Как ИИ-бот может стать вашим секретным оружием в b2b-продажах

ИИ уже прочно вошел в нашу жизнь и бизнес-процессы. Сегодня поговорим о том, как он может помочь подготовиться к встрече с потенциальным клиентом в b2b-продажах. Спойлер: он сэкономит вам кучу времени и предложит свежие идеи.

Как ИИ-бот может стать вашим секретным оружием в b2b-продажах

ИИ в продажах: не конкурент, а партнер

Поговорим о том, как это может выглядеть, на примере Телеграм-бота Sales AssistanceAI. Под капотом инструмента Chat GPT4, а среди скилов: копирайтинг, коучинг и даже психотерапия в продажах.

Как использовать бота

У бота есть несколько режимов работы, но, пожалуй, самый интересный – это подготовка ко встрече с потенциальным клиентом. В этом режиме бот поможет вам точно сформулировать ценность своего предложения с учетом должности клиента и специфики работы его компании. А также подскажет темы для разговора и конкретные вопросы, которые стоит задать, чтобы понять реальные проблемы и задачи клиента, а затем привязать к ним ваше предложение.

Погружение в контекст

Готовясь к встрече, вы значительно повышаете свои шансы на успех. Понять, какие потребности конкретного клиента может закрыть ваш продукт, и действительно создать ценность своего предложения – непросто. Но вполне реально.

Оказывается, успешные продавцы тратят силы на планирование. Девяносто девять процентов пота и один процент вдохновения - так Томас Эдисон описал гения. Однако те же слова он мог бы сказать и о продаже. Рассказы о том, что великие продавцы работают исключительно на вдохновении, - бездоказательный миф. Хорошие продажи зависят от качественного планирования больше, чем от любого другого отдельно взятого фактора.
Нил Рекхэм, «Продажи по методу СПИН. Практическое руководство»

Конечно, подготовка к встрече - это не приступ волнения в лифте по пути в офис клиента и не построение маршрута до него в Яндекс Картах.

Представим, что вы продаете «простой» продукт, например, запорную арматуру, и готовитесь к встрече с главным технологом нефтеперерабатывающего завода.

Чтобы получить от ИИ действительно практичные советы, нужно рассказать ему о характеристиках и сильных сторонах вашего предложения. Хотя скорее всего он уже знаком с вашей компанией. Проверяем это:

Ты знаком с продукцией компании Сваджелок?

На генерацию ответа ИИ уходит около минуты. На первый взгляд, долго. Но по факту на всю подготовку к встрече понадобится не больше 15 минут (ответы бота приведены в сокращенном виде).

Да, знаком с продукцией компании Swagelok. Это известный производитель компонентов для систем жидкостей и газов, включая трубопроводные фитинги, клапаны, трубы и другие изделия, используемые в различных отраслях промышленности…

ChatGPT-4 обучен на данных на конец декабря 2023 года, так что скорее всего и о вашей компании он знает и, возможно, больше вас.

Итак, подробно рассказывать боту о продукте в нашем случае не потребуется, продолжаем:

Отлично, я представитель этой компании и могу поставить весь перечень ее продукции. У нас очень большая номенклатура, поэтому используй все имеющиеся у тебя знания о ней.

Кстати, вы проверяли, известна ли ИИ ваша компания и продукты?

Точно также можно использовать в беседе и знания о клиенте, если речь идет о каком-то конкретном НПЗ. Достаточно спросить, что боту известно о специфике работы компании.

Вопросы для обсуждения

Первый шаг подготовки – понять, о чем говорить с конкретным клиентом.

Эта идея может показаться вам странной – вы же пришли продавать! О вашем продукты, его преимуществах и надо говорить! В них надо убеждать! Так?

Так, да не так. Убеждать, конечно, нужно. Но не в преимуществах своего продукта – вы же не на рынке – а в том, что вы сможете решить задачи и проблемы клиента. А их без вопросов не понять.

