Экосистемный краудфандинг
Многие люди хотя бы раз слышали термин «экосистема». Сейчас это понятие встречается не только на уроках биологии, но и в реальных бизнес-процессах. По сути, это набор юнитов и дополнительных сервисов, которые предлагают пользователю разнообразные товары или услуги, но объединены вокруг одного бренда.
На российском рынке таких примеров достаточно много. Например, Яндекс – используя только одну точку входа, пользователь получает доступ к почте, такси, рабочему и личному календарю, доставке, маркетплейсу и музыке, поисковику и так далее.
Сегодня многие компании и корпорации перестраивают свою работу и становятся полноценными экосистемами, чтобы создать максимум пользы для своих клиентов.
В случае краудфандинга экосистемность выглядит так же, как и у другого бизнеса – у пользователя, автора проекта или его участника, одна точка входа для использования различных сервисов. В частности, войдя на платформу, можно не только запустить собственный проект и собрать средства на его реализацию, но и найти новую аудиторию, а также продавать уже созданные продукты – результаты проектов.
Напомним, что краудфандинг («народное финансирование») – это способ коллективного финансирования проектов, при котором средства на создание нового продукта поступают от конечных потребителей. Так, автор крауд-проекта, презентовав свою инициативу через специальную платформу (например, Planeta.ru), может собрать средства на реализацию идеи и заранее оценить ее востребованность.
Краудфандинговая экосистема: как это?
Трансформация бизнеса в экосистему – сложный процесс, требующий перестройки всей компании. Например, «Планета» начала предпринимать первые шаги по переходу к экосистеме в 2018 году, а завершилась трансформация в 2024 году.
Изначально «Планета» была крауд-платформой. Она же и стала ядром экосистемы, и на ней представлены все инициативы, прошедшие модерацию. Но на первом этапе трансформации в экосистему были масштабированы услуги по логистике. В частности, появился сервис по доставке лотов до участников краудфандинговых проектов. Ведь особенность краудфандинга заключается в том, что участники крауд-кампаний в обмен на свою поддержку получают нефинансовые вознаграждения. Благодаря этому авторы проектов могут не заниматься вопросом логистики лотов самостоятельно, а делегировать его компании.
Позже, в 2020 году была запущена отдельная программа «Планета поддерживает». Она позволяет самой компании финансово участвовать в проектах, размещенных на платформе. Среди них, например, были настольная игра «Финансы и Инвестиции для детей», детская книга, посвященная 80-летию битвы на Курской Дуге, и сборные модели наличников. Проекты, попавшие в программу, во-первых, получают денежные средства от крауд-площадки. Во-вторых, они попадают в одноименную категорию со специальной маркировкой. Благодаря этому их проще найти на сайте, а значит, выше вероятность успешного завершения. В-третьих, эти проекты получают дополнительную информационную поддержку от самой «Планеты», что привлекает к ним большее внимание и обеспечивает достижение финансовой цели.
Затем было открыто производство вознаграждений – в краудфандинге в качестве лотов могут выступать сами продукты, созданные при помощи сборов, и любые другие нефинансовые бонусы. Например, это могут быть книги, настольные игры, музыкальные носители, мерч и многое другое. Таким образом, авторы могут освободить себя не только от логистики лотов, но и от процесса их производства, а освободившееся время потратить на реализацию своей инициативы.
С течением времени и для авторов проектов, и для пользователей появился новый юнит – интернет-магазин. Авторы, выпустившие свои продукты при помощи краудфандинга, могут продавать там свои товары. Участники крауд-кампаний и пользователи платформы, в свою очередь, через магазин могут находить эксклюзивные вещи.
Сейчас идет тестирование отдельной платформы для создания и распространения контента, связанного с творчеством. Такой ресурс позволит значительно расширить имеющуюся аудиторию и монетизировать свой контент.
Все эти юниты объединены одной точкой входа – Planeta ID. Таким образом, имея только один аккаунт, пользователь может становиться автором и участником крауд-проектов, находить уникальные товары, монетизировать контент, общаться с единомышленниками, создавать и доставлять вознаграждения для участников своих краудфандинговых кампаний, пользоваться образовательным порталом и помогать НКО через отдельный раздел со всеми благотворительными инициативами крауд-платформы.
То есть, как и в случае других экосистем, все сервисы, объединенные под одним брендом «Планеты», позволяют пользователям и авторам получать максимальное количество релевантных услуг в одном месте.
В чем плюс экосистемы для пользователей
Основное преимущество экосистем для их клиентов – это удобство и позитивный пользовательский опыт. Так, человеку не надо заводить множество разных аккаунтов для того, чтобы получить несколько услуг. Все находится в одном месте или же привязано друг к другу через единый личный кабинет.
Кроме того, многие экосистемы используют новые IT-технологии, чтобы предлагать своим клиентам релевантные услуги и товары. Сервисы запоминают предпочтения пользователя и предлагают то, что ему действительно может быть интересно.
Переход к экосистемной модели — это win-win и для компании, и для ее пользователей. Это справедливо и в отношении краудфандинга. Так, авторы могут не только собрать необходимые средства на реализацию своего проекта, но и делиться контентом с участниками своих кампаний, создавать уникальные и привлекательные лоты, а также доставлять их до людей, поддержавших задумку. Участники крауд-кампаний, также имея один аккаунт, могут поддерживать проекты, находить эксклюзивные товары, получать эксклюзивный контент.