{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как не слить бюджет, соблюсти сроки и объем работ: проектный треугольник при работе с подрядчиком

Приложение вышло точно в срок, все фичи на месте, да еще и сэкономили 20% бюджета. Идеально. Но любой стартапер знает, что так не бывает. Рассказываем, как проектный треугольник поможет не превратить релиз MVP в бардак.

Привет, меня зовут Светлана, я проджект-менеджер Purrweb — студии дизайна и разработки MVP для стартапов. Запуская приложение, продакты и руководители стартапов пытаются подружить три параметра: время, объем работ и стоимость. Это и есть проектный треугольник.

Когда в проекте участвует подрядчик, он может сохранить идеальный треугольник или исказить его до неузнаваемости. Как повезет =) Например, пообещает выкатить продукт за три копейки, но профакапит сроки. Чтобы предотвращать такие ситуации, нужно самому разбираться в проджект-менеджерской базе — так вы будете видеть косячного подрядчика насквозь и не потеряете контроль над проектом.

В этой статье я расскажу, как до старта проекта позаботиться о том, чтобы треугольник был сбалансирован, и как контролировать его, когда разработка уже идет полным ходом.

Вся суть проектного треугольника в одном меме

Как подстелить соломку и определить риски для треугольника до старта проекта

Залог сбалансированного треугольника — выбор подрядчика, который умеет «его готовить». Но бывают и такие, кто сольет бюджет или зафакапит сроки. Вычислить плохого подрядчика можно уже на первых встречах. По моему опыту, вот какие красные флаги показывают, что в проекте с вероятностью 99,99% что-то пойдет не так.

Скорее всего, изменится стоимость, если:

🚩 Подрядчик называет цену ниже рынка. Вряд ли у компании синдром самозванца: чаще это значит, что команда неопытная и, возможно, состоит из стажеров и джунов после онлайн-курсов. Возможно, за низкую цену ваше приложение поплатится качеством. Придется платить снова — уже другой команде.

🚩 С радостью берется за все задачи, не обсуждая бюджет. Соглашается на любые фичи и нововведения, не предупреждая, что на это может понадобиться больше денег или времени. Так бывает, если у подрядчика нет опыта работы с подобными проектами. В итоге в ходе проекта может потребоваться нехилая доплата.

🚩 Не обсуждает бюджет и не ищет способов его оптимизировать. Неопытный подрядчик потратит каждую копейку и не предложит вариантов, как сэкономить. Например, будет пилить механику для чата техподдержки с нуля, хотя есть менее затратные готовые решения.

Пострадают сроки, когда:

🚩 Отказывается от контрольных точек. Оправдывается, что не хочет тратить время на «ненужные встречи», но по факту избегает показа промежуточных результатов.

🚩 Не поясняет, почему команде нужно именно столько времени. Если исполнитель не может внятно расписать тайм-план для заказчика, ему и для своей команды разработки расписать его будет трудно, а это чревато задержками.

🚩 Не подсвечивает факторы, которые важны для соблюдения сроков. Например, не предупреждает, что нужно заложить время на подписание документов с сервисами или предоставление доступов.

Подрядчик не вывезет объем работ, если:

🚩 Юлит, когда делится кейсами. Говорит, что уже делал похожие продукты, но не делится деталями проектов. Возможно, исполнитель некомпетентен или в проектах всё шло не так уж гладко.

На старте проекта нужно предусмотреть много всего. Недобросовестный подрядчик часто полагается на авось, и рано или поздно это приведет к проблемам

Самый красный флаг — когда подрядчик вообще не пользуется проектным треугольником и не знает, что такое матрица рисков. А знать это важно: ведь это только в идеальном проекте все стороны проектного треугольника равны и никогда не меняются. В реальной жизни так никогда не бывает.

На этой несложной схеме видно, что если растягивается одна сторона треугольника, то она тянет за собой другую

В матрице рисков надо оценить, к какой стороне треугольника относится риск, насколько он вероятен и как повлияет на целевые показатели. И выбрать, где можно пойти на компромисс, а где нет. Например, если сроки являются главным приоритетом, — можно ли отказаться от части функций, чтобы успеть к дедлайну.

Так может выглядеть шапка матрицы рисков в гугл-таблице

Кейс из практики

К нам в Purrweb обратились за сервисом для владельцев животных. С клиенткой установили срок в три месяца, а бюджет — в 30 000 $. При этом мы понимали, что если брать в работу все запросы заказчицы, количество работы сильно увеличится. Именно поэтому мы выписали все фичи, приоритизировали их, убрали то, что не влезает в бюджет и сроки, согласовали и только потом приступили к работе. Так мы выявили самую проблемную сторону треугольника — «Объем работ» — и избежали того, что у нас бы неминуемо увеличились сроки и бюджет проекта, если бы в работу взяли все фичи сразу.

Предугадать все риски на сто процентов, конечно, нельзя. Но вот о чем, по нашему опыту, забывают чаще всего.