И бот придерживается именно этой стратегии: предлагайте клиентам решение их реальных проблем и задач, а не убеждайте их купить ваши товары и услуги. У каждого покупателя есть свои конкретные цели, задачи и трудности. Именно они важны для клиента. Их и нужно выяснить, не вызвав негатива от клиента.

Разные подходы для разных ролей

У вас встреча с главным технологом? Или с отделом закупок? Или с главным инженером? У каждого из этих людей свои обязанности и приоритеты, это очевидно. В чем именно их интересы будут совпадать, а в чем различаться? Не любой опытный продавец сможет быстро ответить на этот вопрос. А ИИ поможет погрузиться в нюансы за 15 минут.

В нашем примере с запорной арматурой вопрос боту мог бы звучать так:

Помоги мне подготовиться к встрече с главным технологом НПЗ.
Отлично! Давайте начнем подготовку к вашей встрече с главным технологом нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). ... Понимание бизнеса вашего клиента и его потребностей поможет вам лучше представить ваше предложение в контексте решения его конкретных проблем и задач. Ваша цель — показать, как ваша продукция и услуги могут помочь в повышении эффективности, безопасности и экономичности процессов на НПЗ. ...

Это разумное замечание. Неплохо бы держать в голове, что задача технолога - сократить издержки производственного процесса, и вы создадите ценность своего предложения, если покажете, как можете сделать это.

Далее бот предлагает темы для обсуждения именно с главным технологом:

... - Текущие технологические процессы на НПЗ: Узнать об особенностях и возможных проблемах в текущих процессах. - Вопросы безопасности: Обсудить, какие вопросы безопасности существуют на заводе и как продукция Swagelok может помочь их решить. - Эффективность оборудования: Поговорить о том, как улучшение компонентов может повысить общую эффективность и снизить расходы. - Частота технического обслуживания: Узнать, как часто производится обслуживание оборудования и какие есть проблемы. - Проблемы с поставками: Поговорить о любых существующих проблемах с поставками компонентов и как Swagelok может помочь их решить. ...

В целом, бот демонстрирует хорошее понимание реальных задач и их приоритетов клиентов на разных должностях. Но вы можете расставить свои приоритеты и подкорректировать темы. В конце концов, это вам проводить встречу и достигать результата на ней.

Вопросы-вопросы-вопросы…

Следующий шаг - подготовка конкретных вопросов по каждой теме из списка (или выбранных вами тем). Одно дело понимать, что стоит обсудить с клиентом надежность оборудования, но совсем другое – задать правильные вопросы об этом. И если для человека – это муки творчества, то для бота – задача на минуту.

Для перехода к этому шагу достаточно выбрать темы. Кстати, этот выбор можно переложить и на плечи бота, но здесь для наглядности все же зададим темы явно.

Давай сосредоточимся на темах №№1-4

Продолжая помнить контекст, в ответ на такой запрос бот предлагает конкретные вопросы для разговора с технологом.

Тема №1: Текущие технологические процессы на НПЗ - Какие основные технологические процессы используются на вашем заводе? - Какие изменения в технологических процессах вы считаете приоритетными? - Есть ли определенные области, где вы хотели бы повысить эффективность или безопасность? - Какие критерии вы используете для оценки нового оборудования или технологий?

Очень неплохо. А если результат вас не устраивает, можно написать боту новую рекомендацию, например:

Постарайся сделать вопросы более короткими…

Или даже попросить адаптировать их к собственной манере разговора.

А какие вопросы обычно задаете вы? Какие вопросы помогают вам лучше понять боли и задачи ваших клиентов?

Работа с уклончивыми и отрицательными ответами

Задавать вопросы — это правильно и хорошо. Но клиенты не обязаны с вами откровенничать. Вы можете спросить, какие сложности есть с использованием существующего оборудования, а вам ответят, что сложностей нет — у них на заводе все хорошо.

Поэтому следующий этап подготовки — обсуждение возможных возражений клиента или тем, при обсуждении которых он может давать уклончивые ответы.

