достаточно открыть приложение и сказать «Запусти “Два пекаря Брянск”» или «Открой “Два пекаря Брянск”».
Доставка выпечки через смартап возможна при заказе от 500 рублей, а средний чек пекарни — 80–150 рублей. Минимальную сумму заказа предприниматели поставили, чтобы доставка не приносила убытки. К опции доставки предприниматели сразу же добавили самовывоз: клиенты могут сделать заказ и забрать его позже в пекарне. Антон и Рустам рассчитывали, что покупатели будут активно пользоваться такой возможностью, но пока этого не происходит: большинству удобнее зайти в заведение и купить выпечку там. Поэтому «Два пекаря Брянск» полезнее для тех, кто хочет заказывать на дом.
При этом смартап хорошо работает как пиар-инструмент: доверие к бренду растёт и пекарня выделяется на фоне конкурентов. Судя по реакции клиентов, им интересно пробовать новое и делиться опытом со знакомыми. Да и заказ продуктов голосом — всё ещё необычная опция, особенно в небольшом городе.
Как навык «Два пекаря Брянск» стал лучшим смартапом с монетизацией
Усилия предпринимателей окупились — смартап занял первое место во втором этапе конкурса для разработчиков SmartMarket Studio в категории «Монетизация», где участвовали индивидуальные предприниматели и юрлица. О конкурсе смартапов Антон и Егор узнали из презентации Сбера. Нужно было зарегистрироваться в SmartMarket Studio, отправить приложение на модерацию и дождаться его публикации в каталоге.
Победителей конкурса Сбер объявляет раз в квартал, за первое место разработчик получает 2,5 млн рублей. При подведении итогов все смартапы сравнивают по трём категориям: жюри оценивает популярность смартапа, активность разработчика (количество созданных им навыков) и денежный оборот внутри смартапа с подключённой монетизацией.
Создавая смартап, предприниматели хотели попробовать свои силы, и выигрыш не был главной целью. При этом настройка монетизации приложения далась Егору легко. По его словам, нужно было лишь создать диалоговое окно, которое открывается, когда пользователь готов оплатить выбранные товары.
4 вещи, которые надо учесть, создавая первый смартап: опыт «Двух пекарей»
Изучайте возможности SmartMarket: новые опции появляются чуть ли не каждый день. Обновляется документация, использовать старые возможности становится проще, а новые команда добавляет регулярно. Например, недавно разработчики получили доступ к технологиям Сбера для распознавания и синтеза речи, облачных вычислений, компьютерного зрения и другим — вместе с документацией, API и спецификациями. А ещё SmartMarket представил шаблоны для создания смартапов с монетизацией. Подробнее — здесь.
Тщательно проработайте сценарии. В сберовском языке SmartApp DSL есть системы, которые определяют намерения пользователя. Задача разработчика — продумать разные сценарии, которые дадут человеку прийти к цели, например оформить заказ. Одно и то же целевое действие можно совершать разными способами — постарайтесь реализовать все.
Заложите время на модерацию и доработку перед публикацией смартапа. На всё может уйти около недели. Например, «Два пекаря Брянск» модераторы SmartMarket проверяли несколько дней, потом попросили внести исправления — и опубликовали приложение.
Регулярно дорабатывайте смартап. В этом помогают отзывы пользователей и новые функции SmartMarket.