Тенденция сервисов-экосистем для бизнеса: к чему она ведет рынок

CEO Robokassa Татьяна Глазачева — о том, как рынок b2b-услуг для электронной торговли России превращается из множества отдельных сервисов в рынок цифровых экосистем.

В закладки
Аудио
Татьяна Глазачева​

На заре эры е-commerce в России предприниматели спотыкались на каждом шагу – не было готовых технологических инструментов для организации бизнес-процессов. Сейчас уже трудно вспомнить, каково было первым мерчантам, за которыми не стояли бизнес-ангелы: что такое самостоятельная верстка сайта, попытка интеграции с банком без готовых шаблонов, постоянные накладки с доставкой и потеря товаров, слепые гипотезы о том, откуда брать трафик и так далее.

Прошло 20 лет с момента появления первых сервисов, которые оптимизировали деятельность интернет-магазинов. За это время произошло постепенное функциональное слияние отдельных инструментов до полноценных экосистем. Будет большим допущением сказать: "работать стало проще". Нет, это не так – за 20 лет рынок стал высококонкурентным, а правила поведения на нем теперь диктуют чрезвычайно требовательные пользователи, и прежде всего – поколение Z, которое ожидает от каждого продавца как минимум технологического чуда, а как максимум – предугадывания мыслей и желаний. Российскому рынку еще далеко до азиатского и даже западного (в США доля e-commerce в ритейле – 15%, в РФ – 3%), но все же – по сравнению с условиями начала новой эры это действительно жесткая среда.

Есть и хорошие новости: логика развития b2b сервисов соответствует общим пользовательским трендам. А это означает, что они так же, как и сервисы для широкой аудитории, становятся все более удобными и максимально развитыми в плане предоставляемых возможностей. Мы наблюдаем движение в сторону универсализации: все услуги – в одном окне, весь процесс – в один клик, все опции – в одном функциональном приложении. Это раньше предпринимателям приходилось все собирать "на коленке", сегодня в организационном смысле запустить бизнес в интернете на порядок проще.

Когда случилась эта революция? Ответ: ее не было. Развитие сервисов для интернет-торговли происходило постепенно, пока они не эволюционировали в экосистемы. Условно весь этот путь можно разбить на три этапа:

  • 1995-2010 гг.: отдельные инструменты и решения

К началу третьего тысячелетия в России появилось несколько сотен интернет-магазинов. Часть из них принимала платежи онлайн, а способ был всего один – электронные кошельки. Сервис WebMoney стал первым отечественным платежным шлюзом (запущен в 1998 году). В основном покупатели расплачивались наличными.

Рынок доставки был развит очень слабо: Почта России только начала работать как логистическая компания (с 1998 года), а альтернатив по организации дешевой доставки не было. Содержание собственного штата курьеров могли позволить себе далеко не все интернет-магазины, да и услуга не пользовалась большим спросом у покупателей. Доставка как вид сервиса была непривычна россиянам, никто не понимал, из чего складывается ее стоимость.

В течение первых десяти лет электронной эры рынок b2b услуг начал бурно развиваться. Появились полноценные конструкторы e-commerce сайтов, что значительно сократило путь к запуску продаж. В 2002 году на рынок электронных платежей вышла Robokassa, а вслед за ней – один за другим другие платежные шлюзы. К 2010 году торговцам стали доступны уже 15 сервисов для удаленной оплаты покупок.

Параллельно с этим развивались и маркетинговые возможности. В начале 1998 года появилась первая в Рунете контекстная реклама – ее запустил Яндекс. В основном она представляла собой сухие статичные текстовые объявления. Таргетинга как такового не было, вернее, был только один его вид – по поисковым запросам. Это позднее, после 2005 года, появился географический, тематический и затем поведенческий таргетинг, а сами форматы рекламы стали более "веселыми" (то есть медийными).

Из доступных методов продвижения можно назвать ценовые агрегаторы: Price.ru от холдинга Rambler появился в 1998 году, Яндекс.Маркет – в 2000, Авито – в 2007. На этом этапе порог входа в индустрию можно было назвать высоким, а сам бизнес требовал специальных знаний и цифровых навыков.

  • 2010-2018 гг.: объединение и развитие функционала

AliExpress (в 2012 году) и Amazon (в 2013 году) запустили новую парадигму шоппинга – маркетплейсы. Это первое комплексное решение, которое существенно облегчило жизнь предпринимателям – готовая витрина со встроенной функцией приема платежей, техподдержкой, трафиком пользователей. Российский рынок отреагировал достаточно быстро, и сервисы начали двигаться по пути расширения функционала. В 2013 году Robokassa приобрела агрегатор интернет-платежей Platron, а позже запустила маркетплейс Robo.market. За следующие пять лет в рунете появилось с десяток торговых платформ.