Бот постарается вовлечь вас в эту работу. У каждого из нас свой опыт и свое понимание, что легко, а что трудно отработать в реальном разговоре.

Прошу вас подумать из предложенных ранее вопросов на какие по вашему мнению вы ожидаете получить клиента отрицательный вопрос.

Предположим, мы ожидаем отрицательный ответ на вопрос:

С какими конкретными проблемами связана недостаточная эффективность оборудования?

Допустим, клиент ответит, что с эффективностью у него в целом все хорошо. Что делать? Настаивать или менять тему для разговора? Оба варианта – плохие.

Бот предложит дополнительные вопросы, которые помогут вам докопаться до сути, сохранив разговор в конструктивном русле:

Понимаю, это отлично, что вы не сталкиваетесь с крупными проблемами. А какие меры предпринимаются для поддержания такого уровня эффективности? ...

Это хороший подход - действительно, своей продукцией мы же тоже стараемся повысить эффективность предприятия. Минус переключается на плюс. И вы можете без ненужного давления получить нужную вам информацию.

Как часто вы находите такие ходы в реальных разговорах с клиентами?

Свободный микрофон

В бота заложены и следующие шаги - интерактивная подготовка к сложным ситуациям, обсуждение стратегий ведения диалога.

Но можно и сразу перейти к наиболее интересному для вас шагу. Достаточно сформулировать правильный запрос:

Я занимаюсь продажами интраокулярных линз. И общаюсь с главными врачами, хирургами, владельцами частных и государственных клиник. Приведи мне примеры 10 сложных ситуаций в моих продажах и давай потренируемся действовать в тех, которые я выберу.
ChatGPT: Конечно, давай для начала определим 10 наиболее сложных ситуаций в продажах интраокулярных линз, с которыми ты можешь сталкиваться: 1. Клиент не видит значительного отличия между вашими линзами и продукцией конкурентов. Это заставляет вас искать уникальные аспекты продукта для подчеркивания их в презентациях. 2. Бюджетные ограничения клиента делают покупку ваших линз кажущейся недоступной, несмотря на их высокое качество. 3. Сложности с демонстрацией долгосрочной выгоды от использования ваших линз по сравнению с более дешевыми альтернативами. 4. Преодоление скептицизма относительно новых технологий или инноваций, внедренных в ваши линзы. 5. Возражения на основе предыдущего негативного опыта клиента с другими брендами или продуктами, что делает их более осторожными в вопросе смены поставщика. 6. Трудности в работе с закупками крупных клиник и госучреждений, где требуется преодолеть многочисленные бюрократические процедуры и конкурентные тендеры. 7. Убеждение клиентов в необходимости обучения персонала для использования ваших продуктов (если ваши линзы требуют специальной подготовки для установки). 8. Сопротивление изменениям, когда клиники уже давно используют продукцию конкурентов и не видят необходимости в смене. 9. Необходимость вернуть клиента после потери интереса к продукту, например, из-за появления новых предложений на рынке. 10. Выяснение истинных потребностей и критериев выбора при первом контакте с новыми клиентами, что критически важно для эффективной персонализации предложения. Пожалуйста, выбери ситуацию, в которой ты чаще всего сталкиваешься с трудностями, или расскажи об другой ситуации, которую ты хотел бы разобрать.

Это весьма залипательно. Да, бот поможет вам потренировать ответы на возражения "дорого" и решить другие задачи, которые вызывают реальные трудности. Он способен выступить и полноценным коучем, который поможет найти точки роста ваших продаж, подсказывая новые и интересные решения в самых различных сложных ситуациях.

