История спорных решений стартапа IFTTT. От всеобщей любви до ненависти — один пивот

Даже востребованная концепция не спасет, если стартап резко меняет правила. Стартап IFTTT — ошибки, на которых следует учиться.

Линден Тиббетс — основатель и бывший CEO компании IFTTT
Линден Тиббетс — основатель и бывший CEO компании IFTTT

Представьте: вы ушли на работу, но забыли запереть дверь. На телефоне установлен умный замок, поэтому проблема будет решена, как только вы зайдете в приложение.

А еще дома есть термостат. По колебаниям температуры его датчики могут распознавать, когда дома никого нет. К несчастью, устройства не общаются между собой. Термостат не может направить сигнал умному замку, поэтому все зависит лишь от того, как быстро вы вспомните свою оплошность (и вспомните ли вообще).

Здесь на помощь приходит стартап IFTTT — любимчик поклонников систем умного дома. Его платформа связывает устройства и приложения от разных разработчиков в единую экосистему. Не так давно руководство IFTTT приняло не популярное решение: ранее бесплатный сервис стал платным, спровоцировав гнев тысяч пользователей.

На таком решении погорел не один проект. Его и разберем.

Быстрый обзор компании IFTTT

Вы, конечно, знакомы с термином SaaS («программное обеспечение как услуга»). Те, кто чуть лучше разбирается в IT, слышали про IaaS («инфраструктура как услуга») и PaaS («платформа как услуга»).

Стартап IFTTT доказывает: все должно стать услугой. Директор по дизайну и фаундер стартапа Линден Тиббетс уверен: это и есть будущее. «Скоро вы не сможете назвать предмет, девайс или сервис, который не подключен к интернету или не отслеживается интернетом вещей», — гарантирует он.

Аббревиатура IFTTT происходит от оператора программирования «if this, then that», в переводе на русский «если… , то… ». Команда стартапа создала программу, которая позволяет наладить автоматизированные процессы для жизни, бизнеса и операционных задач.

История спорных решений стартапа IFTTT. От всеобщей любви до ненависти — один пивот

Вот три примера автоматизации, доступных благодаря IFTTT:

  • Если вы звоните со своего телефона Android, то запись о звонке добавляется в Google Таблицу.
  • Если вы попросите яндексовскую Алису записать задачу в список дел, то задача будет продублирована в приложении iOS Reminders.
  • Если над вашим домом пролетает МКС, то вы получите уведомление на смартфон. Без шуток. Это реальная функция в IFTTT.

На конец сентября 2020 года IFTTT насчитывает 90 миллионов апплетов.

Мы хотим стать, как PayPal от мира доступа. Проверенное третье лицо, которое способствует обмену между разными сервисами.

Линден Тиббетс

, фаундер IFTTT

С чего все начиналось

Как объяснял фаундер IFTTT Линден Тиббетс, его всегда завораживала способность людей находить скрытые взаимосвязи между физическими объектами. Например, ухо можно использовать вместо подставки для карандаша, крышку от бутылки — вместо пепельницы. Тогда он решил искать такие же взаимосвязи в мире digital. Так в декабре 2010 года появился стартап IFTTT — впрочем, в тот момент больше идея, чем реальный продукт.

Идея обрела форму к релизу 7 сентября 2011 года. В своем первом блог-посте Тиббетс назвал новый сервис «скотчем для приложений», который скреплял их между собой. Его соучредителем стал Джесси Тейн, который вскоре покинул компанию.

Интернет вещей от IFTTT: поиски продукта

В годы сразу после создания сервис IFTTT умел выполнять суперпростые задачи: например, заставлять приложение погоды отправлять пользователю SMS, когда ожидался дождь. Или автоматически публиковать в Facebook фотографии из Flickr. Уже в апреле 2012-го пользователи сгенерировали миллион таких мини-заданий.

Люди подключали к Всемирной сети все больше объектов обихода: чайники, розетки, замки на двери. В интервью порталу The New York Times Тиббетс объяснил: IFTTT хочет стать платформой, объединяющей все эти предметы, но не привязанной к конкретному девайсу. Однако эту концепцию было сложно донести: она привлекала опытных пользователей интернета, но не апеллировала к среднему пользователю.

<p>Фаундеры IFTTT: слева — Джесси Тейн, справа — Линден Тиббетс</p>

Фаундеры IFTTT: слева — Джесси Тейн, справа — Линден Тиббетс

Видимо, в попытке разделить продукт в начале 2015 года компания анонсировала еще три приложения:

  • Do Button запускало действие, когда пользователь нажимал на кнопку.
  • Do Camera автоматически выгружало изображение на выбранный сервис (Facebook, Twitter, Dropbox и другие).
  • Do Notes делало то же, что и Do Camera, только с заметками вместо изображений.

