Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

Всем привет, меня зовут Коля, и я уже пять лет руковожу дата-консалтингом Valiotti Analytics. Организовать работу в удаленной команде из 30+ человек нам помог Notion, и в этой статье я расскажу, как мы это сделали.

Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

У нас в компании несколько команд: аналитики, дата-инженеры, проджекты, продакты, сейлзы, маркетинг, HR. У всех разные задачи, проекты и документы — все это надо отслеживать и где-то хранить.

А еще вся команда полностью удаленная, поэтому абсолютное большинство операционных процессов — это тексты-тексты-тексты. Даже если кажется, что операционка не влияет на бизнес, то скорее всего, вы это влияние не чувствуете — его чувствует ваша команда.

Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

Управлять компанией с такими вводными и не сходить с ума (ни мне, ни команде) помогает именно Notion. Мы его используем для всех основных рабочих процессов: таск-трекинг, ведение проектов, хранение документов, разработка мини-сайтов (типа таких), создание контента.

Про все рассказывать не буду — статья получится бесконечной. Вместо этого поделюсь главным:

  • почему именно Notion,
  • с чего начать работу с ним,
  • удобно ли в нем вести проекты,
  • как он помогает анализировать вовлеченность подписчиков Telegram-канала.

Актуалочка: мы с ребятами писали эту статью и придумывали смешные подписи к мемам, Notion объявил, что 9 сентября уходит из России.

Компания у нас базируется вне РФ, но некоторые сотрудники живут в РФ. Пока непонятно, как это нас затронет, и поэтому мы планируем и дальше пользоваться Notion и одновременно присматриваться к альтернативам. Так что пока читаете, можете представлять, как мы в поте лица все эти любовно налаженные процессы и базы данных перетаскиваем в какой-нибудь аналог.

У нас уже была такая ситуация, когда из-за Notion заблокировал доступ к некоторым страницам. Мы тогда остались без довольно важных материалов, поэтому начали делать резервные копии всего корпоративного пространства каждый день. Так что в любом случае свои данные мы не потеряем.

Зачем Notion, когда можно обойтись простым советским трехкопеечным…

Когда мы только начали внедрять Notion, у нас ничего не получилось возникли трудности. Мы использовали его как гуглодиск с дополнительными фишечками — неорганизованное хранилище материалов с рандомными досками с задачами.

А потом в команду VA пришел BI-специалист Тимур, который посмотрел на этот склад, а затем засучил рукава и навел в Notion порядок: сделал шаблоны карточек и досок, аккуратно оформил все внутренние документы и внешние страницы.

Все интуитивно понятно, и нельзя случайным кликом что-нибудь поломать. Даже если сделали что-то не то, всегда можно откатиться к предыдущей версии.

Чтобы прийти к этому, понадобилось несколько месяцев и немало труда. Может показаться, что это неоправданно — можно же найти специализированные инструменты, которые не надо будет так долго настраивать. Задачи вести в Asana или другой замене Trello, а проекты менеджерить в Планфиксе или Jira. Но у Notion есть несколько важных плюсов:

  • Один инструмент под несколько задач. Это позволяет собрать все данные в одном месте, а не раскидывать по разным сервисам. У нас общее пространство, где хранится информация для сотрудников и о сотрудниках, данные о проектах и клиентах, ведется работа по маркетингу и соцсетям. Если бы это все были разные сервисы, пришлось бы заводить кучу разных учеток. Уволился человек — надо было бы проследить, чтобы деактивировались все эти учетки. Пришел новый — наоборот, закидать его ссылками и доступам.
  • Гибкие настройки вообще всего — от оформления страниц до уровней доступа. Notion подстраивается под любой пайплайн и задачу.
  • Легко пользоваться и сложно сильно накосячить. Когда все процессы настроены, их надо только поддерживать — заполнять карточки с задачами, передвигать по колонкам на доске, вовремя апдейтить внешние страницы.

Все интуитивно понятно, и нельзя случайным кликом что-нибудь поломать. Даже если сделали что-то не то, всегда можно откатиться к предыдущей версии.

Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

Notion — это база (знаний)

Освоение Notion мы начали с создания своей базы знаний или внутренней вики. И всем остальным я советую поступить так же.

Когда компания растет, у нее появляется куча документов — инструкции, политики, онбординги и так далее. Чтобы не рассказывать каждому новичку лично, как получить корпоративный ноутбук или подать заявление на отпуск, мы завели внутреннюю вики.

Чем бы ни занималась ваша компания, своя база знаний ей всегда пригодится. И когда вы ее оформите, вы быстро увидите результат.

Новички онбордятся быстрее, руководители команд меньше тратят времени на их обучение, а HR реже приходится отвечать на однотипные вопросы: «А как делается N?..»

Вот так это сейчас выглядит у нас.
Вот так это сейчас выглядит у нас.

В соседней вкладке лежат материалы для аналитиков — лекции, статьи и курсы.

Сюда мы добавляем материалы, которые находим в интернете или пишем сами. 
Сюда мы добавляем материалы, которые находим в интернете или пишем сами. 

Чтобы сотрудники в нашей удаленной команде познакомились друг с другом, мы сделали страницу, где каждый может заполнить анкету о себе. Не замена офисным разговорам у кулера, но тоже неплохо!

В карточках коллеги делятся всем, что посчитают нужным. 
В карточках коллеги делятся всем, что посчитают нужным. 

Почему начинать работу в Notion лучше именно с внутренней вики?

  • Это проще всего: надо собрать ваши внутренние документы, завести им отдельные странички, рассортировать и более-менее аккуратно оформить. Это можно сделать даже без особых дизайнерских навыков .
  • Когда упорядочили информацию о процессах и сотрудниках, легче будет переходить к более сложным вещам и делать страницы проектов и доски с задачами.
Да-да, команда прямо так и радовалась!
Да-да, команда прямо так и радовалась!

Notion для проектов — удобное решение или забивание гвоздей микроскопом?

В вики большинство страниц — текстовые, по сути это что-то вроде гуглодока. Чтобы от создания вики перейти к задачам посложнее вроде ведения проектов, надо освоить работу с базами данных в Notion.

Базы данных в Notion — это таблицы, которые могут содержать упорядоченные данные разных типов: тексты, числа, даты, теги, статусы. Они помогают гибко настроить работу и структурировать данные о проектах и задачах.

У нас есть три базы: проекты, задачи и нагрузка на сотрудников. Они все связаны друг с другом.

Каждый проект — это отдельная строчка в базе с разными свойствами: статус, менеджер, тип, стек, источники данных, описание.

Это наша база проектов, на которой мы замазали все конфиденциальные данные. 
Это наша база проектов, на которой мы замазали все конфиденциальные данные. 

Когда появляется новый проект, проджект заводит карточку, прописывает устав, ставит все теги (они же свойства), добавляет список членов команды с нашей стороны. Как только начнется активная работа, в карточку подтянутся и задачи. Они в своей базе сгруппированы по проектам, а внутри проектов — по эпикам.

На доске с задачами видно, что каждый проект разделен на эпики, в каждый эпик вложены соответствующие ему задачи. 
На доске с задачами видно, что каждый проект разделен на эпики, в каждый эпик вложены соответствующие ему задачи. 

База Workload содержит список сотрудников, где указано, над какими проектами они работают, их роли и уровни вовлеченности. Можно посмотреть нагрузку на отдельного сотрудника или увидеть, сколько человек работают над каждым проектом.

Так с помощью Notion мы следим за тем, чтобы нагрузка была равномерной, никто не сидел без работы и не перерабатывал.

Здесь мы видим данные по трем людям. Двое частично заняты на нескольких проектах сразу, третий подключается к работе по одному проекту по запросу.  
Здесь мы видим данные по трем людям. Двое частично заняты на нескольких проектах сразу, третий подключается к работе по одному проекту по запросу.  

