От творчества к масштабу. Почему бизнес не растет

Павел и его ветряные мельницы
Павел и его ветряные мельницы

Меня зовут Павел. Я и моя команда INFULL занимаемся интеграцией CRM в компаниях разного масштаба. Больше всего времени мы уделяем систематизации бизнес-процессов наших клиентов. Почему так сложно построить систему, а выстроенный процесс может легко сломаться? В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями и рассказать, почему в бизнесе часто творится хаос.

Предприниматель зачастую не понимает, чем он занимается. Тушит пожары, разгребает завалы, но не управляет своим бизнесом.

Что такое бизнес? Это система, которая имеет прогнозируемые экономические выгоды. Самое важное в этом определении – “система” и “прогнозируемое”. Это то, что необходимо построить любому предпринимателю или управленцу. При этом система должна исключить самого предпринимателя из рутинных процессов, частично или полностью.

Разумеется, на начальном этапе система должна строиться усилиями предпринимателя. А далее в зоне его ответственности эту систему апгрейдить или пофиксить, если возникли баги. Или, как говорят в русской практике бизнеса, заниматься стратегией и контролем. Последнюю функцию хорошо прокачанные фаундеры отдают в руки управленца – исполнительного директора.

Зачем нужна эта система? Если система есть, её можно:

  • масштабировать, больше продавать, больше зарабатывать;
  • контролировать и оптимизировать.

И как бонус – свободное время фаундера. У него появится время создавать новое и продвигать, жить жизнью, о которой он мечтал.

Это ключевые задачи системы. И этого достаточно, чтобы сделать предпринимателя действительно счастливым, состоятельным и позволить ему быть на своем месте.

Что мешает нам быть системными?

Человек существо системное. Мы все создаем системы – привычные структуры, по которым мы живем. Проснулся утром, почистил зубы, поехал в офис традиционным маршрутом, взял кофе по дороге и так далее. Мы все строим свои системы и следуем им. Это особенность нашего мозга. Все что нам знакомо – ок, а все, что незнакомо – плохо.

И если в вашей структуре одна постоянная (вы сами) и несколько переменных, ежедневные действия происходит нативно. Вы же не задумываетесь, как доехать до работы. Вы точно знаете путь, примерное время и прочие факторы.

Но стоит ввести дополнительные переменные, сразу становится непривычно и некомфортно. Вы вышли на 10 минут позже из дома, сосед окатил вас водой из лужи, когда проезжал мимо на своей машине. Появились новые переменные, и мы сразу чувствуем тревогу, которая выливается в раздражение. Система сломалась.

Структурирование в бизнесе гораздо сложнее. Здесь несколько постоянных, тысяча переменных, о которых вам известно, и еще две тысячи, которые вы даже не предполагали. Система должна быть не просто многоуровневой, она должна быть гибкой. И да, это трудно, особенно, если вы пришли из найма в бизнес.

Плюс важно учитывать, что каждая постоянная должна обладать мотивацией. И знать про “кнут”, который контролирует ее движение в этой системе, иначе постоянная станет переменной. Речь идет, конечно, про сотрудников.

Дело, построенное классным специалистом без опыта в бизнесе, как правило, ведется бессистемно и агрессивно. Ведь новый предприниматель считает себя просто классным. Все вокруг идиоты, поэтому нужно все жестко контролировать, пережимать, выполнять большую часть задач самостоятельно. Так как другие просто не в состоянии сделать это хорошо. Все это подается под соусом перфекциониста. Система? Нет, системой здесь даже не пахнет.

Еще один бессистемный тип предпринимателей – классический технарь, который глубоко погружен в продукт. Его жизненная цель – сделать продукт настолько идеальным, что все остальное его просто не волнует. Здесь не идет никакой речи про MVP, здесь все должно быть TOP, best of the best. И неважно, что рынку это не нужно, важно, что автор доволен. Это все тоже не про систему. Да и не про бизнес.

Другой тип предпринимателя – творец. Бремя бытия его трогать не должно, ведь он – создатель. Его основная задача творить и создавать, генерировать идеи, а вы уже сами решайте, как их реализовать. Такой тип очень четко характеризуется примером, когда собственник бизнеса залетает в отдел продаж и говорит: “Новый план – продаем в 2 раза больше. Всем понятно?”. И так же быстро вылетает из кабинета. Всем все ясно, что нужно, но не ясно, как это сделать. Опять же – системы нет!

Таблетка успеха. Или формула системности

Все эти бессистемные товарищи страдают от одних и тех же напастей: невыполнения планов, текучки людей, потери клиентов. Бизнес не масштабируется, нервное напряжение растет. Все это приводит либо к бесконечному геморрою фаундера, который 24/7 в этом бизнесе, либо к его молчаливому наблюдению со стороны, как корабль идет ко дну.

Пока писал про боли, вспомнил слова доктора Курпатова. Как говорится, рыба гниет с головы. Всем этим предпринимателям в первую очередь лечить нужно голову. Я не психиатр, я интегратор и систематизатор, поэтому обратимся к более сведущим в вопросе психологии.

В своих лекциях доктор Курпатов говорит, что есть три категории мышления, которые влияют на бизнес: “творец”, “бизнесмен” и “интеллектуал”. Все трое круты и одновременно губительны, если их чересчур много.

“Творец” – это как раз наш последний пример, с гениальными идеями. Оторванный от реальности, но невероятно гениальный. Он может дозированно участвовать в управлении компанией, особенно, если речь идет о креативном подходе к продвижению или взаимодействию с клиентами.

“Бизнесмен” – основатель компании, у которого есть очевидные проблемы с делегированием и доверием к людям. В здоровом виде он проявляет себя в качестве идеального систематизатора отношений, создателя системы поощрений и наказаний. “Бизнесмен” – это как раз тот тип управленца, который способен выстроить систему взаимодействия и удержания сотрудников.

“Интеллектуала” характеризуют попытки создать идеальный продукт или решение. При разумном подходе он может стать создателем того, что компания будет успешно продавать.

И вот она, пилюля от всех проблем, которая позволяет построить успешный системный бизнес:

  • Создавайте продукты как интеллектуал, берите то, что можно переосмыслить на рынке, предлагайте новые решения. При этом помните, что важно не переусердствовать, а делать то, что нужно рынку. Идеальный продукт не нужен никому.
  • Создавайте систему как бизнесмен – тот самый, который руководит с “кнутом и пряником”, и берет максимум от специалистов, находящихся в системе.
  • Продавайте и продвигайте продукт как творец, ведь в потоке информации нет желания терять даже минуту на то, что не возбуждает, не интригует и прочее. Творец отвечает именно за это.

Главный вывод из всего вышесказанного – либо явите себя миру в трех ликах, либо нанимайте специалистов. Предпринимателю не обязательно быть “многоруким”, при условии, что в бизнесе участвуют “интеллектуал”, “бизнесмен” и “творец”.

Лично себя я отношу к первым двум типам, поэтому не стоит ожидать от меня и моей команды необузданного творчества в стиле Сальвадора Дали. Наша сильная сторона – построение системы и ее автоматизация. И свое дело мы выполняем на “пять с плюсом”.

Начать дискуссию