5 стоп-фраз: не говорите это клиенту, если вы фрилансер
Фриланс — это свобода. Мы уходим из офисов и стабильных графиков, когда готовы работать на себя, полностью отвечать за свой заработок, нагрузку и поиск клиентов. Бывает и так, что фрилансер не достигает нужных результатов и выгорает, потому что совершает распространенные ошибки на любом из этих этапов. Потому что для успеха на фрилансе крайне важно правильно общаться с клиентами.
Я Юлия, директор по маркетингу экосистемы EasyStaff. В этой статье я расскажу, какие пять фраз не следует говорить, если вы не хотите оттолкнуть потенциального заказчика и испортить свою профессиональную репутацию.
Допустим, вы — профессионал, у которого длинный список hard skills, отличное портфолио и огромный опыт. Гарантирует ли это успех на фрилансе? К сожалению, нет. Для достижения высот необходимо научиться продавать себя, понимать своего клиента и его потребности. Это базовые soft skills, без которых вряд ли получится эффективно общаться.
Чтобы грамотно выстроить коммуникацию с клиентом, сначала обсудите все его ожидания от проекта:
- конкретные задачи и их объем;
- сроки выполнения;
- стоимость работ;
- ожидаемые результаты.
Фиксируйте все договоренности письменно — это поможет избежать недопонимания в будущем. И прежде чем начать работу, ознакомьтесь со стоп-фразами, которые могут испортить впечатление от работы с вами.
Фразы, которых стоит избегать
1. Этого я не смогу
Ситуация: копирайтер обсуждает проект с заказчиком, и на завершающем этапе выясняется, что клиент хочет еще и запускать рилс. Копирайтер отказывается, поскольку никогда не писал сценариев для видео и сразу думает, что не потянет этот процесс.
Решение: из такой ситуации есть даже два выхода. Первый: честно сказать, что вы хотите взять паузу, изучить вопрос, попробовать набросать несколько пробных сценариев и затем вернуться к обсуждению. Вполне может оказаться, что это не так сложно, и после нескольких гайдов вы откроете в себе сценариста. Второй — порекомендовать заказчику другого специалиста и, например, сказать: «Я еще не писал сценариев для рилс, но знаю того, кто сможет нам помочь». Клиенты ценят гибкость и готовность к сотрудничеству.
Как лучше ответить: «У меня есть предложение, как мы сможем оперативно закрыть задачу и сделать проект еще лучше».
2. Да все сделаю, это просто
Ситуация: случай, противоположный предыдущему — фрилансер настолько уверен в себе, что без раздумий обещает клиенту выполнить все его запросы, при этом не обладая нужными навыками. Например, вы — прекрасный видеограф и снимаете отличные ролики, но совершенно не обладаете навыками копирайтинга, а предлагаете видео «под ключ» с продуманным сценарием.
Решение: вы не изучите новый язык программирования за три часа и не сможете хорошо писать тексты, если никогда их не писали. Будьте честны с клиентом и предложите привлечь другого специалиста, аргументируя тем, что у вас недостаточно опыта. В редких случаях приходится признать, что проект вам не по зубам — если на кону серьезные вложения и репутационные риски, не подставляйте заказчика своим несерьезным отношением. Опять же, самый лучший выход — помочь клиенту найти другого исполнителя из ваших знакомых или работать с кем-то на постоянной основе. В следующий раз коллега порекомендует вас, и вы явно останетесь в плюсе.
Что лучше сказать: «Думаю, в кратчайшие сроки я не освою такой обширный навык, но я знаю того, кто сможет выполнить это задание в нашем проекте».
3. Это не входит в мой прайс
Ситуация: клиент просит выполнить несогласованную заранее задачу. Например, вы подписались на проект как копирайтер, а по сути заказчику нужен копирайтер-маркетолог, который будет анализировать ЦА, разрабатывать контент-план и придумывать продающие активности. Заказчик имеет право на исполнителя широкого профиля, но он должен понимать, что стоить это будет дороже.
Решение: с самого начала обговорите вопрос дополнительных услуг. Сформулируйте максимально корректно, что вы четко ранжируете свои навыки. Идеально, если вы сможете сформировать пакетные предложения по принципу «Эконом», «Стандарт», «Премиум», и клиенту будет легче ориентироваться в вашем прайсе.
Что лучше сказать: «Безусловно, я смогу это сделать, такая услуга будет стоить столько-то», либо «Я знаю специалиста, который сможет выполнить этот запрос за отдельную плату».
4. Если дорого, найдите специалиста дешевле
Ситуация: в процессе переговоров клиент дает понять, что ваши услуги ему не по карману, или попросту хочет сбить цену, выражая недовольство предоплатой. Любые уступки в финансовом вопросе навредят вам: недобросовестный заказчик попытается извлечь выгоду, а опытный и добросовестный решит, что вы не цените свой труд и откажетесь от гарантий. Если цена вам не подходит, откажитесь от работы корректно либо впишите в свой прайс бюджетные услуги.
Решение: установите фиксированный прайс, всегда знайте, как подсчитать стоимость дополнительных услуг, а если предоставляете скидку, делайте это на определенных условиях. Например, набор услуг в тарифе можно пересобрать, удалив из списка некоторые наименования и тем самым уменьшив стоимость.
Что лучше сказать: «У меня есть более бюджетное предложение, в которое входят следующие услуги».
5. Оплата в таком формате невозможна
Ситуация: клиент находится за рубежом и стремится получить договор и закрывающие документы для налоговой официально.
Решение: Убедите клиента в том, что специальный сервис-посредник дает гарантии безопасности и не требует больших затрат. Расскажите о преимуществах платформы EasyStaff Invoice, где с помощью нескольких кликов можно выставить счет, загрузить документы и произвести любой платеж легально.
Как лучше сказать: «Я работаю через удобный сервис для выплат и беру все оформление документов на себя, вам останется только оплатить».
Как эффективно общаться с заказчиками
Эффективное деловое общение — это умение не только говорить, но и слушать и понимать клиента, а также отстаивать свои интересы, не вызывая негатива. Правильные фразы помогут расположить к себе, укрепить уверенность и создать хорошую деловую атмосферу, где ваша работа ценится, а заказчик чувствует, что ему идут навстречу.
Также используйте платформу для выплат фрилансерам, чтобы упростить финансовые операции и сосредоточиться на качественном выполнении заказов. Клиенты будут знать, что вы заботитесь об их времени и ресурсах, а у вас появится репутация фрилансера, который использует современные инструменты для удобства.
Избегая негативных фраз и предлагая конструктивные решения, вы сможете завоевать доверие клиентов и построить долгосрочное партнерство.