Интеграция с сервисами. Стандартная практика: чтобы сэкономить бюджет, вы не разрабатываете собственные платежные системы, а добавляете в приложение уже готовые от банков. Но сторонние решения — это всегда риски. Например, в январе 2022 года мы прикрутили к MVP сервис авторизации auth0, а уже к весне он перестал работать в России: пришлось выкручиваться и писать код с нуля.

Юридические нюансы. Чтобы интегрировать платежную систему, нужно заключить с ней договор и перевести оплату. И тут могут возникнуть юридические сложности. Например, мы разрабатывали узбекское приложение — заказчик изначально хотел принимать в нем платежи российскими картами. Мы подсветили риски по срокам, и впоследствии они подтвердились: чтобы подписать договор с платежной системой, заказчику пришлось ехать в Россию и открывать там юрлицо.

Как контролировать стороны треугольника, если проект уже стартовал

При управлении проектом важно поймать момент, когда треугольник только начинает растягиваться. Для этого предусмотрите контрольные точки и обсудите их с подрядчиком. Расскажу, какие методы помогут присматривать за сторонами треугольника.

👉 Если важно не выйти за рамки бюджета. Попросите подрядчика вести все метрики проекта в таблице. Это поможет понять:

  • за сколько часов планировали сделать фичу,
  • сколько потратили по факту,
  • на сколько процентов придерживаетесь календарного плана,
  • на сколько процентов укладываетесь в бюджет.
Так выглядит наша таблица с метриками — в любой момент можно увидеть реальную картину происходящего и дать заказчику актуальную информацию

Чтобы посчитать, попадаем ли в бюджет, мы используем метод освоенного объема (earned value management) — он объединяет теоретические и реальные данные по проекту. Основные параметры: утвержденный бюджет, фактическая и запланированная стоимость уже выполненных работ, выполнение плана, отклонение от расписания. Сопоставив все данные, видим, укладываемся ли в план и бюджет. И можем спрогнозировать, как будут расходоваться ресурсы дальше.

Метрики подрядчик должен вносить регулярно — например, по итогам спринта: в этом случае вы сможете сразу увидеть перерасход и принять меры. К примеру, пересмотреть приоритетность фич и отказаться от тех, что выходят за рамки реального бюджета.

👉 Если хотите часто корректировать фичи. Узнайте, какую методологию разработки использует подрядчик. По нашему опыту, удобнее всего поэтапно контролировать проект, если используются элементы гибкой методологии, например Scrum. В этом случае работа над проектом разделяется на короткие этапы (спринты) с четкими рамками — например, в две недели. Клиент может держать руку на пульсе и влиять на проект, так как есть много контрольных точек:

  1. Планирование спринта — команда выбирает приоритетные задачи на спринт, после выполнения которых будет готова определенная часть продукта. Подрядчик делает это самостоятельно, но всегда информирует клиента о том, что будет взято в разработку.
  2. Дейли — 15-минутная ежедневная встреча, где команда разработки обсуждает, что делала вчера и будет делать сегодня. Эта встреча проходит без клиента.
  3. Демо — презентация клиенту того, что сделано за спринт.
  4. Ретро — после спринта команда обсуждает, чего не хватило, какие были проблемы и что можно улучшить. Диалог строится в том числе на обратной связи от заказчика после демо, поэтому ему присутствовать на встрече не обязательно.

Каждый спринт несет в себе ценность. Даже если вы по каким-то причинам ушли от подрядчика или приостановили работу, часть проекта вы уже уносите с собой.

Мы в Purrweb миксуем несколько подходов сразу. В глобальном смысле мы используем каскадную модель, то есть делим всё на этапы: дизайн, техпроектирование, разработка, тестирование. Внутри этапов используем Scrum — разделяем процесс на спринты и каждые две недели демонстрируем заказчику часть продукта.

Также мы используем один из инструментов Канбан — доску, она помогает контролировать прогресс.

Коротко: что сделать, чтобы не развалить проектный треугольник

Чтобы удержать баланс в треугольнике, нужно правильно подготовиться к запуску, а после — регулярно контролировать прогресс.

До старта проекта:

  • Не игнорируйте красные флаги на первых встречах с подрядчиком.
  • Составьте матрицу рисков и определите самую проблемную сторону треугольника.

После старта проекта:

  • Просите подрядчика вести все метрики проекта в таблице, чтобы держать руку на пульсе и при необходимости балансировать сторону треугольника, которая начинает расползаться. А посчитать, попадаете ли в бюджет, поможет метод освоенного объема.
  • Работайте итерациями, постоянно отслеживая промежуточные результаты — например, с помощью Scrum. А с помощью контрольных точек вы сможете проверять, что уже сделано, и влиять на результат проекта.

Если хотите больше узнать о подходах стартапов к разработке и полезных фишках, которые помогают им в запуске проектов, подписывайтесь на наш телеграм-канал «Стартап-пикап». В нем мы делимся историями успеха, лайфхаками, факапами и трендами в мире стартапов.

