Как геймификация помогает достигать целей бизнеса

Примеры из практики российских компаний

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Геймификация превращает рутину в увлекательный квест и приближает компанию к достижению бизнес-целей. В результате выигрывают все: люди получают удовольствие от взаимодействия с продуктом, а бизнес достигает новых высот. Рассказываем, как это работает.

Для чего внедрять игровые сценарии

Геймификация помогает бизнесу достигать нескольких целей:

  • повышать мотивацию сотрудников,
  • продвигать продукты или услуги,
  • расширять аудиторию,
  • формировать лояльность к бренду.

Есть два вида геймификации — внешняя и внутренняя.

Внешняя направлена на конечных пользователей продукта. Игровые механики стимулируют людей совершить целевое действие: кликнуть по ссылке, посмотреть видео, оформить заказ.

  • Например, некоторые компании начисляют баллы за каждую покупку — клиенты могут их обменять на скидку или промокод при розыгрыше ценных призов.

Внутренняя геймификация ориентирована на сотрудников. Она увеличивает продуктивность, развивает профессиональные навыки, формирует командный дух.

  • Один из вариантов — ввести корпоративную валюту за участие во внутренней жизни компании. Сотрудники могут обменять её на кофе или дополнительный выходной.

Как использовать геймификацию в разных сферах

Маркетинг

Игровые механики делают взаимодействие с брендом более увлекательным и эмоциональным. Это помогает привлекать покупателей, а также удерживать постоянных клиентов и мотивировать их к новым покупкам.

  • Например, к новому году компания может выпустить цифровой адвент-календарь с ежедневными заданиями. Клиенты, которые пройдут до конца, получат скидку.

Производство

Геймификация помогает повысить производительность труда. Сотрудники действуют без принуждения и лучше вовлекаются в процесс. Игровые и соревновательные механики могут сработать лучше, чем штрафы или жёсткие KPI.

  • На практике это может работать так: на корпоративном портале завода регулярно появляются задания для сотрудников. Одни касаются производственного плана, другие — профессионального развития или коммуникаций между отделами. Действует шкала сложности: за выполнение более важных для компании заданий даётся больше баллов. Например, необходимо поднять скорость работы в сборочном цехе. Вместо новых требований к выработке компания даёт задание с увеличенным вознаграждением.

HR

С помощью геймификации бизнес упрощает адаптацию персонала.

  • На рынке есть примеры, когда компании разрабатывают квест для новых сотрудников — он построен на реальных случаях из практики и мягко погружает в рабочий процесс.

Обучение персонала

Игровые механики помогают донести до аудитории сложный образовательный материал и укрепить лояльность.

  • Один из вариантов реализации — создать компьютерную игру-стратегию, чтобы мотивировать персонал развивать цифровые компетенции. Сотрудники соревнуются в индивидуальном зачёте или собираются в команды. Победы приносят им бонусы и повышают в рейтинге.

Когда геймификацию применять не стоит

  • В сфере охраны труда, промышленной и информационной безопасности. Если речь идёт о критически важной инфраструктуре или работе с данными пользователей, игровые инструменты могут нести дополнительный риск. Причина в том, что они отвлекают внимание и могут ослабить фокус сотрудников.
  • Когда требуется глобально усовершенствовать продукт. Элементы геймификации способны точечно улучшить процесс на короткое время. Ждать от них впечатляющих результатов не стоит — они будут работать только в комплексе с другими мерами. Например, для повышения пользовательской активности игровые механики нужно дополнять интернет-рекламой.

Как эффективно внедрить геймификацию: 3 совета

  • Учесть возраст аудитории. К представителям поколения Z (18—25 лет) лучше обращаться через онлайн-каналы или соцсети. Людей старше 35 лет можно привлекать через более простые (казуальные) игры.
  • Привлечь геймификатора. Такой специалист разбирается в принципах работы игровых механик и концепций, умеет их создавать и обладает креативностью.
  • Использовать технологии. Будущее геймификации связано с нейросетями. Они помогают персонализировать сценарии и игровые форматы под предпочтения пользователей.
Начать дискуссию