Как выбрать нужное ПО в «море» ИТ-решений. Рекомендации эксперта

Автоматизация бизнес-процессов не просто желательна, а необходима для успешного функционирования коммерческих организаций. Но как выбрать нужное цифровое решение из того изобилия программ и сервисов, которое представлено сегодня на ИТ-рынке? Экскурс в мир ERP, BI, CPM и DWH провел Дамир Абилов, партнер консалтинговой практики OptiTeam.

Как выбрать нужное ПО в «море» ИТ-решений. Рекомендации эксперта

ERP-системы для контроля цикла производства и реализации

Не бывает универсальных инструментов автоматизации. Под каждое направление деятельности необходимо подбирать свой класс программных решений.

Например, планирование расходов и ресурсов предприятия возлагается на системы Enterprise Resource Planning (ERP). Они помогают полностью контролировать цикл производства и реализации продукции за счет централизованного учета всех корпоративных ресурсов (кадров, сырья, финансов и т. д.).

ERP-системы сегодня разрабатывают такие известные ИТ-компании, как SAP, Oracle, 1C. Сегодня ПО такого класса – это must have, то есть обязательный атрибут любой организации, претендующей на соответствие стандартам среднего или крупного бизнеса. С помощью ERP в десятки раз ускоряются процессы в закупках, логистике, найме персонала, маркетинге, продажах. Как следствие, оптимизируется себестоимость конечного продукта и тем самым повышается его рентабельность.

BI-системы для сбора, анализа и визуализации данных

Другой класс инструментов автоматизации, которые также должны состоять на вооружении у субъектов среднего и крупного предпринимательства – это BI-системы (от Business Intelligence).

BI-системы помогают собирать и анализировать информацию о компании, выявлять закономерности в данных (например, уровень востребованности у потребителя того или иного вида продукции) и представлять полученные выводы и отчеты в виде графиков и диаграмм (дашбордов).

Конечно, подобный функционал можно возложить и на Excel, но возможности этой программы скромны по сравнению с современными специализированными BI-системами — Optimacros, FineBI, Visiology, «Форсайт» и другими.

Эффективность бизнеса измеряется с помощью CPM

Третий элемент в «джентльменском наборе» корпоративных решений автоматизации – Corporate Performance Management (CPM, не путать с CRM – инструментом управления взаимоотношениями с клиентами). Это платформа управления показателями эффективности бизнес-деятельности (KPI) предприятия.

Она оперирует метриками, необходимыми для измерения различных бизнес-процессов, и методологиями оптимизации этих процессов. Данные, имеющие отношение к плановому распределению ресурсов, подгружаются в CPM из ERP-систем.

CPM включает в себя набор процессов, инструментов и методик, направленных на оценку эффективности бизнеса через ключевые показатели производительности (KPI). Эти показатели могут варьироваться от финансовых результатов до уровня удовлетворенности клиентов и операционной эффективности. Основная цель CPM — обеспечить прозрачность и согласованность в достижении стратегических целей.

Важный функционал CPM-систем – это возможность планирования и анализа «что если». Можно проиграть несколько сценариев при планировании и в итоге выбрать самый эффективный.

Современные решения CPM часто основаны на облачных технологиях, что позволяет обеспечить доступ к данным в реальном времени и облегчить совместную работу между подразделениями. Интеграция с другими системами, такими как ERP и CRM, позволяет создать единую информационную среду для принятия обоснованных решений.

Внедрение CPM не только помогает выявить слабые места в бизнес-процессах, но и способствует более эффективному распределению ресурсов, повышая общую конкурентоспособность компании. Таким образом, CPM становится незаменимым инструментом для организаций, стремящихся к устойчивому росту и инновациям.

К брендам, представляющим CPM-системы, относятся Oracle Hyperion, IBM, Cognos.

Хранилище корпоративной истории

И вишенка на торте (хотя скорее главный коржик, лежащий в основании цифровой архитектуры современного предприятия) — корпоративное хранилище данных, или Data Warehouse (DWH). Это система, предназначенная для сбора, хранения и комплексного анализа стратегически важных данных организации за всю ее историю.

Основная цель DWH — обеспечить доступ руководства компании к качественной информации для оценки ситуации и принятия управленческих решений по развитию отдельных направлений или бизнеса в целом.

Поэтому платформы данного класса тесно интегрированы с системами защиты информации и мощным антивирусным программным обеспечением.

Чаще всего крупные и средние компании используют DWH-системы от российских разработчиков под брендами «Планета.Сервер», «Сакура Pro» и NextBox.