Предприниматели получили выбор: верстать свои площадки или пользоваться готовыми, заниматься продвижением самостоятельно или получать автоматом SEO на маркетплейсах, пользоваться услугами Почты России или подключать новых федеральных и локальных операторов. С развитием онлайн-торговли и ростом искушенности пользователей во главу угла встает логистика: тайминг и бесперебойная доставка становится главным конкурентным фактором. Поэтому маркетплейсы фокусируются на создании собственных логистических структур – например, так делает Lamoda (склады, фулфилмент, автопарк, курьерская служба, пункты выдачи товаров, примерочные и так далее), а также Goods и Ozon со своей партнерской системой хранения и доставки для малого бизнеса и собственной сетью постаматов.

Банковская система быстро реагирует на потребность бизнеса в цифровых платежных инструментах. Один за другим появляются привлекательные и удобные онлайн-сервисы не только для платежей и аналитики, но и ведения бухгалтерии, документооборота и налоговой отчетности. Первым стал «Сбербанк», который еще в 2012 году опробовал свою систему СББОЛ для предпринимателей, а третья годами позже «Тинькофф Банк» запустил сервисы для электронной торговли. На рынок пришли современные и удобные онлайн-банки («Модульбанк» в 2015 году, «Точка» и «ДелоБанк» – в 2018 году).

Таким образом, в этот период появилась вся инфраструктура, которой интернет-предприниматели пользуются сегодня. Запустить продажи стало намного быстрее и проще, а все организационные вопросы свелись к тому, какое решение из представленных выбрать.

  • 2019-2020 гг.: появление экосистем

Маркетплейсы и банки продолжают создавать различные value для малого и среднего бизнеса, объединяя и собирая различные сервисы, облегчающие ведение торговли, в целые экосистемы. «Сбербанк» запустил сразу 24 нефинансовых сервиса для этой категории – они охватывают все вопросы с отчетностью, документооборот, создание сайта, маркетинг, бухгалтерию, CRM, доставку и многое другое, не говоря уже о запуске СП с Яндексом, которое обещает стать самой крупной экосистемой в российской электронной коммерции. Специализированные банки идут по этому же пути (с помощью банка «Точка» можно открыть ИП онлайн, сделать счет, получить бухгалтерскую программу, формировать налоговую отчетность, создать e-commerce сайт с приемом платежей и так далее).

Отличительный признак экосистемы – это не агрегация по какому-то одному признаку (например, ценовая агрегация или агрегация электронных платежей), а добавление не свойственных площадке опций и коллаборации с другими системами для того, чтобы принять на аутсорс как можно больше "головных болей" предпринимателя. «Сбербанк» и доставка – классический пример. Еще можно назвать Ozon, который расширяет систему логистики через X5 Retail Group и «Пятерочку». Robokassa запустила решение «Робочеки» для тех, кто хочет обойтись без онлайн-кассы и взаимодействия с налоговой – по сути, полная передача фискализации на аутсорс, что уже выходит за рамки функционала маркетплейса. Экосистема Robokassa охватывает и соцсети – через решение Insta.robo.market, которое позволяет Instagram-торговцам расширять присутствие и принимать электронные платежи.

Экосистемы стали естественной фазой развития b2b сервисов для предпринимателей. С технологической и организационной точки зрения вести бизнес стало проще, экономнее. Технологии облегчили вход на рынок, они позволяют малому и среднему бизнесу конкурировать с гигантами в своих нишах. Предпринимателям советую внимательно следить за стремительными шагами этой digital-эволюции, анализировать и выбирать самые эффективные и комфортные решения для оптимизации бизнес-процессов. Желаю удачного и прибыльного бизнес-года в 2020!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Татьяна Глазачева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 23, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 101358, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 15 Jan 2020 16:59:32 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Трибуна
Booksharing.io — как «Яндекс.Драйв», только по книгам
Всем привет! Меня зовут Александр. Однажды мне некуда было пристроить книгу, тогда я решил сделать для неё целый сервис.
0
{ "id": 101358, "author_id": 194510, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/101358\/get","add":"\/comments\/101358\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/101358"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
3

Не пойму, это макбук стоит на экраном на столе? Или что за ножки? (Про фото)

Ответить
2

Кажется, он закрыт, стоит в подставке и подключен к монитору.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }