Четыре неожиданных открытия про работу букмекеров
Ставки только на спорт, миллиарды на «Игры дружбы» и оборот почти как у Wildberries.
Все, кто давно со мной знакомы, также знают, что я люблю футбол и всё вокруг него. Гимн Лиги чемпионов заставляет меня вставать и прижимать руку к сердцу, а сериал с переходом Мбаппе в Реал я смотрел с большим интересом, чем последний сезон Игры престолов. Естественно, я заметил, как много букмекеров стало появляться на футболках команд РПЛ, и решил разобраться, как устроен этот рынок.
В поисках ответов наткнулся на видеоподкаст «IDентификация», созданный командой Т-Банка. В шоу используется интеллектуальный сервис от T-ID, который помогает определять профиль гостя и подбирать персонализированные вопросы. В этом выпуске раскрываю четыре наиболее интересных момента, которые меня действительно удивили и о которых я раньше не знал.
- Нельзя ставить на всё что угодно. Только на спорт
Почему-то в моём сознании отпечаталось, что поставить можно абсолютно на разные вещи: кто станет Президентом США, приземлится ли ракета Илона Маска на платформу в этот раз или что будет с ключевой ставкой ЦБ РФ через полгода. Но в реальности всё не так.
В России есть ФЗ № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», в котором говорится, что ставить можно только на реально существующие спортивные события.
Зачем нам это знать? Если на каком-то сайте предлагают ставить не на спорт, присмотритесь к нему внимательнее — он не работает в легальном поле. Значит, и предъявить претензии в случае чего ему не получится.
При этом в других странах законодательство, связанное со ставками, может работать по-другому.
2. У букмекеров есть «служба одного окна»
У каждого отдельного букмекера (например, Винлайн, Пари и тд) конечно свой бренд и юр лицо, а также своя команда, имидж и позиционирование. Но вот эквайрить (то есть безналично принимать платежи) букмекеров по закону с 2021 года может только одна организация — Единый ЦУПИС.
В целом у этой компании есть три основные функции:
Идентифицировать клиентов (можно пройти верификацию через T-ID, Госуслуги и вроде еще способы есть).
Предоставлять огромный кошельковый сервис, где живут и курсируют деньги между клиентами и букмекерами.
Проводить платежи. Важно, чтобы эта функция не сбоила, так как букмекеры, например, во время финала Лиги Чемпионов могут потерять огромные деньги из-за этого. Однажды нагрузка на ЦУПИС составила 150 транзакций в секунду.
Единый ЦУПИС предоставляет несколько интересных фичей для игроков. Например, можно поставить себе самоограничение на суммарный объем ставок вообще во всех букмекерских конторах. Например, ты решил не тратить на это дело больше 10 000 рублей в месяц — пишешь заявление и выставляешь лимит в ЦУПИС. И не нужно это делать отдельно у каждого букмекера, как в условной Великобритании.
3. Почти как Wildberries по объему рынка
Легальный рынок букмекеров большой — в видео обсуждали прогноз по итогам 2024 года и предполагали, что объем рынка превысит ₽2 трлн. В сети нашел информацию, что все таки по итогам года рынок достиг ₽1,7 трлн. Да, ₽2 трлн не достигли, но по сравнению с 2023 годом рост все равно на ~40% был.
При это, например, оборот Wildberries в 2023 году составил ₽2,5 трлн, а в 2024 - превысил ₽4 трлн . А весь российский рынок e-commerce по разным оценкам исчислялся суммой в ₽9-12 трлн в 2024 году (это с крупнейшими игроками вроде Lamoda, «Спортмастера» и «М.Видео»).
При этом легальных букмекеров в стране всего 15 — они активно борются за клиентов, поэтому самая заметная статья расходов такого бизнеса идет на маркетинг и привлечение клиентов.
4. ₽40 млрд на социалку
По закону с оборота букмекеров собирается 2% целевых отчислений, которые идут на внебюджетные финансирования спорта. Если посчитать с начала работы единого ЦУПИС, то есть с 2021 года, то на развитие спорта букмекерские компании перечислили ₽40 млрд (видео вышло в августе 2024 года, думаю, что сейчас эта цифра уже больше).
Эти деньги идут на развитие профессионального спорта, а также детского и юношеского. С весны 2024 года 25% уходит на финансирование «Игр дружбы». Это важно для тех, кто всю жизнь готовился к спорту высоких достижений, а получил международную изоляцию. Теперь хотя бы финансовый вопрос у этих спортсменов будет закрыт.
В эти ₽40 млрд не входят отчисления на маркетинг, которые тоже здорово помогают клубам. Например, в 2022 году Winline заключил соглашение с РПЛ о генеральном партнерстве на четыре сезона. Сумма контракта — свыше ₽11 млрд. А сколько ещё контрактов у букмекеров с клубами! А там видеотрансляции, мерч, турниры, медиалиги и так далее. В общем, эти деньги попадают в спортивную экосистему, тоже помогают развиваться и способствуют популяризации спорта.
Постскриптум. Говоря о работе букмекеров, стоит выделить пару важных моментов, которые прозвучали в выпуске «IDентификации»
Ставки на спорт не стоит рассматривать как способ заработка. Это приправа к игре: когда ставишь тысячу на то, что в матче забьет Роналду, смотреть за его действиями на поле становится интереснее. Как с пинтой эля или бокалом вина — каждый тратит деньги на развлечения по-своему. Так что выиграешь ставку — хорошо, не выиграешь — не страшно. Вот правильное отношение к ставкам.
Кстати, это видео есть и в ВК Видео, мне уже поздно попался на глаза и смотрел с ВПН на Ютубе.