Интрига и несколько советов от лучшего стартапа в сфере ритейла и маркетплейсов

Лучший проект в сфере ритейла и маркетплейсов — такой была одна из номинаций премии для стартапов Startech.Awards. Победителем в этом направлении стал сервис бытовых услуг с гарантией возмещения ущерба Airo, предлагающий химчистку вещей и ремонт обуви с доставкой, химчистку мебели и уборку квартир.

Антон Драчев
генеральный директор Airo

Какие впечатления от премии?

Мы уже семь лет развиваем Airo и ранее никогда не было возможности принимать участие в каких-либо премиях и конкурсах. Мы тратили 100% своих сил и времени на совершенствование продукта и привлечение новых клиентов. Только достигнув масштаба в ₽500 млн выручки, появилась достаточная эффективность внутри команды, чтобы можно было поднять голову, оглядеться по сторонам и найти интересные возможности для продвижения компании через участие в публичных мероприятиях.

Поэтому Startech.Awards — это первое соревнование для Airo с момента основания (кроме вечного соревнования с конкурентами за клиентов). И как же приятно было одержать победу! Можно сказать, что мы готовились к борьбе за премию все 7 лет 🙂 Главная эмоция — безграничная радость от того, что, находясь на сцене, услышал, как ведущий объявляет, что именно Airo — это лучший проект в сфере ритейла и маркетплейсов.

Впечатлил уровень проведения конкурса: от многоэтапного профессионального отбора проектов до блистательной церемонии вручения с сохранением интриги вплоть до последних секунд.

Питч Airo на сцене Startech.Awards
Питч Airo на сцене Startech.Awards

Насколько победа была неожиданной?

У меня есть одно простое правило. Если поставил цель, то выполняй три действия:

  • не забывай хотеть достичь своей цели,
  • верь, что достижение цели возможно,
  • представляй уже сейчас, как будешь счастлив, когда достигнешь свою цель.

Можно сказать, что я всеми силами души ждал победы. Она была осознанно желанной и долгожданной. Поэтому, в каком-то смысле она не была неожиданной, хотя вряд ли кто-то мог заранее и уверенно назвать победителя премии.

А еще на самом вручении произошла вот такая история…

Чтобы наградить финалистов и определить победителя, на сцену позвали три лучших проекта, включая Airo. Стою я на сцене и мне хорошо видно, как ведущий открывает специальную колбу, в которую спрятана бумажка с названием победившего проекта.

Бумажка разворачивается, я не могу ее прочитать, но понимаю, что в названии проекта слишком много букв, чтобы это был Airo — грусть и печаль для меня. Ведущий читает бумажку, затем в замешательстве и с вопросительной интонацией объявляет: «Facemetric?».

Facemetric действительно победил, и я их поздравляю! Но! Они победили в другой номинации, а колбу случайно перепутали ассистенты. Этот казус сделал вручение еще интереснее.

У организаторов есть секунды, чтобы найти правильную колбу, но этого сделать не удается. Тогда на сцену поднимается девушка и шепчет название победителя ведущему на ухо. Я, конечно, не слышу произносимого слова, но девушка старается как можно более четко передать важную информацию ведущему, чтобы не возникло второй ошибки. И по ее беззвучным губам я очень легко читаю: A-I-R-O.

Ведущий берет паузу, дает девушке грациозно удалиться со сцены, подносит микрофон к себе поближе… Для кого-то эта пауза длится долго, но не для меня. Я уже стою счастливый и радуюсь, пытаясь не расплыться в улыбке от уха до уха 😁

Наконец, ведущий называет нас — премия у Airo! Неожиданно и ожидаемо одновременно!

Airo получает награду от членов жюри
Airo получает награду от членов жюри

В чем секрет вашей победы?

Я думаю, есть две составляющих успеха в завоевании первого места:

1. делать продукт, которым люди хотят пользоваться,

2. уметь его преподносить (клиентам, инвесторам, членам жюри конкурса).

И соотношение этих двух факторов — 80% на 20%. Так что, в первую очередь, продавайте товары и услуги, которые действительно нужны людям (80%). Неважно, для частного потребления или потребления внутри корпорации. Выбор все равно делает человек, и вы должны решать проблему этого человека, вашего конечного клиента.

С умением преподносить (20%) все гораздо проще, особенно если вы стартап в постоянном поиске инвестиций. Помните, что каждая встреча с инвестором (будь это ваш родственник, друг, бизнес-ангел или венчурный фонд), продвигает вас вперед, даже если она не заканчивается подписанием термшита. Каждая встреча совершенствует и ваши навыки рассказывать про свой стартап, и ваше понимание рынка, аудитории продукта, его слабых и сильных сторон, выполнимости финансового плана и главных текущих вызовов.

Мы сейчас выполняем по 10 тысяч заказов в месяц и провели более 200 встреч с потенциальными инвесторами. Другими словами, продукт нужен людям, и у нас точно была возможность потренироваться с рассказом об Airo.

Сервис бытовых услуг Airo

Какие у вашей компании планы на ближайшее будущее?

За 2025 год мы хотим удвоить нашу выручку до ₽1.1 млрд, увеличить чистую прибыль в 4 раза и запустить новый вид бытовых услуг. Сегодня мы выполняем химчистку одежды и ремонт обуви с доставкой, уборку квартир и химчистку мебели. Новая вертикаль будет связана с решением небольших домашних задач в квартире, которые отвлекают у всех нас много времени и которыми не хочется заниматься лично.

К 2028 году мы хотим достичь выручки ₽8.5 млрд и EBITDA ₽2.6 млрд. Примерно в это же время хотим провести IPO с капитализацией выше ₽30 млрд.

Что вы можете пожелать номинантам Startech.Awards 2025?

Если вы номинант премии Startech.Awards, то мне остается только поздравить вас! Вы уже достигли большого успеха.

Если вы станете победителем, то вас ждет:

  • классная возможность публично рассказать о своем проекте,
  • внимание инвесторов,
  • мотивационный буст внутри команды.

Вот ваши главные и очень ценные призы.

Если завоевать первое место не получится, то желаю сфокусироваться на все еще открытых вам возможностях и выжать из них максимум: после премии (тем же вечером) вы сможете познакомиться с большим количеством действующих российских инвесторов и помочь некоторым из них правильно распорядиться деньгами под управлением 🙂

Спасибо, Антон! А уже на следующей неделе расскажем про стартап еще одной номинации. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на мой блог и на наш канал Мир инноваций Startech: t.me/startechmirinnovaci.

11
Начать дискуссию