Как супераппы изменят российский рынок

Команда студии мобильной разработки Winfox, другие разработчики, владельцы бизнеса и представители крупных компаний — о том, как изменятся привычки пользователей, в чем принципиальные отличия нашего рынка от азиатского и для каких компаний супераппы будут особенно востребованы.

vulcanpost.com
vulcanpost.com

Жители Юго-Восточной Азии сейчас активно пользуются приложением Grab, через которое можно не только вызвать такси, но и заказать еду, купить билет в кино, забронировать номер в отеле. WeChat — еще один популярный суперапп, у него более 1 млрд. пользователей. Когда-то это был просто мессенджер, а сегодня с помощью приложения можно подать заявку на кредит, провести операции с китайскими компаниями и государственными службами и даже выйти замуж. В конце 2019 года «Тинькофф Банк» выпустил свое суперприложение, а ВТБ, «Сбербанк», «ВКонтакте» и Яндекс работают над аналогичными сервисами. Мы спросили у разных экспертов, что они думают насчет мобильных сервисов нового формата.

Вопросы

Как рынок суперприложений будет развиваться в России и есть ли принципиальные отличия нашего рынка от азиатского?

В Китае супераппы появились еще 10 лет назад, когда начал развиваться WeChat со встроенными оплатами по QR-коду и другими функциями. На тот момент у китайских пользователей не было такого выбора отдельных приложений, как сейчас в России — там все привыкли к суперприожению изначально. Нашим пользователям будет сложнее привыкнуть, их нужно будет приучать.

Рынок будет развиваться по пути монетизации пользовательских баз: у кого они больше, те и будут более популярны. Заметно выйдут вперед те супераппы, которые будут предустановлены на мобильные гаджеты в рамках исполнения недавно принятого закона о предустановке российского ПО на смартфоны.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Несмотря на популярность, которую резонно пророчат суперприложениям в России, повторить успех и масштаб азиатских сервисов нам вряд ли удастся. Монопольная модель рынка в Китае изначально способствовала развитию формата супераппа. При поддержке правительства WeChat объединил в себе государственные услуги с финансовыми услугами и ритейлом.

В России же, напротив, уже есть множество самостоятельных сервисов, которые невозможно объединить под крылом единого игрока. Поэтому на нашем рынке мы увидим развитие нескольких конкурирующих суперприложений на базе представителей крупного бизнеса — скорее всего, это будут банки и ритейл.

Аскар Багавиев, директор практики по цифровизации бизнеса консалтинговой группы CROC Digital Insight

В Китае и остальной Азии довольно слабо развит банковский сектор. Например, в Индонезии у местного населения практически нет банковских карт — ими пользуется около 1% людей. Поэтому в таких странах сразу получилось перейти к электронным платежам в супераппах: у пользователя есть единый электронный кошелек, через который ему очень удобно все оплачивать, и нет альтернативы. То есть пользовательский опыт получился органичным и бесшовным.

В России же все по-другому: у среднестатического россиянина есть 2 карты. Поэтому все идет к тому, что супераппы будут развиваться на базе банковских приложений или на базе компаний, у которых есть своя большая аудитория. Это позволит максимально плавно перевести пользователей в этот формат. Да, к банкам может подключиться и государство, но только как партнер, а не главный инициатор.

Рустам Мухамедьянов,

руководитель студии Winfox

Российский потребитель, как и западный, пока не требует суперприложений. Здесь еще сильна привычка «одно приложение – один сервис». Кроме того, у нас гораздо острее, чем в Китае, стоит вопрос сбора и продажи данных пользователей. В Азии, где персональные данные не имеют такой ценности, суперприложению гораздо проще делиться ими с партнерами. Поэтому, на мой взгляд, полностью повторить успех WeChat с его масштабом нам вряд ли удастся. Однако возможности, которые суперприложения могут предоставить пользователям при удачной реализации и наличии хорошего продуктового предложения с грамотным партнерским «покрытием», игнорировать тоже нельзя.

