Быстрее, лучше, дешевле: как большой ИИ меняет жизнь малого бизнеса
Быстро, качественно, недорого – почему компромиссы больше не нужны
Фраза «быстро, качественно, недорого – выбирайте любые два» стала мемом, потому что отражает вечную боль бизнеса. Клиенты хотят всего и сразу, в реальности это невозможно.
Высокое качество по приемлемой стоимости требует значительных временных ресурсов. Ускорение процесса без увеличения бюджета неизбежно приведет к снижению качества, например, за счет сокращения проверок и доработок. А чтобы достичь идеального результата быстро, потребуется привлечь опытных специалистов и оптимизировать процессы, что увеличит затраты.
Тем не менее, треугольник Хопкинса (так по-научному называется невозможность соединить в одном проекте «быстро-качественно-недорого») начинает терять свою актуальность. Это связано с развитием технологий на базе искусственного интеллекта (ИИ).
Грамотное внедрение ИИ позволяет существенно сократить сроки выполнения задач, сохранив высокий уровень качества. Кроме того, ИИ-технологии становятся доступны не только крупным игрокам, но и малому бизнесу благодаря появлению облачных сервисов с гибкими тарифами.
В этой статье мы рассмотрим, в каких направлениях работы малый и средний бизнес может применять решения на основе искусственного интеллекта, чтобы преодолеть ограничения треугольника Хопкинса.
Реклама и маркетинг
Аналитический центр НАФИ провел опрос среди представителей малого и среднего бизнеса о том, как они используют искусственный интеллект в повседневной работе. Оказалось, что больше половины¹ опрошенных применяют решения на базе ИИ для маркетинга и рекламы. При этом задачи разделились на два основных блока.
Генерация контента
Создание контента нередко требует значительных ресурсов. Качественные статьи, иллюстрации и видео создаются долго, а для массового производства необходимы команды авторов и координаторы творческих процессов.
Однако с созданием простых картинок, видео и текстов вполне могут помочь нейросети. Почти 40%² предпринимателей считают, что реклама, созданная с помощью ИИ, может быть очень креативной.
Доступные всем решения, такие как генеративные нейросети GigaChat и Kandinsky, не требуют бюджета на внедрение. Хотя у многих из них есть платные профессиональные версии, позволяющие решать специализированные задачи более качественно.
Кроме того, на рынке представлено множество инструментов, ориентированных на конкретные виды контента. Так, существуют сервисы, генерирующие аудиодорожки и даже видео с озвучкой на основе текста.
Часто функции генерации контента встроены в комплексные решения. Например, сервис СберТаргет³ (решение для запуска рекламы по готовым настройкам) включает генератор креативов, который автоматически создает изображения и тексты объявлений. Алгоритмы этого инструмента обучены на реальных примерах, поэтому результаты получаются качественнее, чем у обычных нейросетей.
Настройка рекламных кампаний
Эффективность рекламы напрямую связана с точностью попадания в целевую аудиторию – ее потребности, желания и интересы. Рекламные кампании, рассчитанные на широкого зрителя или слушателя, требуют значительных бюджетов. Малый бизнес чаще выбирает таргетированную рекламу, которая позволяет платить за конкретный результат: показы или клики.
Основная трудность в том, что для точной настройки таргетинга нужны большие объемы данных о покупательском поведении. У небольших компаний таких данных обычно нет, поскольку их сбор и хранение требуют дорогостоящих инструментов. Но это не гарантирует результат: сырые данные зачастую слишком обширны, не структурированы и непригодные для того, чтобы получить из них инсайты.
Здесь на помощь могут прийти решения для обработки и анализа данных на базе искусственного интеллекта. Однако проблема с первоначальным сбором и хранением информации остается актуальной.
Для малого бизнеса выходом могут стать специализированные инструменты для настройки рекламных кампаний, такие как сервис СберТаргет. Это решение анализирует поведение покупателей и формирует сегменты аудитории, склонные к покупкам, учитывая пол, возраст, интересы и поведение. На основе этих данных сервис СберТаргет выбирает оптимальные каналы для продвижения.
Благодаря встроенным виртуальным ассистентам сервис позволяет решать и более сложные задачи. Например, формировать стратегию продвижения, разрабатывать рекламный продукт, создавать контент-план и т. д.
Коммуникации с клиентами
Многие компании сталкиваются с дилеммой: поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов или снижать издержки. Сокращение затрат зачастую приводит к ухудшению сервиса, что вызывает недовольство покупателей.
Коммуникации с клиентами – второе по популярности у малого бизнеса направление использования ИИ. Технологии позволяют уменьшить расходы на обслуживание клиентов, не жертвуя качеством.
Современные интеллектуальные чат-боты берут на себя решение простых вопросов, требующих быстрой реакции. Они мгновенно отвечают на стандартные запросы, такие как проверка наличия товара на складе или уточнение деталей обращения перед передачей оператору.
К примеру, чат-бот для бизнеса от СберТаргета, внедренный на сайте и в мессенджерах застройщика Лиго, помогает потенциальным покупателям подобрать квартиру мечты. Пользователи отвечают на вопросы о привычках и предпочтениях, после чего получают подходящий вариант. Это позволяет не тратить время специалиста на выяснение предпочтений клиента, а сразу перейти к обсуждению деталей сделки.
Автоматизация рутинных процессов
Искусственный интеллект способен автоматизировать множество рутинных процессов, например, поиск информации сотрудниками. Виртуальные помощники могут просматривать огромные объемы данных за несколько секунд и предоставлять точные ответы на вопросы.
Эти решения полезны в самых разных ситуациях. Например, в службе поддержки, где важно оперативно отвечать на запросы клиентов. Или при настройке ИТ-систем и обучении новых сотрудников. В первом случае бот может предоставить чёткую инструкцию, а во втором – помочь сотрудникам самостоятельно находить нужные сведения, не отвлекая коллег.
Использование таких решений позволит значительно сократить время, затрачиваемое на поиск информации – на это уходит до 2,5⁴ часов ежедневно. Такая экономия может повысить общую эффективность и продуктивность бизнеса.
Кроме того, на рынке представлено множество узкоспециализированных роботов для автоматизации рутинных задач. Например, системы распознавания документов ускоряют работу HR-отделов при оформлении новых сотрудников, а роботы, создающие платежные поручения, облегчают работу бухгалтерии.
Искусственный интеллект становится незаменимым помощником для малого бизнеса, позволяя одновременно улучшить скорость, качество и доступность услуг. С его внедрением больше не нужно выбирать между этими параметрами — теперь возможно всё сразу. Не стоит бояться использовать ИИ; напротив, его грамотная интеграция поможет вашему бизнесу оставаться конкурентоспособным и успешным в условиях стремительно меняющегося рынка.
Реклама. ООО «Сбер Бизнес Софт». ИНН 7730269550. Erid 2Ranymbh7kD
³ Услугу предоставляет ООО «Сбер Бизнес Софт»