А у вас были ситуации, когда проектный треугольник вышел из-под контроля? Поделитесь опытом, как с этим справлялись.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Анастасия Хорошева

На фразе «Составьте матрицу рисков и определите самую проблемную сторону треугольника» вспомнила проект, где проблемными были все три стороны 🫠

Ответить
Развернуть ветку
Angelica

проблемными были все три стороны - так это все проекты такие, просто некоторые не достаточно профессиональный чтобы их видеть, а некоторые слишком позитивны чтобы обращать на них внимание

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Спросите лучше, были ли ситуации, когда проектный треугольник НЕ выходил из-под контроля. У вас такое было когда-нибудь? Я о таком ни от одной компании не слышал по крайней мере))

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

На самом деле в разработке MVP изменения всегда есть, но не всегда в отрицательную сторону. У нас бывали проекты, где получалось хорошо сэкономить без ущерба качеству.

Треугольник — это план, ориентир. Без него вся работа превратилась бы в неконтролируемое нечто. И тогда не было бы целевых показателей, с которыми можно сравнивать текущую ситуации и понимать:
– в нужном ли мы идем направлении;
– сколько еще до цели;
– по-прежнему ли важна эта цель.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Рыбина

Почему все не может быть как в идеальном мире 😭 Бюджет установлен, сроки не плывут, заказчики не требуют фигню)) Может как-то можно заранее создать такой треугольник, который не расползется или это нереально?

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Минутка философии 🙂 Мир без изменений — это иллюзия. И тут важно поскорее принять тот факт, что изменения всегда будут. Поэтому идеальный треугольник в любом случае не получится сделать. Главное — вовремя реагировать на изменения, извлекать из них пользу для конечного продукта, а всё вредное отсекать.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Елфимова

Не совсем поняла, все эти метрики вы для себя ведете или прям заказчика за ручку по ним ведете и рассказываете, где что?

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Чаще всего именно детальную таблицу с метриками мы ведем для себя, чтобы сделать выводы и прийти к заказчику уже с результатами и дальнейшими шагами на основе них.

Но если заказчику интересно, то, конечно, мы можем все рассказать и показать. Но обычно у всех свои дела и хватает своевременных выводов от нас.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Киселёва

А бывало у вас такое, что клиент хочет один продукт, а после демо переобувается и понимает, что ему вообще что-то другое нужно? Как вы тогда поступаете? Ведь часть работы уже сделана и надо начинать с нуля, получается

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Бывало. Такое чаще происходит на этапе аналитики и дизайна, потому что именно там идет перенос идеи на бумагу. Соответственно, формализуются требования и идея обретает четкую картинку.

Если такое происходит в разработке, то мы стараемся переиспользовать все, что можно.

Ответить
Развернуть ветку
Diana Gorbacheva

А почему из канбана только доску используете? В целом канбан как метод для стартапов не подходит разве?

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Подходит. Но все зависит от специфики проекта. Например, мы именно по канбану работаем больше всего на поддержке, потому что там постоянно обновляющийся бэклог.

А когда делаем «основную» часть разработки, то используем только доску. Там просто бэклог известен заранее и он не сильно меняется. Поэтому мы можем разделить разработку этого бэклога на итерации и от спринта к спринту отслеживать метрики и показатели.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Хорошева

Так просто все выглядит: продумайте риски, проконтролируйте подрядчика. Только в реальности все равно всё по одному месту идет, нет?

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

У нас обычно все нормально идет 🙂 Как раз благодаря системе менеджмента.

Но да, бывают ситуации типа пандемии, когда все «идет по одному месту». В таком случае выручает осознание, что изменения бывают и это нормально. Такой майндсет помогает быстрее придумать варианты, как адаптироваться под изменения.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Макаров

Расскажите, как фичи приоритизируете? Вот приходит клиент с миллионом хотелок, а что в первую очередь ему надо - сам хз

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Прежде всего нужно провести исследование рынка и аудитории. Бывает, что клиенты сами это делают. А если не делают, то мы помогаем. Про это подробнее писали в предыдущих статьях:
https://vc.ru/services/1009334-kastdevy-yunitka-i-boli-ca-kak-za-4-ponyatnyh-shaga-uznat-vzletit-li-vashe-prilozhenie

https://vc.ru/services/1018086-4-oshibki-kotorye-postavyat-krest-na-razvitii-prilozheniya

И если после исследований все равно остается, что отсеивать, то идем от ключевой цели заказчика. Для отсева используем разные методы: RICE, MoSCoW или метод критической цепи.

Ответить
Развернуть ветку
Danila Liamaev

Лайк!

Ответить
Развернуть ветку
Nik

А вы даете какую-то гарантию на продукты, разработанные вами, что данные от пользователя будут защищены? Или может какую-то оперативную поддержку в случае непредвиденной ситуации, по типу хакерской атаки и т.п.?

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Мы подписываем SLA после релиза, где прописаны сценарии реагирования в случае атак, падения серверов и прочих непредвиденных ситуаций

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Щербаков

В основном все звучит - тише едешь дальше будешь

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ситников

Все риски просчитать сложно.
Но в целом, при опыте и профессионализме просчитываются практически интуитивно)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Артемьева

Ну вот как быть хорошим подрядчиком, когда все кейсы под NDA? 😂

Ответить
Развернуть ветку
Angelica

как быть хорошим подрядчиком - не пытайтесь понять, просто будьте им))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда