Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Всем привет! Я — Алексей Миролюбов, руководитель направления разработки и развития продуктов в компании «Инногеотех». Здесь я расскажу о том, как создавать современные IT-платформы для ГИС-специалистов, и с чем мы столкнулись при разработке собственной платформы GeoHub.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Коротко о том, кто мы, «Инногеотех» — компания из Иннополиса.

С 2021 года входим в топ-10 крупнейших GIS-компаний России в проектном рынке по версии портала Gisgeo.org. Это те ГИС-компании, которые реализуют проекты по работе с геоданными для государственных и корпоративных заказчиков.

За 7 лет реализовали множество уникальных проектов:

  • Подсистема космического мониторинга РГИС «Умный лес» Пермского края;
  • Космический мониторинг лесного фонда Республики Татарстан и создание цифровой базы данных лесного фонда РТ;
  • Геоинформационная система мониторинга природопользования Республики Бурятия;
  • Геоинформационный модуль ИС в сельском хозяйстве Республики Татарстан;
  • Цифровой двойник Байкальска (4D-платформа);
  • Установление и актуализация границ сельскохозяйственных угодий в субъектах РФ;
  • Разработка подсистем по анализу геоданных в крупных федеральных системах.

А также ряд НИРов и НИОКРов в различных отраслях экономики.

Оцифровка архивных данных
Оцифровка архивных данных

Проект vs продукт. Что выбрать и надо ли выбирать?

Не знаю, как у вас, но в моей практике, какой бы красивый и подробный не был план-график работ (roadmap) у проекта, всегда возникают непредвиденные обстоятельства, запросы на изменения (change request), меняются сроки и планы.

Многое зависит от заказчика: как организованы процессы, насколько погружен в специфику ГИС. Это не плохо, нет, это особенность проектной деятельности.

Одновременно с проектным направлением хотелось разработать продукт, который будет полезен не одному конкретному заказчику, а большему числу людей. Когда развиваешь свой продукт, сразу понятно, как он используется, какие перспективы он дает для рынка. Главное в продуктовом подходе – возможность быстро адаптироваться к изменениям и гибко развивать то, что необходимо юзерам, а не то, что было кем-то написано в ТЗ.

По этой причине, с 2022 года параллельно с проектами, мы стали активно развивать собственную платформу для работы с геоданными — Geohub.

Почему мы решили создать собственную ГИС платформу?

  • во-первых, потому что это новый рынок пользователей;
  • во-вторых, это потенциальный рост прибыли компании;
  • в-третьих, это возможность презентации для заказчиков на собственной платформе;
  • в-четвертых, это развитие компетенций команды.
Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Как анализировали рынок: количественные и качественные исследования, первые гипотезы

Исследование, анализ рынка и гипотезы

Особенность нашего рынка, проектный и продуктовый ГИС-сегменты:

  • Небольшое количество компаний (до 30 в каждом сегменте);
  • Мало открытых данных, аналитики – как качественно, так и количественной;
  • Нет консалтинговых агентств, которые могли бы предоставить данные о рынке. В финтехе или автобизнесе проанализировать данные гораздо проще, есть много открытой информации.

Что помогло нам понять, на какой рынок выходим и в каком объеме?

В этом вопросе мы опирались на открытые исследования ГИС-рынка от портала Gisgeo.org.

Один из примеров исследований проектного и продуктового ГИС-рынка от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgisgeo.org%2Fobem-i-dinamika-vyruchki-kompanij-rynka-gis-i-dzz-rossii-s-2015-po-2020-gody%2F&postId=1530622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">портала Gisgeo</a>
Один из примеров исследований проектного и продуктового ГИС-рынка от портала Gisgeo

Для анализа емкости рынка мы объединили открытые данные с известным методом анализа стартапов по модели PAM/TAM/SAM/SOM.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Важная часть исследований — анализ продуктов конкурентов.

Здесь мы проводили качественный анализ прямых и косвенных конкурентов. В его основе — стандартный бенчмарк-анализ функционала, производительности и прочих фич.

Кирилл Измайлов, СМO в Инногеотехе

Его мы дополнили анализом монетизации (кто и сколько просит за различные форматы подписки), а также сравнением позиционирования, брендирования. Важный момент, так как позиционирование и бренд востребованных продуктов на рынке — прямое выражение потребностей аудитории, функционала и УТП.

Дополнительно оценили оба сегмента рынка (проектный и продуктовый) в ретроспективе (развитие за последние 10 лет). Проанализировали средние показатели роста, примерно спрогнозировали потенциал роста в ближайшие годы.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Собрав итоги исследований, мы остановились на одной из гипотез — создать современную, востребованную и удобную веб-ГИС для работы с большими картографическими данными.

Как развивалась платформа: продуктовая команда, активная разработка и первые пользователи

В 2022 году мы начали разработку внутреннего продукта, который создавался с полным пониманием того, что и как нужно делать, а главное, для кого.

Учитывая, что наша компания занимается геоинформационными системами (ГИС), в штате есть опытные аналитики и специалисты по ГИС, которые работают с различными ПО. Они и стали первыми пользователями нашего продукта, а также фокус-группой для тестирования.

Такая практика называется «Eating your own dog food», что в переводе означает «поедание собственного корма для собак» или «догфудинг». Это подход, при котором вы становитесь пользователем своего собственного продукта. Он позволяет протестировать продукт в реальных условиях и применить методы управления продуктами. Когда вы настолько верите в свой продукт и используете его, даже имея альтернативы, вы убеждаетесь, что он лучше всего подходит для решения задачи.

Примеры «Eating your own dog food».

Кейс 1. Один из известных примеров применения метода можно найти в Википедии

В феврале 1980 года президент Apple Computer Майкл Скотт написал служебную записку, в которой говорилось: «Вступает в силу немедленно! Больше не нужно покупать, брать в аренду и т. д. пишущие машинки. Мы считаем, что пишущая машинка устарела. Давайте докажем это внутри компании, прежде чем попытаемся убедить наших клиентов». Он поставил цель убрать все пишущие машинки из компании к 1 января 1981 года.

Кейс 2. Еще одним примером использования «Eating your own dog food» поделился Иван Замесин

Нужно пользоваться своим продуктом. Обязательно. 60% сотрудников команды, которая делает компьютерную игру Microsoft Flight Simulator, получили лицензию пилота в процессе разработки игры».

Первые пользователи

Спустя год после старта разработки, в 2023 году мы расширили возможности для тестирования платформы. У нас был ряд проектов и клиентов, которые подходили для этой задачи. Им нужна была веб-ГИС, с помощью которой нужно визуализировать геоданные (много, очень много) и работать совместно.Это была бета-версия платформы, но уже достаточно функциональная и стабильная для работы.

В бета прожили еще год. Обрастали новым функционалом, приобретали новых пользователей, при этом с активным рефакторингом, оптимизацией, редизайном.

Кстати, про рефакторинг и улучшения — это перманентный процесс, который до сих пор длится. И происходит он как раз потому, что есть живые пользователи и их обратная связь, новые кейсы и вызовы. Платформа становится более функциональной, потому что мы видим отклик пользователей и вводим новые фичи.

Релиз для внешних пользователей

В марте 2024 года прошел релиз платформы Geohub в паблик.

Сделано это было за пару недель до доклада на отраслевой онлайн-конференции «Мапакон», на которой мы и презентовали свой продукт ГИС-сообществу.

Монетизация — разработка модуля оплаты и создание тарифной линейки

На конференции мы затизерили введение тарифной сетки платформы, сами тарифы мы запустили в конце июня 2024 года. Freemium — это модель, с которой мы начали коммерциализацию платформы.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

К слову, про стоимость тарифов — она вполне конкурентоспособна, даже по отдельным игрокам на рынке.

Введение тарифной сетки было большой работой, это новый процесс в компании, так как ранее мы не работали с онлайн-платежами. Одно дело получить деньги по договору с B2G/B2B, другое — организовать процесс для работы с B2C.

Было много нюансов. Все то, что мы создавали 2 года нужно было корректно обернуть в логику тарифной сетки и в существующую ролевую модель. Процесс занял порядка 4-х месяцев.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

О планах на будущее

После запуска Freemium появились следующие планы по развитию платформы:

  • Введение тарифа «Organisation» для компаний у которых есть команда ГИС-специалистов и им необходимо единое окно для работы с данными;
  • Развитие модели монетизации по формату On-premise;
  • Уникальная заказная разработка.
Разработка цифрового двойника города на базе Geohub
Разработка цифрового двойника города на базе Geohub
Разработка интеграции цифрового двойника и государственного сервиса на базе Geohub 
Разработка интеграции цифрового двойника и государственного сервиса на базе Geohub 

Картографический дизайн — какой он

Одна из важных задач при разработке UX / UI сложного продукта — уделить внимание пользовательским сценариям, особенно в теме ГИС, где у пользователей есть повышенный запрос на функционал.

Айгуль Абдуллина, UX/UI дизайнер в Инногеотехе

Для платформы Geohub мы продумали максимально удобный, на наш взгляд, интерфейс. С продуманным user flow для новых и опытных пользователей.

Несколько важных фич, о которых стоит рассказать с точки зрения UX/UI.

Первое — многопользовательская ролевая модель, когда доступ к карте и функционалу варьируется от роли — у владельца будут одни права, у читателя — совсем иные.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Владелец карты может настраивать правила отображения атрибутивных данных, настраивать роли доступа каждому участнику команды. Все это нужно было продумать так, чтобы пользователи максимально бесшовно могли работать с платформой.

Еще один блок функционала, где плотно работали над UX — Личный кабинет пользователя.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

В боковой панели — доступные функции для отдельного пользователя. 5-6 опций — они не перегружены дополнительными шагами для работы с интерактивными картами и помогают интуитивно ориентироваться в работе веб-ГИС.

Зачем рынку еще одна ГИС-платформа

Отдельно проработали поддержку пользователей — добавили блок «Руководства пользователя» в Личном кабинете, дополнительные виджеты внутри интерактивных карт с возможностью написать на почту и в Телеграме.

А что получилось в итоге — рынок развивают люди и их идеи

Рынок ГИС не стоит на месте и далеко не всегда зависит от крупных госконтрактов и корпоративных заказчиков. Разработка ПО в ГИС-отрасли — направление, которое с каждым годом будет все активнее развиваться.

Создание собственных веб-ГИС — один из таких примеров.

Сейчас Geohub приобретает новых пользователей, разрабатывается новый функционал, платформа получает много хорошего фидбека от сообщества.

Пользователи. Сейчас в платформе зарегистрировано более 1000 пользователей, которые регулярно пользуются Geohub и создают интерактивные карты.

Новые фичи и интеграции. Каждый месяц — обновляем Geohub и рассказываем об этом в нашем телеграм-канале:

Отдельный пункт, платформу уже успело оценить профессиональное сообщество ГИС- аналитиков.

Отзывы по работе с платформой от ГИС-аналитиков
Отзывы по работе с платформой от ГИС-аналитиков

Всем спасибо за внимание!

Оставляйте свои вопросы по кейсу и работе Geohub, буду рад пообщаться.

Алексей Миролюбов
Руководитель разработки и развития продуктов в Инногеотехе

Если вам нужна уникальная разработка геоинформационных систем (и не только, мы многое можем — все кейсы тут), то пишите на почту sales@geohub.ru

66
33
9 комментариев

Лично тестировал платформу - большое количество инструментов, удобный интерфейс и возможность проводить аналитические работы)

2
Ответить

Мы еще многое будем внедрять в работу платформы, обязательно расскажем и покажем)

2
Ответить

Самое то для картографов, особенно про дизайн в картах, есть какие то примеры чем вы вдохновлялись при проектировании интерфейса?

2
Ответить

Проводили анализ конкурентов, он помог оценить best practice, и конечно же, опирались на запросы профессиональных пользователей — аналитиков в ГИС и картографов.

Ответить

🔥🔥🔥🔥🔥

2
Ответить

Планируется ли интеграция с BI или создания собственного BI модуля?

Ответить

Да, мы готовы поставлять данные во внешние системы BI по нашему API, также в ближайших планах внедрить собственный BI модуль для построения инфографики и дашбордов внутри GeoHub, работа ведется:)

1
Ответить