Павел Давидовский, директор по маркетингу и продукту карты рассрочки «Совесть»

Пока еще трудно сказать, как это все будет развиваться. Но, кажется, что так плотно, как, например, WeChat в Китае, суперприложения в нашу жизнь не войдут. Если говорить про Азию в контексте Китая, то через WeChat там можно решить абсолютно все вопросы. У нас уровень интеграции сервисов с приложениями существенно ниже.

Никита Жеребцов, руководитель отдела в студии мобильной разработки e-Legion

Азия перескочила этап пользования интернетом на десктопных компьютерах. У них сразу появились смартфоны с интернетом. Для большинства это до сих пор единственный гаджет для выхода в интернет. Поэтому там одно приложение зачастую олицетворяет весь интернет. В России такого ограничения нет.

Олег Демьянов, руководитель студии разработки Whisper Arts

Как изменятся пользовательский опыт и покупательские привычки?

Люди привыкнут устанавливать одно приложение и искать в нем решения для многих своих задач. Безусловно, наступит время, когда отсутствие в супераппе какой-то функциональности вызовет недовольство большинства пользователей.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Я считаю, что пользовательский опыт кардинально не изменится, но кое-что все-таки будет по-другому. Самым существенным изменением станет возможность предиктивной аналитики и предложений/помощи/действия, которые приложение будет совершать, чтобы напоминать и упрощать ежедневные рутинные дела, такие как вызов такси, заказ продуктов из магазина, онлайн-покупка билетов на концерты и в кино, заказ еды в офис.

Тренд на супераппы увеличит спрос на опытных мобильных разработчиков. При этом я позитивно смотрю на эти изменения, так как требования к сторонним разработчикам будут выше, а значит, и качество реализации продукта возрастет. Однако, маленьким студиям будет все сложнее соответствовать требованиям заказчиков и конкурировать.

Андрей Минин, CEO digital-агентства aim

Лично я не верю в суперприложения: для каждой функции оно должно быть свое. Разработчики борются за внимание пользователей и поэтому все время добавляют в приложения новые функции и возможности, которые не являются там основными. Думаю, это временный тренд, который скоро пройдет. Ну вы же не будете на рынке овощей искать медицинскую помощь или зубного врача? Вы пойдете в больницу. То же самое и с приложениями.

Олег Демьянов, руководитель студии разработки Whisper Arts

Для какого бизнеса будут востребованы суперприложения?

Супераппы актуальны для бизнесов с большой клиентской базой. Например, «Госуслуги» — суперапп с базой примерно в 60-70 млн пользователей. Крупные базы также есть у банков, соцсетей, мессенджеров, а их приложения установлены практически у любого пользователя. Вот три типа приложений, которые легко развить до супераппов.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Суперапп — это часть экосистемы. Только у крупных экосистем, где есть приложения с большой аудиторией и высокой частотой использования, есть возможность сделать успешное суперприложение. Для пользователей такой формат взаимодействия удобен — это подтверждает рост аудитории VK Mini Apps в 14 раз за 2019 год.

Антон Циварев, руководитель платформы VK Mini Apps «ВКонтакте»

Супераппы подходят для любого типа бизнеса, который борется за новых клиентов. Одни компании становятся разработчиками таких приложений, другие — встраиваются в них. Один из таких примеров — Viber, который из простого приложения для безопасного общения превратился в многофункциональную платформу. Помимо возможности отправить текстовое, аудио- и видеосообщение сегодня пользователи могут купить что-то в магазине наших партнеров, не покидая чат, поиграть в игры, получить подтверждение об оплате услуги. Скоро мы планируем добавить возможность переводить деньги друзьям и знакомым.

Сергей Самородов, глава департамента по продажам Viber в России и СНГ

Супераппы — новый канал продвижения для малого и среднего бизнеса. Для таких компаний становится выгодно сотрудничать с площадкой, у которой есть аудитория со спросом на их услуги или товары. При этом бизнесу не нужно тратить деньги на свои IT-команды, тестирование гипотез и продвижение. Прекрасным примером стал бум с маркетплейсами Goods и «Беру». Но пользователю уже мало просто купить практически любые товары в одном месте. Пользователю нужно больше, ему нужно суперприложение.

