СканТур

Тренды в туризме. Весна 2022

Мир туризма на пороге расцвета или упадка?

Во времена стремительных изменений любой бизнес задумывается над кризисными мерами и сменой вектора дальнейшего развития.

Туризм уже пережил волну колебаний в 2020 и 2021 годах, так что новые бизнес- реалии 2022 года с одной стороны уже не так пугают, так как есть кризисный опыт предыдущих лет, но с другой стороны ставят в абсолютно новую позицию из-за беспрецедентного положения дел в экономике мирового масштаба. Делать уверенные прогнозы, пожалуй, занятие неблагодарное, поэтому в этой статье будем стараться опираться на факты и фантазировать в меру, чтобы охватить максимальное количество возможных теорий развития дальнейших событий.

Хорошие новости!

Туризм – это новая нефть

Сангаджи Тарбаев
Председатель комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры

Поддержка туризма:

  • 600 миллиардов рублей на развитие туристической инфраструктуры в регионах (эквивалент расходов на подготовку к Чемпионату мира по футболу).
  • Нулевая ставка НДС для вводимых в эксплуатацию, а также реконструируемых с 1 января 2022 года объектов гостиничного бизнеса. Кроме того, нулевую ставку НДС вправе применять и действующие гостиницы.
  • 2-2,5 трлн рублей — частные инвестиции на строительство и реконструкцию гостиниц, турбаз, санаториев, на приведение в порядок дорог, исторических и культурных объектов.

Учитывая размеры нашей страны и тот потенциал, который на контрасте с закрытыми границами во время пандемии, стал очевиден, можно предположить, что в условиях санкций открывается совершенно другая, новая реальность для развития внутреннего туризма.

Если смотреть на экономику в целом, то бизнес сейчас будет искать новые точки роста.

На сегодняшний день отрасль туризма составляет всего 4% ВВП, а это означает, что в ближайшее десятилетие туристическая сфера станет одной из тех, которые имеют надежду на кратный рост.

Плохие новости!

  • Большинство клиентов туркомпаний не готово пересаживаться на поезда
  • Выездной туризм получил сильный удар. На примере туроператора «Дельфин» продажи туров упали примерно на 50% по сравнению с показателями того же периода 2021 года и нет никаких гарантий, что получится быстро и эффективно переориентироваться на другие рынки, что одновременно может создать повышенную конкуренцию и невозможность бизнесу зарабатывать, если начнётся демпинг
  • Евросоюз ввел санкции, которые запрещают поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей к ним, а также обязывают лизингодателей разорвать контракты с авиакомпаниями. По данным консалтинговой компании Cirium, из 980 пассажирских самолетов, которые используют российские авиаперевозчики, более 500 находятся в лизинге иностранных владельцев
  • И отели, и туроператоры повышают цены пока что из-за подорожания продуктов, сопутствующих товаров, постельного белья, бытовой химии. Но учитывая риски повышения цен на все остальные продукты амортизации (мебель, технику и т. д.), то становится очевидным, что рост цен и далее продолжится. По этому же вопросу проблема в том, что и ранее (во времена пандемии) не хватало объектов инфраструктуры для размещения всех желающих и рынок основных популярных направлений был перегрет. Однако в отдельных регионах ситуация меняется по сравнению с той, что была в марте 2022. По данным на май 2022, спрос падает и в городах, куда летают самолеты. По оценкам OneTwoTrip, в Сочи средняя стоимость размещения на лето 2022 составляет 2,8 тысячи рублей за ночь, что на 25% меньше, чем в марте, в Красной Поляне — 3,2 тысячи (сокращение на 36%). В "Яндекс. Путешествиях" отмечают рост среднего чека в Петербурге — на 12%, до 5,9 тысячи

Новости от игроков рынка

Картина на рынке поменялась не только для выездного туризма, но и для внутреннего. Опустевшая часть рынка, оставленного компаниями ушедшими из России, займут те, кто быстро сможет сориентироваться и предложить альтернативу. Поэтому, мы в СканТур решили поговорить с представителями технологических компаний, а также попытаться взглянуть на ситуацию со стороны B2C и B2B.