Однако все три проекта оказались провальными: пользователи не были заинтересованы в том, чтобы загружать на телефон три отдельных примитивных приложения. В ноябре 2016 года все они были внедрены в основное приложение IFTTT. Процесс объединения продолжился и осенью 2019-го, когда функционал IFTTT получил существенный апдейт. Софт, который раньше объединял лишь два устройства или приложения, теперь мог создавать апплеты из куда большего количества служб.

История инвестиций

Инвесторам оказалась симпатична идея Тиббетса по созданию взаимосвязей в Интернете. В декабре 2012 года компания IFTTT привлекла $7 миллионов в рамках первого раунда финансирования, который возглавлял фонд Andreessen Horowitz. Партнер фонда Джон О’Фаррелл пояснил: «Линден поразил нас своим предвидением. Уже в 2012 году он знал, что грядет настоящий бум различных сервисов и устройств».

На последнем раунде финансирования от весны 2018 года компания привлекла $24 миллиона; лид-инвестором стал корпоративный инвестиционный фонд Salesforce Ventures. Также средства вложили IBM, Chamberlain Group и Fenox Venture Capital. Общая сумма составила $63 миллиона.

IFTTT стоит в авангарде создания экосистем для устройств и услуг. Это яркий пример инноваций и стремления к тому, чтобы каждый клиент преуспел — словом, все то, что мы ищем в наших портфельных компаниях.

Джон Соморджай, Исполнительный вице-президент Salesforce Ventures

После раунда Тиббетс объявил об отставке и уступил позицию генерального директора Крису Кибариану — бывшему CEO компании Randstad Digital Ventures, которая владеет платформой поиска специалистов Monster.com. Сам Тиббетс перешел на должность директора по дизайну. Как он сообщал в публикации на Medium.com, которая была удалена по неясным причинам, задачей Кибариана станет «реализация потенциала IFTTT и рост в качестве объединяющей платформы, которой доверяют все люди и компании мира».

История спорных решений стартапа IFTTT. От всеобщей любви до ненависти — один пивот

Все каналы монетизации IFTTT

Примечательно, что инвестиционный раунд от апреля 2018-го стал первым вливанием за четыре года. Это долгий перерыв для стартапов Кремниевой долины. Объяснение вполне закономерно: команда IFTTT тестировала различные варианты монетизации, в том числе запуская платные продукты. Однако внимания в СМИ и существенного притока «зелени» стартап так и не сгенерировал.

Намеки на создание премиум-программы долго не претворялись в реальность. Отчасти это было вызвано пересмотром бизнес-модели, которая изначально основывалась на B2C-продажах. Лишь после провала трех «Do» IFTTT отошел от конечных потребителей и направил все внимание на компании. Можно сказать, это решение перевернуло игру — или, по крайней мере, целевую аудиторию.

«Ни одна живая душа в Flickr, Twitter или The Weather Channel не знала, кто я такой или чем занимается IFTTT, — вспоминает Тиббетс. — Мы были какими-то проходимцами, которые использовали их API».

И хотя IFTTT соединяла сторонние программы, их разработчики не могли самостоятельно подключить поддержку IFTTT. Услуги по предоставлению этой поддержки и легли в основу монетизации. За $199 любой бизнес мог подключить программу IFTTT Partners и встраивать апплеты в свои приложения.

Например, когда водитель подъезжал к дому на своем BMW, приложение IFTTT открывало гараж с помощью сервиса Garageio, включало умный термостат Nest и зажигало динамичное освещение от Philips Hue.

Не все компании восприняли идею с энтузиазмом. Однако CEO компании-производителя умных дверных звонков Джейми Симинофф сообщает: возможности IFTTT намного более рентабельны, чем самостоятельная разработка интеграций. Сотрудничество позволяет экономить на инженерно-технических разработках до миллиона долларов в год.

Для инвесторов стартапа запуск программы стал точкой пивота. «В этот ключевой момент компания переходит к настоящей бизнес-модели, новому уровню масштабируемости и доступа, — утверждает партнер Norwest Ventures Джош Голдман. — Мы очень долго обдумывали это и планировали. Думаю, выйдет грандиозно».

Новый план подписки не привел пользователей в восторг
Новый план подписки не привел пользователей в восторг

Одна ошибка — и ты ошибся

10 сентября 2020 года сервис перешел на новую условно-бесплатную модель, которая ограничивала обычных пользователей до трех пользовательских апплетов. Для снятия ограничения и подключения новых возможностей следовало подключить подписку IFTTT Pro. Таким образом, все функции, которые прежде были free of charge, стали платными.

Подписка для новых пользователей стоила $9,99, а старым было предложено до 7 октября выбрать стоимость самостоятельно — от $1,99 до $9,99. Установленная цена действовала бы в течение первого года, затем всех планировалось перевести на полный план. Также компания собиралась стереть из базы данных все созданные апплеты, за исключением трех последних.

Столь резкий переход на платную модель вызвал шквал критики. Под давлением возмущенной аудитории команда IFTTT пересмотрела тарифы: теперь до 7 октября пользователи могли выбрать стоимость подписки не на год, а пожизненно. При этом сохранялась минимальная цена — $1,99. Разумеется, план IFTTT Pro отменен не был.

Перепалка с пользователями продолжалась в течение месяца. Стоимость подписки для новых пользователей была снижена до $3,99. Акция с установкой стоимости для старых пользователей продлилась еще на две недели. И хотя IFTTT утверждал, будто уже «много пользователей» перешли на платную подписку, эти послабления, скорее, свидетельствовали о недовольстве результатом продаж.

Подводим итоги

Можем заключить, что рост компании был заторможен тремя факторами:

  • Продукты IFTTT долгое время целились в конечных клиентов, а не бизнесы (B2C вместо B2B).
  • Компания пыталась разделить в четыре разных приложения.
  • После выпуска подписки IFTTT Pro функции, за которые раньше не приходилось платить, стали платными.

Для бизнеса в сфере SaaS такой способ монетизации не новость. Даже десяток платных порой выгоднее, чем тысяча бесплатных. И все же решение IFTTT отобрать у бесплатных пользователей весь функционал оттолкнуло здоровую часть аудитории. Суета, которая последовала за волной возмущенных твитов, подает нам сигналы бедствия: видимо, доход от новой подписки не оправдал возложенных надежд, но следим дальше.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

4747
36 комментариев

Платная подписка на IFTTT – штука сомнительная.

Ведь сервис не даёт за скольугодно малые деньги скольугодно значимую пользу.

Например он бессилен отображать приходящие в телефон СМС в канале телеграма (может, но с js-кодингом, адскими задержками и неполноценным считыванием)

А ещё например у Вастрика в разделе "дом-дурачок" сам собой народный вывод сложился, что из функций умного дома по факту используются только регулировка освещения и музыки. IFTTT это никак не исправит.

А ещё большинство апплетов IFTTT работают только "на вход" информации. К примеру airtable с радостью предоставит вам возможность что то записать в airtable через ifttt. Но считать потом? Нет. "мы работаем только на сбор информации. Делиться не намерены. Запейте водой"


Ну и так далее.

Сервис хорош. Но значимых примеров пользы не видно.
Хоть бы научились смски в телегу слать. Уже было бы неплохо


Аминь

10
Ответить

Им нужно было сделать маркетплейс, чтобы цены за свои аппы ставили пользователи сами. Типо одни создают и продают - другие юзают. И брать % с этого.

18
Ответить

У меня в свое время не получилось реализовать даже простейшую запись событий гугл календаря (доступного в сервисе на чтение) в airtable, что звучит вообще как эталонный пример, но нет — в угоду упрощению даже простейшая обработка информации из календаря оказалась невозможной. Zooper при этом справился на 4/5, и времени на реализацию я кажется потратил даже меньше чем в IFTTT, потому что в интерфейсе никто не пытался изобретать велосипеды.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Приблуды на уровне бесполезности.
Тут недавно была история, когда "умный" телевизор перестал работать, потому что был завезён в страну по "серой" схеме. Но покупатель-то это не может определить! Хз, чем там закончилось. Даже в "Спортлото" нельзя на это пожаловаться.
Ну, а то что кто-то может ломануть электронный замок от двери, сегодня вообще не вызывает удивления. Вон вчера мимоходом РЖД опрокинули чисто ради эксперимента. 

7
Ответить

Они пока на тамошнюю аудиторию работают, им такие проблемы неведомы.

В американских реалиях такая ситуация немыслима — либо товар по-тихому заменят с компенсацией, либо по-громкому казнят самого́ ритейлера, дело ведь касается налогов.

1
Ответить

Но данные клиентов не пострадали!

Ответить