Идеология суперприложений пошла из финтеха: каждый банк борется за клиента, его транзакции и его поведенческие привычки. Все крупные банки уже давно создали внутри себя IT-компании, которые аккумулируют огромное количество продуктов из разных сфер. Когда эти продукты будут работать как единое целое и пополняться новыми интеграциями — вопрос времени. Но это уже начало происходить.

Андрей Минин, CEO digital-агентства aim

Уверен, что в сфере образования супераппы будут востребованы. Я четко знаю, что даже общеобразовательная школа наверняка внедрит такую систему. В противном случае она просто останется за бортом.

Юрий Новоселов, основатель школы устного счета «Соробан»

Что будет с рынком мобильной разработки?

Цена на разработку снизится. Например, у нас в компании себестоимость каждой новой фичи все ниже и ниже. Если внедрение алгоритмов искусственного интеллекта заняло у нас 2 года, то дополненную реальность мы сделали уже за 4 месяца. Большой спрос диктует повышение цены только временно — потом она падает из-за роста предложения квалифицированных специалистов.

Юрий Новоселов, основатель школы устного счета «Соробан»

Рынок мобильной разработки несколько упадет. Профильные компании, развивающие свои суперприложения, будут набирать инхаус-специалистов и вести разработку у себя.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Разработка мини-приложений проще и быстрее, чем разработка отдельных мобильных приложений. Кроме того, мы берем реализацию некоторых компонентов на себя: например, готовая библиотека UI-компонентов, платежный инструмент VK Pay или пуш-уведомления. Благодаря этому бизнес все чаще выбирает мини-приложения.

Антон Циварев, руководитель платформы VK Mini Apps «ВКонтакте»

Какие сложности в продвижении и разработке суперприложений в России могут возникнуть?

Если раньше разработчики могли сосредоточиться на производстве продукта с одной четко определенной функцией, то сегодня им придется держать в голове, что у приложения должен быть потенциал развития. Только так оно останется конкурентоспособным.

Сергей Самородов, глава департамента по продажам Viber в России и СНГ

Большинство суперприложений разрабатывают сильные бренды. Потребители хорошо их знают, поэтому больших проблем с продвижением быть не должно. Если же говорить о продвижении нецелевых для бренда сервисов, то тут не все так просто. Например, почему я должен изменить привычку бронировать номер в отеле на booking.com и начать бронировать его внутри экосистемы банка? Да, какие-то привычки будет просто сломать, но на изменение некоторых понадобится время.

Андрей Минин, CEO digital-агентства aim

Никаких сложностей не вижу. Проблем у суперприложений не будет, так как их будут делать только те, у кого есть деньги, есть команды разработки. Но и большой спрос на такие приложения вряд ли появится.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Приложения станут сложнее и для пользователей, и для разработчиков. Последним придется перепридумывать навигационные паттерны, разводить потоки людей с самыми разными потребностями, выносить функциональные блоки в отдельные сущности, но при этом сохранять целостность взаимодействия и дизайна между ними. Настоящий челлендж для разработчиков, которые ступят на этот путь.

Непросто будет привлечь активных пользователей и организовать техническую поддержку таких больших проектов.

Спрос со стороны пользователей будет — просто потому, что удобно закрывать все свои потребности в одном приложении, а не в нескольких.

Никита Жеребцов, руководитель отдела в студии мобильной разработки e-Legion

Каким должно быть суперприложение, чтобы им охотно пользовались российские потребители?

Главная задача — грамотно уместить все разделы и функции на экране, не перегружая меню. Информации много, и ее подача должна быть наглядной, понятной и симпатичной.

Сергей Самородов, глава департамента по продажам Viber в России и СНГ

Такое приложение должно быть простым. Сложность должна быть спрятана от пользователя — максимум 3 кнопки на экран.

Юрий Новоселов, основатель школы устного счета «Соробан»

Те, кто может сделать суперприложение, активно работают с Big Data, у них есть подробная информация о том, что любит и покупает каждый пользователь. Поэтому логично будет максимально персонализировать интерфейс. Например, если человек регулярно заказывает корм для своей собаки, на главном экране надо показывать ему выгодные предложения из этой категории.

Не менее важна стоимость покупок и качество сервиса. Суперприложение должно давать пользователю очевидную выгоду. Если купить билет на самолет в новом супераппе будет дешевле, чем в привычном приложении авиакомпании, то пользователи будут это делать.

Александр Хрущев,

технический директор студии Winfox

Основная задача суперприложения — решить несколько зачастую несвязанных друг с другом пользовательских запросов в одном месте. Поэтому интерфейс должен предлагать бесшовный интегрированный опыт взаимодействия со множеством различных приложений, веб-сайтов, интернет-ресурсов в одной оболочке. И это самая сложная задача. Мы все знаем, как непросто создать идеальный удобный интерфейс для отдельного приложения, например, онлайн-банка или доставки продуктов. В случае с супераппом сложность растет в геометрической прогрессии. Российские пользователи избалованы продуманными интерфейсами моноприложений. Поэтому успех ждет те компании, которым удастся сохранить подобный опыт в суперприложении.

Андрей Минин, CEO digital-агентства aim

В супераппе есть основная функциональность — то, на основе чего сделано приложение. И дополнительная функциональность, которая реализуется дополнительными интерфейсами. Основная и дополнительная функциональность не должны мешать друг другу.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Какие опции обязательно должны быть в российском суперприложении, а какие вовсе не нужны?

Если в суперприложении не будет удобной оплаты с помощью Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay и других аналогичных сервисов, оно будет неинтересно пользователю. Не должно быть никаких требований из серии вбить карту при оплате. Один раз завел карту, сохранил данные — и дальше все покупки оплачиваются в один клик.

Алексей Чувашов, технический директор студии разработки 65apps

Главное — это кешбэк. Мы уже привыкли, что он капает практически со всех покупок картой, и суперапп должен усилить эту тенденцию.

Рустам Мухамедьянов, руководитель студии Winfox

Вопрос интересный, так как в любой момент нам может понадобиться та или иная услуга. И хорошо, когда мы, пользователи, будем знать, куда обратиться. Я думаю, что нужно руководствоваться здравым смыслом. Есть вещи, на которые не стоит тратить усилия, особенно в первое время и с учетом российского менталитета. Например, в китайской версии WeChat пользователи могут пожениться или прямо в приложении разместить объявление о намерении создать пару. Нашим людям такое вряд ли нужно.

Илья Семенов, старший проектировщик пользовательских интерфейсов ИТ-компании «Рексофт»

Суперапп наверняка будет знать о моих заказах или действиях в других приложениях. Так вот я бы совсем не хотел, чтобы мое банковское приложение знало, какую книжку я вчера читал и какие фильмы смотрел.

Олег Демьянов, руководитель студии разработки Whisper Arts

Коротко

  • Наш рынок принципиально отличается от азиатского, поэтому и развитие суперприложений будет проходить по другому сценарию.
  • Если покупать через суперапп будет выгоднее, интерфейс будет интуитивно понятным и не перегруженным, люди охотно будут пользоваться суперприложениями.
  • Делать свои супераппы будут те компании, у которых есть огромная клиентская база. Прежде всего это банки, соцсети, мессенджеры, ритейл.
  • Крупные компании будут разрабатывать супераппы инхаус — так удобнее и дешевле.
  • С появлением супераппов разработчики еще больше уйдут в специализацию.
  • Персонализация, возможность сразу решать несколько задач, хороший кешбэк, быстрая оплата с помощью Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay и других аналогичных сервисов — вот то, что поможет привлечь в супераппы российских пользователей.

А что вы думаете про супераппы? Приживутся ли они на российском рынке? Высказывайте свое мнение в комментариях, нам интересно его узнать!

1515
3 комментария

Как супераппы его не изменили 10 лет назад его, так и сейчас окажется что это временная блажь
Никому не захочется играть своими деньгами на чужом поле

1
Ответить

Это очень крутая тема 👏🏻🔥 учитывая , что в одном месте будет все и сразу ) а не вот эти иконки с папочками в телефоне 🤦🏻‍♀️🤪

Ответить