Технический директор — это только для крупных корпораций. Адаптируем СТО для малого и среднего бизнеса, но зачем?

Кажется, что технический директор — это слишком дорого для малого и среднего бизнеса, особенно если речь идет о найме в штат. И небольшая компания вполне может прожить без CTO. На самом деле техдир помогает увеличить прибыль даже малого бизнеса, а вопрос с высокими затратами можно решить — нанять CTO на аутсорсинг.

Технический директор — это только для крупных корпораций. Адаптируем СТО для малого и среднего бизнеса, но зачем?

Привет! 👋 Я Антон Виноградов, основатель консалтингового агентства «План Б». Еще недавно я занимался интерфейсами «Станции с Алисой» и «Умным домом» в Яндексе. А сейчас с моей помощью бизнес увеличивает прибыль через инструменты, которыми пользуются лучшие компании мира. Мое агентство помогает бизнесу масштабироваться и увеличивать прибыль за счет современных технологий и зарабатывать больше с помощью IT.

Предприниматели часто не знают, кто такой технический директор, — они уверены, что он им не нужен или не по карману. Специалист помогает компании увеличить прибыль и оптимизировать процессы с помощью современных технологий. В статье разбираемся, чем техдир полезен для малого и среднего бизнеса и как получить себе такого специалиста почти даром.

Кто такой технический директор

Малый и средний бизнес имеет амбиции к росту — владельцы поглядывают на гигантов вроде Яндекса, Ozon, Сбера и втайне хотят так же. Лидеры рынка каждый день работают над цифровизацией и оптимизацией любых процессов в компании.

Сегодня делать бизнес без технологий — самоубийство. В какой-то момент количество задач увеличивается, и владелец уже не может заниматься всем сам. Тогда появляются операционные, финансовые и технические директора.

У компаний много процессов, которые напрямую влияют на прибыль, менеджмент, стратегическое и ежедневное планирование, наем, продажи, производство, логистику. Рано или поздно для всего нужна цифровизация, потому что иначе невозможно управлять процессами и расти как бизнес. И кто-то должен позаботиться о цифровизации, причем кто-то с опытом управления, внедрения и эксплуатации технологических систем, стратегическим видением и широкой улыбкой.

Знакомьтесь, этот кто-то — CTO или Chief Technical Officer. Человек, который продумывает IT-ландшафт и технологическую стратегию компании.

Если технического директора в компании нет, технологические решения в бизнесе внедряют хаотично. Например, собственник увидел у конкурента приложение и решил сделать так же — при этом не посчитал, какие ресурсы и люди нужны и как вообще окупится решение.

Технический директор — это только для крупных корпораций. Адаптируем СТО для малого и среднего бизнеса, но зачем?

Технический директор в штате или на аутсорсинге — что выбрать

Техдир в штате обходится компании дорого — от 500 000 и до нескольких миллионов рублей в месяц. Чаще всего бизнес не может загрузить специалиста на полную ставку. Компании не готовы платить такие деньги сотруднику, который большую часть времени не нужен, если вы не стартап. А многие просто не могут позволить себе такую статью в расходах на постоянной основе.

Для малого и среднего бизнеса хороший вариант — взять технического директора по аутсорсинг-модели. Это, по сути, аренда персонала и очень распространенная практика на Западе. Еще так часто делают в других сферах, не в IT. Например, «Нескучные финансы» «сдают в аренду» финансового директора — он работает несколько часов в неделю и решает определенное количество задач. А компания платит только за это время. У нас все работает примерно так же, и в среднем услуга «техдир на месяц» стоит от 150 000 до 200 000 рублей.

Чем занимается технический директор на аутсорсинге:

  • Если IT-системы нет, собирает ее с нуля.
  • Если она есть, проверяет, как работает в целом.
  • Формирует технические команды и набирает людей.
  • Контролирует процесс автоматизации в компании.
  • Анализирует, какое ПО нужно компании и у кого заказывать.
  • Ищет проверенных поставщиков оборудования из России.
  • Решает отдельные проблемы, вроде интеграции с 1С.

🌟 Для примера. У компании есть расходы на видеокарты, которые закупают у одного и того же подрядчика много лет. Техдир знает компании, которые предоставляют такие же услуги, но сильно дешевле, — он предложит перейти к новому подрядчику и сократить расходы. Иногда можно без вреда для бизнеса заменить софт на более дешевый, если есть подходящий аналог.

Технический директор на аутсорсинг-модели взаимодействует с собственником и командой, которую ему выделили. От предпринимателя он получает информацию о бизнесе, — например, какие решения уже внедряли, к кому обращались. А с командой работает в режиме рекомендаций — он не может уволить или повысить какого-то сотрудника. Поэтому никаких конфликтов не возникает, техдир воспринимается как внешний консультант и нормально встраивается в систему.