За автоматизацией под ключ обращайтесь к системному интегратору

Можно объединить вышеперечисленные системы с уже имеющимися в организации в один цифровой контур. Для этого руководство компании-заказчика может последовательно закупить необходимое ПО и оборудование у вендоров и поставщиков, а затем внедрить программные и аппаратные модули, заручившись технической поддержкой тех же поставщиков.

А можно поступить иначе: сформулировать задачи по автоматизации, выбрать соответствующие платформы и обратиться к системному интегратору – компании, которая специализируется на настройке и внедрении комплексных IT-решений.

Есть системные интеграторы, которые по запросу заказчика также могут создать оригинальный цифровой продукт для выполнения тех или иных корпоративных задач.

Внедряем цифровое решение за 10 этапов

Процесс сотрудничества заказчика с интегратором, как правило, состоит из череды этапов.

  1. Заказчик знакомит интегратора со своей операционной задачей и предоставляет рабочие файлы и документацию (схемы бизнес-процессов или движения данных). При необходимости заключаются базовые соглашения о сотрудничестве (NDA, рамочный договор и прочее).
  2. В ходе интервью интегратор определяет набор функционала, который заказчик хотел бы увидеть на небольшом примере, реализованном на платформе. Таким примером может служить пилотный проект – это реализация ограниченного функционала, который подтверждает возможности ПО.
  3. Интегратор разрабатывает пилотное решение и проводит демонстрацию для заказчика. Далее идет процесс детального бизнес-анализа деятельности заказчика.
  4. Интегратор на основе пожеланий заказчика составляет список требований к системе.
  5. Интегратор актуализирует методологию бизнес-процесса заказчика.
  6. Технические специалисты системного интегратора настраивают ПОпод конкретные условия бизнеса и запускают тестовую эксплуатацию. Такой демонстрационной проект носит название MVP (минимально жизнеспособный продукт).
  7. Проводится сверка результатов тестовой работы системы с изначально поставленными целями. При необходимости конфигурация программного обеспечения корректируется.
  8. Фиксируется способность/неспособность системы решать поставленные задачи.
  9. В случае положительного заключения начинается подготовка продукта к промышленной эксплуатации: обучение пользователей работе с системой, написание соответствующих инструкций, раздача доступов, загрузка данных и т.д.
  10. Платформа запускается в промышленную эксплуатацию, в рамках которой обеспечивается стабильная сервисная поддержка системы автоматизации системным интегратором.

Три правила успешной автоматизации

Руководителям предприятий, решившим перевести бизнес-процессы внутри своей организации на более высокий уровень автоматизации, необходимо следовать трем ключевым рекомендациям.

2. Внедряйте решения поэтапно

Прежде чем приступать к внедрению технологий, важно четко сформулировать цели и задачи автоматизации. Для этого необходимо самому себе ответить на вопрос: какие конкретные процессы требуют оптимизации?

Например, если ваша цель — улучшить планирование расходов и ресурсов (ERP), то необходимо предварительно проанализировать ситуацию с кадрами, финансами, сырьем и комплектующими, чтобы выявить «узкие места». Четкое понимание задач позволит выбрать целевые цифровые инструменты и методы, а также оценить эффективность их применения в будущем.

3. Инвестируйте в обучение сотрудников

Автоматизация — это не одномоментный процесс. Начните с пилотного проекта, который позволит протестировать систему на небольшом участке бизнеса. Это снизит риски и даст возможность внести коррективы на ранних стадиях. После успешного тестирования можно масштабировать внедрение на всю компанию, адаптируя решения под конкретные нужды различных подразделений.

3. Инвестируйте в обучение сотрудников

Успех внедрения цифровых технологий зависит не только от выбора инструментов, но и от готовности всей команды адаптироваться к изменениям. В конечном итоге именно люди — главный актив любой компании.

Поэтому важно, чтобы ваши сотрудники знали, как эффективно использовать новые инструменты. Инвестируйте в обучение и повышение квалификации персонала. Это не только поможет избежать сопротивления изменениям, но и повысит общую продуктивность работы команды. Регулярные тренинги и семинары помогут поддерживать высокий уровень знаний сотрудников.

Следуя вышеприведенным рекомендациям, руководитель предприятия может минимизировать риски во всех его функциональных секторах. Это означает завоевание компанией значимых позиций на рынке и обеспечение стабильного роста ключевых показателей ее операционной деятельности.

Источник: Klerk.ru

11
Начать дискуссию