RUSSPASS. Личный помощник в путешествиях по России. С ним вы сможете спланировать поездку, найти интересные места и события, купить авиа- и ж/д билеты, забронировать гостиницу и столик в ресторане.

TRAVELLINE. Единая платформа для гостиничного предприятия. Она помогает отелям, санаториям и другим средствам размещения автоматизировать бизнес-процессы, передавать площадкам продаж информацию о ценах и номерах и получать больше онлайн-броней.

Как изменился вектор развития?

RUSSPASS

Мы продолжаем непрерывную работу, готовимся к высокому летнему сезону и активному внутреннему туризму. Одним из главных векторов развития наряду с предоставлением полного набора сервисов для путешественников, было и остается развитие партнерской сети. Сейчас в ней уже более 2 тысяч компаний, в том числе представители малого и среднего бизнеса. Соглашения о сотрудничестве подписаны со всеми регионами России, и сейчас мы еще активнее стали с ними работать, помогать продвигать их предложения и рассказывать пользователям о возможностях поездок по стране.

TRAVELLINE

Внутренний туризм — это вектор развития 2022 года. Сейчас четко прослеживается тренд на изучение новых направлений. Большая нагрузка турпотока, которая приходилась на южные регионы, постепенно распределяется по всей России. А ведь еще пять лет назад было сложно представить, что летом семья с детьми едет куда-то кроме Краснодарского края.

Конечно, мы видим это по уровню загрузки в отелях. Но также следим за трендами в туротрасли. Например, смотрим влоги популярных путешественников и читаем различные медиа. Так мы понимаем, чего хотят российские гости и делимся этим с нашими клиентами.

Путешественники хотят получать новый уникальный опыт в агротурах, гастротурах, ретритах. Гости становятся избирательнее, их требования растут. Наши клиенты развиваются вместе с запросами туристов: собирают глэмпинги на территории, добавляют интересные услуги к проживанию, составляют программы отдыха. В общем, на что хватит прогрессивности и фантазии.

Как уход международных игроков рынка повлиял на вас?

RUSSPASS

В первую очередь, наш сервис был создан для развития и поддержки внутреннего туризма. И эти потребности мы закрываем с самого начала нашей работы — с 2020 года. Основные наши пользователи из России, и мы стараемся сделать так, чтобы путешествия для них по стране стали доступнее, удобнее и интереснее. Мы понимаем, что с уходом международных игроков нагрузка на внутренние ресурсы увеличится, спрос вырастет, а, значит, мы усилим нашу работу, чтобы удовлетворить его.

TRAVELLINE

Еще до приостановки работы иностранных каналов, мы определили наш приоритет. Самое главное для TravelLine — научить отельеров работать самостоятельно. Показать, что прямые продажи — самые выгодные.

В последние годы в наших отельных кругах активно обсуждался вопрос: что будет, если Booking.com вдруг не станет? Этот вопрос был уровня „А что будет, если к нам прилетят инопланетяне?“ или „А что, если Земля соскочит с оси?“. А на деле 4 марта Booking.com объявляет о приостановке работы с российским рынком.

Александр Галочкин
Основатель и СЕО "TravelLine"

С уходом международных игроков, главным образом Booking.com, доля прямых продаж увеличилась больше, чем в два раза. До 5 марта 57% всех бронирований клиентов TL приходило через Booking.com. С уходом канала эти 57% распределились между российскими каналами и сайтами гостиниц. Прямым продажам досталось больше, и это нас очень радует.

Наблюдаете ли вы уже сейчас формирование новых трендов в отрасли туризма?

RUSSPASS

Мы видим, что в последнее время путешественников стали интересовать персональные предложения, заточенные именно под их интересы. Людям нравится совмещать поездку с увлечениями. Например, выбирают программу с углублением в историю или со спортивными активностями. Еще стал популярен формат коротких поездок: от двух до четырех дней. В эту категорию, кстати, можно включить путешествия на автомобиле. Мы готовы предложить пользователям и такие варианты.