К такой системе мы пришли не сразу. Раньше у нас были отдельные доски с задачами под разные проекты вместо общей базы, не было деления на эпики, а учет нагрузки вели в табличке вручную. Все эти нововведения предложила новый проджект-менеджер, и как раз вовремя: проектов и людей стало больше, пора было усовершенствовать работу.

Что это дает мне как руководителю?

  • Вся информация по каждому проекту сразу, в одной карточке.
  • Статус по всем текущим проектам. На общей доске с задачами видно, на каких этапах работы или эпиках они находятся.
  • Понимание, как команда справляется с текущей нагрузкой.

Стоило ли это того? Кто-то опять задастся вопросом из начала статьи — все эти сложности, если можно взять сервис для ведения проектов?

По сравнению с такими сервисами у Notion действительно есть минусы:

  • Ограниченная автоматизация. Даже сейчас проджекту и ребятам из технической команды довольно много приходится делать руками: например, добавлять ссылки на записи встреч, которые не подтягиваются в карточку автоматически.
  • Иногда не хватает интеграций (например, с GitHub) и возможностей, которые есть у специализированных инструментов. Некоторые из них автоматически даже прописывают роадмап проекта с учетом праздников и выходных — в Notion такое не сделаешь.
  • Чтобы все классно работало, надо сильно заморочиться.

Почему же не до сих пор не ушли от Notion? Потому что при всех ограничениях у него все еще куча возможностей. Когда понадобилось, он подстроился под новые требования: мы смогли доработать пайплайн под себя, добавить новые сущности и связи. И я уверен, что у него есть потенциал для того, чтобы еще сильнее улучшить процессы.

Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

Создание контента и задачи со звездочкой

У наc три канала в TG, канал на Youtube, страницы в соцсетях (мои личные и корпоративные), блог здесь — и для каждой из площадок мы с командой разрабатываем контент. В некоторых случаях еще и на двух языках.

Я не знаю, как бы это делали без досок в Notion — пилили бы папки на гуглодисках?

Сейчас у нас для каждой площадки своя доска, у которой есть три главных функции:

  • Составление плана публикаций.
  • Хранение уже готовых и опубликованных материалов.
  • Организация работы команды, потому что для каждой единицы контента нужна коллаборация нескольких участников. Как минимум, маркетолога, копирайтера и дизайнера.
Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

Как только появляется идея для контента — например поста в TG — для нее заводится карточка. По мере работы над ней она передвигается по 7 колонкам:

Абсолютно обычная доска для работы с контентом, уверен, у многих они как-то так и выглядят. 
Абсолютно обычная доска для работы с контентом, уверен, у многих они как-то так и выглядят. 

В общем, процесс простой и понятный, но это еще не все: у наших досок с контентом есть четвертая, секретная функция, та самая задача со звездочкой — анализ вовлеченности.

Мы же аналитики все-таки, поэтому мы сделали дашборды в Tableau для наших соцсетей. Покажу на примере одного поста в TG.

На скрин не влезли текст и ТЗ для дизайнера, но они сейчас нам и не нужны. 
На скрин не влезли текст и ТЗ для дизайнера, но они сейчас нам и не нужны. 

Заголовок, тему и тип публикации мы выводим на дашборд в Tableau, где эта информация метчится с данными из канала: количеством просмотров и взаимодействий с постом. Там же отображается статистика по каналу в целом: количество подписчиков, динамика прироста и оттока, источники (взаимный пиар или органика), вовлеченность.

На дашборде опять замазали конфиденциальную информацию, но суть должна быть ясна. 
На дашборде опять замазали конфиденциальную информацию, но суть должна быть ясна. 

Все цифры тянутся из канала, но Notion помогает добавить деталей. Из него мы берем классификацию постов по типам и темам, чтобы составить более полную картину, насколько читателям заходят разные посты.

  • Нет ли перекосов в сторону одной рубрики? На этом скрине в левом нижнем углу видно, что мы в последнее время очень много писали про свои проекты. Это не всегда плохо, но это надо принять во внимание во время анализа показателей.
  • Как читатели реагируют на разные рубрики? Я могу посмотреть ERR и ER каждой категории в общем и “провалиться” в нее, чтобы получить детальную статистику по отдельным постам.

