Сейчас, когда мы подключаем продукт, который входит в экосистему, то не всегда уверены, что через пару лет он будет поддерживаться этой экосистемой или что не будет заблокирован. Потому что на практике это может быть перелицензированный продукт, например, из Китая — и если иностранные производители что-то поменяют, то на нашей стороне продукт перестанет работать. Чтобы претендовать на создание экосистемы, нужен в первую очередь высокий уровень зрелости менеджмента, чтобы не просто выпускать продукты и заносить их под зонтичный бренд, но ещё и формировать почву, то есть участвовать в развитии сообщества. Например, создавать соответствующие треки обучения и подготовки тех людей, которые с вашей экосистемой будут работать как разработчики, внедренцы, получать обратную связь от пользователей и так далее. Потому что сейчас у нас есть много продуктов под одним брендом, но это не дает должную синергию. При выборе экосистемы важна адекватность команды, с которой приходится работать, то есть возможность реагировать на текущую ситуацию. «Очень часто к тем системам, которые мы приобретаем, неожиданно жизнь предъявляет совершенно новые требования. И здесь мы ожидаем от разработчиков способности быстро подключиться и реализовать необходимые доработки», — добавил министр.