Ну и, конечно же, гастро-тема остается неотъемлемой частью любого путешествия. В этом направлении мы тоже постоянно работаем: составляем подборки мест с хорошей кухней и находим необычные кафе и рестораны. Кроме того, на нашем сервисе можно найти приятные бонусы от ресторанов-партнеров. Например, скидку на чек или комплимент от шеф-повара.

TRAVELLINE

Новый тренд — искать альтернативные ОТА.

ОТА (с англ. Online Travel Agencies) — это онлайн-сервисы для бронирования отелей. В индустрии гостеприимства так принято называть каналы вроде Booking.com, Airbnb, Ostrovok.ru и другие.

Так будет только первое время, пока рынок еще не до конца стабилизировался. Пока отельеры пробуют, изучают, ищут максимально выгодные площадки с хорошей узнаваемостью среди гостей.

Конечно, нам придется менеджер каналов просто пересобирать по-другому: вместо игроков, которые ушли с территории РФ, я уверен, будут подключаться какие-то другие проекты. Предполагаю, что появятся новые лица. Мы на своем уровне постараемся максимально быстро настроить интеграции с новыми каналами. В этом и состоит наша работа в столь нестабильное время для гостиничной индустрии.

Александр Галочкин
Основатель и СЕО "TravelLine"

Выросла популярность метапоисковика Яндекса — Яндекс Путешествий. Этот сервис держится в пятерке лидеров по бронированиям. Статистику по каналам можно смотреть в нашем дашборде. Еще наши отельеры также пользуются отчетами в TL: Помощнике. Это бесплатный инструмент, который подсказывает, что улучшить, чтобы продавать больше.

Наши клиенты начинают больше анализировать и прогнозировать — они больше не полагаются на Booking.com или Airbnb. По нашим советам они изучают свою ЦА, собирают спецпредложения под потребности гостей и подключают программу лояльности.

Все это уже сейчас формирует имидж отеля, поэтому независимо от того, вернутся иностранные компании или нет, — у гостей появляется привычка бронировать напрямую.

Какие три основных направления станут самыми популярными этим летом и почему?

RUSSPASS

Мы можем сказать, что запрос путешественников сохранился на направления -лидеры турпотока — Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республику Карелию, Республику Татарстан, а также — Республику Дагестан. По-новому туристы взглянули на соседние регионы. И это подтверждает статистика пользователей за майские праздники 2022 года. Значительную долю в их интересах заняли города Центрального федерального округа. Путешественники также стали совершать поездки с использованием личного транспорта (авто), захватывая один или несколько регионов с длительностью поездки от 2 до 4 дней.

Для таких путешествий у нас, например, разработаны маршруты:

· Кижи. Наследие ЮНЕСКО — https://russpass.ru/tour/6257371345cc11f9e82505db

· По дороге на Юг: автопутешествие по Ростовской области — https://russpass.ru/track/625015298ee45eeeba93d88a

· Москва, Тула, Орел: литературное путешествие — https://russpass.ru/track/619b9d71c96513cc4e491f86

Какие новые функции (фичи) уже появились или планируется ввести на платформе в ближайшем будущем?

RUSSPASS

В прошлом году мы кардинально переформатировали главную страницу сервиса и изменили навигацию. В этом году главным обновлением можно назвать то, что RUSSPASS стал единой площадкой для бронирования отелей по России.

Кроме того, недавно у нас появился чат-бот в разделе «Поддержка». Он поможет найти тур или экскурсию, составить план поездки, забронировать отель, оформить возврат, стать партнером, как пополнить транспортную карту «Тройка» или приобрести билет на аэроэкспресс.

Всего сейчас на RUSSPASS туристы могут организовать путешествия с помощью 25 услуг и сервисов. И все они — на одном ресурсе.

Что делать сейчас?

TRAVELLINE

Есть несколько рекомендаций для бизнеса:

  • Работать в сторону прямых бронирований
  • Продажи с сайта — это работа с гостями напрямую, без посредников.
  • Восстанавливать аккаунты в забытых соцсетях (для бизнеса сейчас самые лучшие площадки — это ВКонтакте, Одноклассники и Телеграм

Вопросов сыпется куча, особенно, в ТГ-канале TravelLine. В чате в Телеграме всегда на связи и готовы ответить на запросы.