К примеру, мы видим, что последний пост про нейросети совсем не зашел. Заходим в дашборд и видим, что такая же проблема со всеми публикациями на эту тему. Значит, надо либо вообще отказаться от нее, либо менять подход.

Это упрощенный пример, и на самом деле мы принимаем во внимание много разных факторов. Но надеюсь, стало понятнее, зачем нужен этот дашборд.

Выводы

Notion — отличный инструмент: гибкий и интуитивно понятный. Из него можно собрать что угодно, и именно это я и хотел показать своей статьей.

Но нужно быть готовым погрузиться и заморочиться с налаживанием всех процессов. Или искать людей, который с этим справятся, как получилось у меня.

Не буду говорить, что Notion — это на всю жизнь, особенно сейчас. Возможно, мы от него откажемся в пользу других инструментов, но сейчас он закрывает все главные потребности.

Как мы внедрили Notion в рабочие процессы удаленной команды, и хорошая ли это идея

А еще про организацию работы в команде и прочие управленческие штуки я рассказываю у себя в телеграме Коля Валиотти • Дата консалтинг. Там же, кстати, напишу, что будем с Notion делать, так что если интересно — подписывайтесь!

1515
11
31 комментарий

Жду продолжения...

1
Ответить

Обязательно будет!
Посмотрим, как будут складываться обстоятельства, но надеюсь, что это все-таки будет статья про другие фишечки использования Notion (у нас еще много всего, что в эту статью не вошло), а не про миграцию на другой сервис!

1
Ответить

Интересно как поддерживаете мотивацию внутри команды, кто-то шаблон не соблюдает, кто-то задачку забыл вписать. По своему опыту помню как делали базу всех проектов. Идея была огонь - важные метрики, скрины, документы за всю историю вытащить. А очень часто запросы повторяются, да и примеры уже сделанного и в КП идут, и в обучение


Но, было одно но. Руководитель не видел в этом выгоды и пинала проект только я. И я его понимаю, он ведь ЗП платит не за таблички, а чтобы окупить потом меня в x3-x4.


Найти концы каждого проекта - сложно. Тратить несколько часов, чтобы тупо 1 строку заполнить - не понятно даже для меня, а из команды одни приходят/другие уходят сотрудники. В итоге с моим уходом так это и умерло, судя по информации от коллег 😅 А жаль

1
Ответить

Звучит так, что вы большая молодец. Но допустили пару тактических ошибок…
1 — Не создали систему и документацию ко всему проекту, поэтому поддерживать систему другим/без вас сложновато. В целом, даже не обязательно документацией это решается, а парочкой звонков с объяснением нововведений (особенно если они постепенные — тема!).

2 — Уже не совсем ваша ответственность, но я и не знаю вашей роли в компании. Проджект?
В общем, конечно, донесение в первую очередь удобства, ну и важности до коллег. Вполне вероятно, что это должно решаться на верхнем уровне. Чтобы систему поддерживали не вы, а все)) Потому что корпоративный ноушен может настроить 1 чел, а работать в нем команде и двигать его должна прям команда.
Имхо.

1
Ответить

У нас все-таки другая ситуация — я как руководитель Notion люблю, сам использую и топлю за то, чтобы коллеги тоже им пользовались. Так что нет такого, что кто-то один без поддержки на себе тащит проект.

Мы написали очень подробный онбординг для проджектов, как заводить и вести проекты, чтобы у них не было сложностей и не приходилось долго разбираться, как что-то заполнить.

Что касается мотивации — тут вопрос в донесении ценности проекта. Если показать, что таблички в ноушене удобные, экономят всем время, снижают количество ошибок в работе — в общем, что они приносят пользу — тогда и руководитель заинтересуется и поддержит)

Ответить

Ноушн классная тема, жаль уходят, опять надо плясать с бубном или искать замену, печаль

1
Ответить

Совершенно согласен! Очень надеюсь, что ноушеном все-таки получится продолжить пользоваться. Переезд — не конец света, но очень бы не хотелось))

Ответить