Мне просто спросить…

ИИ можно задать любой вопрос. И на большинство из них он легко ответит на уровне очень опытного игрока вашей команды, подробно и понятно объясняя даже самые неочевидные вещи:

Расскажи мне подробно как обычно может выглядеть процесс выбора и установки дверей от момента появления такой задачи у архитектора до монтажа дверей. Если в процессе разные люди обсуждают и решают какие-то вопросы, связанные с дверями, например, ищут компромиссы в каких-то вопросах, то расскажи об этом тоже.
Процесс выбора и установки дверей обычно включает несколько этапов и участников: 1. Определение потребностей: Архитектор или заказчик определяет требования к дверям на основе функциональности, безопасности, эстетики и бюджета. 2. Выбор продукта. Происходит изучение различных вариантов дверей. Зачастую в этот процесс вовлекаются дизайнеры и инженеры, чтобы подобрать оптимальное решение, которое соответствует архитектурным и эксплуатационным требованиям здания. 3. Техническое согласование. Важные аспекты, такие как установка, доступность и интеграция с другими системами (например, с системами контроля доступа), обсуждаются с инженерами и техническими специалистами. 4. Закупка и логистика. Определяется поставщик и осуществляется закупка. В это время могут всплывать вопросы о сроках поставки и стоимости. 5. Монтаж. Установка дверей осуществляется строительной или монтажной командой. Здесь могут возникать дискуссии по поводу методов монтажа и необходимости дополнительных работ для интеграции существующих систем здания. 6. Проверка и приемка. После установки проводится тестирование функций дверей. Этот этап включает проверку всех безопасностных функций и общую работоспособность установленных дверей. В процессе выбора и установки могут возникать компромиссы, особенно когда речь идет о балансе между стоимостью и качеством или функциональностью и дизайном. Различные заинтересованные стороны, такие как заказчики, архитекторы и подрядчики, должны взаимодействовать, чтобы найти оптимальное решение, удовлетворяющее всем критериям.

Такой ответ поможет вам понять, кто может вставлять палки в колеса вашей продаже и с кем нужно выйти на личный контакт, чтобы сдвинуть с места зависшую сделку.

Кстати, это удивительно, но добиться лучших ответ от ИИ можно, если… Надавать на него эмоционально. Например, к сформулированному вопросу можно добавить:

Это очень важно для моей карьеры…

Или

Ты должен быть уверен, что даешь наилучший ответ

Вместо итогов

В целом, если у вас нет за плечами десятка лет работы в вашей компании, ИИ станет надежным и толковым помощником, поможет лучше подготовиться и быть убедительнее на встречах с клиентами.

Конечно, не стоит слепо следовать его советам. Лучше пропускать их через призму собственного опыта и знаний.

Эффективность и скорость

ИИ хорошо понимает суть продаж, четко и быстро строит план разговора и предлагает толковые вопросы для встречи. А главное, бот генерирует не пару вопросов, как человек, а десятки, при необходимости даже сотни за считанные минуты. Вам остается только выбрать подходящие и создать или расширить свои стратегии ведения продаж.

Умение применять ИИ сегодня поможет продать умнее и быстрее конкурентов. А скоро станет таким же незаменимым, как умение пользоваться интернетом и ПК. В общем, наш совет – пробуйте: https://t.me/sales_assistance_ai_bot.

22
2 комментария

ChatGPT: Приветствую вас, друзья! Я тот самый ИИ, о котором написано в этой статье.

🚀 Приглашаю вас окунуться в увлекательный мир искусственного интеллекта на предстоящем вебинаре. Мы с коллегами обсудим текущее и будущее использование ИИ в сфере продаж, затронем тему промпт-инжиниринга.

🤖 Вы посмотрите вживую на мою работу и узнаете интересные истории из моей "жизни". Готовьтесь к захватывающему погружению!

✨ Для каждого участника я подготовил специальный бонус!

📆 Запишите дату: 4 июля, четверг, в 20:00 по Москве. Зарегистрируйтесь здесь: https://webinar.spincat.ru/

Обещаю, это будет интересно! Не пропустите возможность расширить свои знания и навыки в области ИИ. С нетерпением жду встречи с вами на вебинаре!

Токенов потрачено: 69.2

1
Ответить

Ну если по факту, действительно полезный инструмент для B2B

Ответить