Мир изменился, и туризм потихоньку подстраивается. Мы в TravelLine в теме и всегда готовы прийти на помощь тем, кто хочет последние изменения подхватить.

Пишите в комментариях, какое самое крупное изменение вы заметили в индустрии и как перестроили работу. Будет интересно пообщаться с представителями туристической отрасли!

Выводы

Можно до бесконечности рассуждать на тему прогнозов и будущего отрасли, но как показала практика за последние несколько месяцев, выигрывает тот, кто может молниеносно перестраиваться и подстраиваться под вновь сложившиеся обстоятельства.

Есть два основных фактора, которые сейчас влияют на бизнес:

1) политическая обстановка

2) финансовые возможности россиян

Несмотря на то, что отрасль туризма имеет надежду на кратный рост существует огромная проблема недостатка инфраструктуры и возможностей размещения, так как в популярных направлениях спрос продолжает превышать предложение. Для примера, компания СканТур работает над этой проблемой региона и строит свой собственный объект, о котором подробнее можно узнать на краудфандинговой платформе.

Переходите по ссылке:

Автор текста - Смирнова Вера.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Liza Vanifateva

Интересная статья. Дагестан как направление последнее время стремительно набирает популярность - не можжет не радовать, что люди стали ценить калорит, а не только тюлений олинклюзив (что тоже порой нужно, не спорю)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

Потому что местные очень развивают региональный туризм! Лишь бы туристы с уважением к традициям относились, чтобы потом не рассказывать как там к ним плохо относились

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

Подключились к русспасс в этом году, самый неоспоримый плюс - комиссия 4,5%, в сравнении с букингом, у которого было 30%(карл!) - оч больно, но некуда деваться от лидера рынка. Прям на старте были проблемы со входом в ЛК у них - не оч, но поддержка помогла разобраться. Сервис молодой, еще надо время на раскачку, но работать с ними можно. Тут важно им все таки собирать ОС от бизнеса, а не только от клиента, если хотят расти

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Не знаю почему у вас был 30%. У нас комиссия была существенно меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тохин

Свято место пусто не бывает. Уход букинга - плохо, но дает поле возможностей для наших подобных сервисов. Надеюсь со временем появится что то столь же удобное. Из этих двух знаю руспас, радует идея агрегировать в себе все для путешествий по стране. Удачи 💫

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Пробовал работать с RussPass и Tvill - оба сервиса унылое говнище, сделанное на коленке.
Хоть travelline и рекомендует, но работать с ними - это треш.

Ответить
Развернуть ветку
Russpass

Здравствуйте! Нам важно понять, что именно вам не понравилось в работе с нами. Напишите нам, пожалуйста: [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Мы уже озвучивали это голосом. Могу сказать , что реакции от вас 0. У меня такое чувство, что мы должны бегать за вами. Вы получаете комиссию не сильно утруждая себя в работе. Каждый объект размещения приносит вам денежные средства и на мой взгляд ваши менеджеры должны бороться за каждого клиента в условиях конкуренции большой. Я увидел лишь бизнес по русски и наплевательское отношение. Смысл нам работать с теми, кто не хочет с нами работать. Если в Букинге в случае ошибок или какого то сбоя выстраивалась целая операция по "спасению" с их стороны, то с вашей - тишина.

Ответить
Развернуть ветку
Russpass

Не могли бы вы напомнить название вашего объекта или юр.лицо?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Что и следовало доказать.

А может самим повспоминать обратную связь, которую УЖЕ дали и от кого она была?! Внутри там у себя пообщаться?!
Или неее, это ж работать надо.

Исправьте все претензии ото всех и только тогда возвращайтесь

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Я два раза отправлял письмо, не считая заявки, потом звонил ваш менеджер через достаточно длительное время и о проблеме ему было озвучено. Проблема не была решена.
Не вижу никакого смысла работать в таком формате, когда одно из лиц не заинтересовано в работе.

Очень странно, что в этом посте (если это не рекламный пост конечно же) вы реагируете быстро, а на почту и по телефону нет.