Технический директор берет на себя управление всей IT-системой и помогает найти причины проблем, которые сказываются на прибыли и бизнесе в целом
Технический директор берет на себя управление всей IT-системой и помогает найти причины проблем, которые сказываются на прибыли и бизнесе в целом

На что бизнесу обратить внимание перед тем, как нанимать CTO на аутсорсинге:

  • Компания может позволить себе изменения. Оборот бизнеса должен быть примерно от 3 млн рублей в месяц, потому что, если разрабатывать большую стратегию, в бизнесе должны быть деньги.
  • У компании устойчивая бизнес-модель. Важно, чтобы товары и услуги нормально продавались. Когда компания вкладывается в убыточный продукт, технологии не изменят ситуацию.
  • Есть амбиции к росту. Наем CTO — это про быстрое развитие за счет технологий. Собственник должен к этому стремиться, разделять взгляды технического специалиста, быть готовым строить новую IT-инфраструктуру ради достижения цели.

В любом случае техдир перед началом работы должен оценить ситуацию в вашем бизнесе и только потом приступать к выполнению задач.

Как технический директор помогает бизнесу на старте и при масштабировании

Чаще всего CTO нанимают в двух случаях: когда нужно запуститься и когда необходимо масштабировать бизнес. И в первом, и во втором случае технический директор помогает быстрее добиться цели.

На старте. Если компания только выходит на рынок, технический директор разрабатывает стратегию развития ее IT-системы. Компании важно понимать, какие нужны технологии, чтобы выйти на окупаемость. При этом не играет роли, какого размера бизнес, из какой ниши и что он продает.

На примере стартапа расскажу, как техдиры на аутсорсинге работают при запуске:

  • Определяют состав технологии. Допустим, есть MVP и компания получила деньги — консультант находит IT-решения, которые критически нужны для старта.
  • Разбираются, сколько специалистов требуется и какой квалификации. CTO формирует команды и нанимает айтишников в том порядке, в котором они нужны бизнесу для старта.
  • Планируют развитие IT-инфраструктуры. Когда определились с технологиями и кадрами, техдир составляет стратегию под продукт и рассчитывает, во сколько она обойдется.

В итоге уже во время запуска у бизнеса формируется четкое понимание того, какие технологии нужны, кого нанимать, сколько это будет стоить. Можно начинать без этой оценки, но тогда рано или поздно бизнес столкнется с проблемами, — например, нужно срочно нанимать айтишников, а денег на них в бюджете нет.

Для масштабирования. Часто CTO нужны малому и среднему бизнесу, потому что у таких компаний остро стоит вопрос масштабирования, а без технологий сегодня это сделать очень сложно. Конечно, можно развиваться без технологий, но это займет больше времени. Например, открывать магазины в разных районах: строить торговые точки, завозить оборудование, нанимать персонал, закупать товары.

Можно сделать иначе и использовать технологические решения, чтобы не ждать несколько месяцев. Например, подключиться к агрегатору и возить свою продукцию в другой район. Грамотный CTO напрямую влияет на скорость масштабирования, потому что технологии помогают быстрее захватить рынок и найти новых покупателей.

Технический директор — это только для крупных корпораций. Адаптируем СТО для малого и среднего бизнеса, но зачем?

Я бы рекомендовал сначала встретиться с CTO на предварительной консультации. Многие проблемы компании могут быть неочевидными. Мы всегда пытаемся понять, какой бизнес к нам пришел и что у него за проблемы. Иногда сразу понимаем, что не можем помочь компании, и честно об этом говорим.

Например, недавно к нам на консультацию пришла компания, реализует косметику сторонних брендов в офлайн-магазинах. Они хотели масштабироваться через дарксторы и доставку. Но у них были неудачные попытки выхода в онлайн через собственный сайт и мобильное приложение. В конце консультации мы вместе диагностировали проблему с маркетингом — ценностью продуктов при продаже онлайн. И решили, что лучше сначала сфокусироваться на этом, а уже потом привлекать нас и CTO. Потому что сначала нужно создать спрос на товар, а уже потом масштабировать бизнес с помощью современных технологий. А многие об этом забывают.

Мы в итоге этого клиента не взяли, потому что нам важна репутация и мы действительно хотим помочь бизнесу, а не просто вытянуть побольше денег.

Если вы хотите понять, нужен ли вашему бизнесу технический директор, подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там рассказываю о том, как компаниям развиваться и как работает наша услуга CTO на аутсорсинге.

Рассказывайте, что думаете о найме топов, вроде финдира и техдира, на аутсорсинг: пустая трата денег или экспертность, которая помогает перестроить бизнес и увеличить прибыль?

2020
11
15 комментариев

Главное, как в последнем примере, не пытаться спасти бизнес при помощи развития технической части. А то смешают мух с котлетами и пытаются все на одного СТО повесить

2

Да уж, без нормального техдира можно быстро в яму загнать бизнес. Хорошо расписано!

1

Спасибо вам большое! 🙏

1

Аренда техдира — норм тема, особенно если бизнес небольшой. Зачем платить полмиллиона за специалиста, если можно обойтись парой сотен в месяц?

1

Интересно, что вы честно говорите клиентам, когда помочь не можете. Обычно впаривают что угодно, лишь бы деньги срубить

1

Мне кажется, не всем нужен прям свой отдельный CTO, для малого бизнеса хватит нормального подрядчика. Или все таки даже небольшим компаниям лучше нанимать техдира?

Об этом нелегком решении и написана данная статья