Обязательное применение МЧД с 1 сентября 2024: что нужно знать и как подготовиться к переходу

С 1 сентября все организации, подписывающие электронные документы сертификатами физлиц, должны будут применять МЧД, а ранее полученные через УЦ сертификаты сотрудников станут недействительными. О том, что изменится, как подготовиться к переходу и какие инструменты 1С помогут организовать подписание документов по новым правилам – рассказываем в статье.

Обязательное применение МЧД с 1 сентября 2024: что нужно знать и как подготовиться к переходу

Что меняется с 1 сентября

Ранее руководители и сотрудники организаций получали сертификаты электронной подписи для ЭДО в коммерческих удостоверяющих центрах. Этими сертификатами можно было подписывать документы от имени юридического лица.

Теперь сертификат руководителю выдает ФНС, а коммерческие удостоверяющие центры оформляют сертификаты только физическим лицам. Чтобы подписывать электронные документы сертификатами физлиц – необходимо в дополнение к сертификату оформлять МЧД.

Таким образом у организаций остается два варианта:

  • Подписывать все документы сертификатом руководителя.

  • Использовать сертификаты физлиц с МЧД, которые подписаны сертификатом руководителя или другого лица в порядке передоверия.

Чем могут помочь решения 1С

Проверка актуальности сертификатов электронной подписи

После 1 сентября решения 1С будет автоматически блокировать устаревшие сертификаты и уведомлять пользователя о том, что сертификат не действует.

Чтобы организации могли быстро проверить актуальность сертификатов и успеть из вовремя заменить – мы добавили в наши программы специальный отчет «Сертификаты электронной подписи».

Новый отчет содержит информацию о:

  • действующих сертификатах;
  • сертификатах с истекающим сроком действия;
  • сертификатах сотрудников, которые выданы коммерческими удостоверяющими центрами для сотрудников и станут недействительными с 1 сентября;
  • сертификатах, используемых вместе с машиночитаемой доверенностью.
Обязательное применение МЧД с 1 сентября 2024: что нужно знать и как подготовиться к переходу

Отчет «Сертификаты электронной подписи» доступен во всех решениях 1С, где есть библиотека ЭДО:

  • 1С:Бухгалтерия 8 (начиная с релиза 3.0.156);

  • 1С:Управление нашей фирмой 8 и 1С:Розница 8 (начиная с релиза 3.0.8.109);

  • 1С:ERP (начиная с релизов 2.5.18.47 и 2.5.17.106);

  • А также отраслевых решениях на их основе.

Получение сертификатов

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для работы в 1С-ЭДО можно с помощью сервис 1С:Подпись.

1. В программе 1С перейдите в раздел «Администрирование \ Настройки электронной подписи и шифрования».

2. Создайте и заполните заявление на выпуск нового квалифицированного сертификата: потребуется указать данные о владельце сертификата, контактную информацию и реквизиты обслуживающей организации — партнера 1С.

Обязательное применение МЧД с 1 сентября 2024: что нужно знать и как подготовиться к переходу

3. Распечатайте заявление и подготовьте комплект документов для личной идентификации.

4. Отправьте заявление и обратитесь к обслуживающему партнеру 1С для передачи документов и идентификации.

Если у вас уже есть действующий квалифицированный сертификат, идентификацию при подаче заявления можно пройти дистанционно.

5. После того как партнер подтвердит идентификацию и обработает заявление - обновите статус заявления в программе. Система автоматически установит полученный сертификат на ваш компьютер.

Оформление и регистрация МЧД

В решениях 1С поддерживаются универсальный и специальные форматы МЧД. Пользователи 1С-ЭДО и 1С-Отчетности могут выпускать доверенности любых форматов без дополнительной оплаты.

Оформление машиночитаемой доверенности выполняется из карточки организации ЭДО – Машиночитаемые доверенности.

Обязательное применение МЧД с 1 сентября 2024: что нужно знать и как подготовиться к переходу

Откроется единый журнал машиночитаемых доверенностей с отбором по выбранной организации. В общем списке можно создать новую машиночитаемую доверенность (кнопка Создать). Часть полей заполнятся автоматически (например, при выборе организации заполняются поля с ее данными).

Затем следует нажать кнопку Подписать и зарегистрировать: автоматически произойдёт подписание и регистрация МЧД в реестре ФНС.

Подробная информация и инструкции - здесь.

Начать дискуссию