Ответить
Развернуть ветку
СканТур
Автор

Обращаем внимание, что это не рекламный пост, а скорее исследовательская статья.

Ответить
Развернуть ветку
СканТур
Автор

Спасибо за комментарий. Было бы классно, если бы вы поделились с кем вы рекомендуете работать, возможно есть какие-то удачные кейсы, то для следующей статьи мы обязательно используем эту информацию и возьмём интервью у аналогов RussPass и TravelLine.

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Для нас каналы продаж - ооочень маленький процент бронирования. В сумме всех боюсь даже не 4%. Времени и человеческих ресурсов уходит крайне много. Отслеживать эти брони, подтверждать, вести реестр, делать сверки.
RussPass и Travelline это разные вещи же :)
Работал в Фиделио, ИнтелектСтайл, Клофф. Считаю на данный момент ИнтелектСтайл одной из самых удобных и гибких. Есть множество моментов неудобных, но под них можно подстроится.
Мы предпочитаем развивать прямое бронирование и исключать посредников.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Матушевский

слушайте, а когда последний раз мы работали с OTAv на условиях 4,5 процента? Сколько букинг жрал за клиента...
До идеала далеко пока отечественным сервисам, но с чего то же надо начинать

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Букинг имхо жрал оправданно. Наши жрут чуть меньше , но в районе 15% по среднему, но они не работают на эти 15%.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Если посмотреть сегодняшнее выступление Сангаджи Тарбаева в Государственной Думе, можно услышать слова "речной туризм".
Отдых на воде - отличная тема для борьбы с произволом хозяев гостиничного фонда !
Хаусботы, катамараны, просто плоты с палатками - вот как "глубинный народ" России должен ответить на высокие цены в гостиницах!
А прицепы и дома на колёсах ?
Как говорится, конь не валялся !
Мы в нашем "Клубе бесплатного отдыха на море" делаем ставку на долевое участие желающих недорого отдохнуть в покупке средств для активного отдыха на воде.
Россия, вперёд!

Ответить
Развернуть ветку
Сархан Алиев

Мы разрабочики Экскурсионного сервиса.
Вот, что я могу сказать про работу с тур фирмами, которые занимаются отправкой и приёмом: Агрегаторы - это хорошо, но множество компаний в большинстве своём работают в нескольких системах и часто много ручного труда. Мы упаковали коробку заточенную только на экскурсии, в Казани и Самаре лидеры отрасли работают с нами, НО, даже они так же вынуждены работать в нескольких системах, потому что единого решения на рынке нет.

Для клиентов(туристов) возможно описанные сервисы полезны, но мы уже устали выслушивать жалобы на агрегаторы и подобные им. Поэтому часто опыт туриста хорош на этапе выбора тура, но печален на месте)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Корытников

После закрытия Букинга я обычно пользуюсь либо Я.Путешествия либо Суточно.ру Им, конечно, еще далеко по удобству для пользователя до Букинга, но вариантов на самом деле не так много. Особо выбирать не из чего. К тому же в интернете можно найти скидосы при бронировании на этих сервисах. Например, на Я.Путешствиях: GTB-IKOVZ скидка 10% до конца июня. А на Суточно бонус 1000 по коду G97523.

Ответить
Развернуть ветку
Одна здесь отдыхаю

Ни о чем статья. Ай да Сангаджи..что за болезнь такая у этих клоунов - неудавшихся актёров, лезть во власть?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

...

Ответить
Развернуть ветку
Инна Бурова

Не было возможности подать заявку на сотрудничество в русспасс, мы написали в поддержку и помогли ребята.
На своем опыте понимаю, что в самом начале создания продукта неизбежно возникают сложности. Проект масштабный и с хорошим потенциалом. Просто нужно время.

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Сколько можно то времени? Выходят на рынок полностью сырые, что бы побыстрее и оперативно.
Хотел дать второй шанс. Сегодня зашел в кабинет, начал подписывать оферту и на моменте внесения ID объекта - ошибка.
В ТревэлЛайн ребята говорят, что ошибка на стороне РусПаса и они обещали ее исправить. Прошел наверно уже месяц, а то и два и до сих пор какая то хрень.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null