Умные финансы: как работают системы для автоматизации операционных процессов финансового департамента и бухгалтерии
Требования к эффективности бизнеса неизменно возрастают, и внедрение автоматизации в операционные процессы компаний становится насущной необходимостью. Оптимизацию часто начинают с финансовых подразделений — ведь сотрудники этих отделов сталкиваются с множеством рутинных задач, отнимающих драгоценное время.
Бизнес-эффекты
Автоматизация открывает компаниям путь к значительной экономии расходов и существенному повышению операционной эффективности. Специализированные ИТ-системы обеспечивают централизованное хранение всех финансовых документов, что минимизирует риск утраты данных и гарантирует полный контроль над их движением. Вследствие этого затраты на печать, транспортировку и архивирование первичной документации сокращаются минимум вдвое, а время подготовки документов по запросам контролирующих органов уменьшается до 75%.
Внедрение автоматизированных систем с ИИ-инструментами способствует росту производительности до 40%, поскольку каждый этап обработки документов фиксируется, а часть действий выполняется автоматизировано, без ручного влияния, упрощая тем самым процесс аудита и контроля.
Несмотря на увеличение объемов корпоративных данных, технологии позволяют сократить количество ошибок до 70% за счёт исключения человеческого фактора и реализации автоматических проверок.
Основные трудности
В своей работе сотрудники бухгалтерии и финансовых подразделений сталкиваются со следующими ключевыми проблемами.
- Высокая доля ручного труда и ошибок
Во многих компаниях специалисты продолжают использовать бумажные документы, что вынуждает их вручную переносить данные из PDF-файлов или бумажных оригиналов. Дополнительные трудности возникают при необходимости перепроверки введённых данных. Значительное количество времени также уходит на поиск информации, особенно если нужно собрать все данные по взаимодействиям с контрагентом. Все эти факторы ведут к неотъемлемым переработкам сотрудников, увеличению количества ошибок и, как следствие, дополнительным издержкам, особенно при обработке большого объема документов.
- Сложности контроля и аудита
Предоставление документов по запросам и формирование пакетов документов требуют значительных затрат времени и усилий. Работа с документами, особенно бумажными, всегда сопряжена с рисками их утери или повреждения, а также с проблемами отслеживания их актуальных версий. Сотрудникам бухгалтерии и финансовых подразделений необходимо постоянно контролировать комплектность, сохранность и соответствие документов законодательству, чтобы избежать рисков нарушения установленных норм. Это может привести к неравномерной нагрузке на сотрудников и наложению штрафов на компанию. Ярким примером служит аврал во время сдачи отчётности, когда бухгалтеры вынуждены искать, собирать, проверять документы и сводить отчеты, при этом обязаны уложиться в жесткие сроки, вне зависимости от объемов обрабатываемой информации.
- Проблемы качества и структурированности данных
Данные, используемые сотрудниками компании, требуют структурирования для дальнейшего анализа и извлечения полезной информации, которая затем может быть использована в полезных аналитических отчётах и графиках (например, с помощью BI‑систем).
В компании может существовать множество различных форм и типов документов: как формализованные, установленные законодательством, так и составленные в произвольной форме по внутренним регламентам компании. Например, у счёт-фактуры поля чётко прописаны, что облегчает извлечение данных корпоративными системами. Однако договоры могут значительно варьироваться по форме, и информацию об условиях, стоимости, размере неустоек и штрафах из подобных неструктурированных документов сложно получить без сервисов IDP, встроенных в решения для хранения и обработки документов.
IDP (от англ. Intelligent Document Processing) – интеллектуальная обработка документов. По сравнению с простыми сервисами по оптическому извлечению символов, IDP-сервисы охватывают более широкий набор инструментов, объединяя оптическое распознавание символов (OCR), обработку естественного языка (NLP), искусственный интеллект (AI), алгоритмы машинного обучения (ML) и др.
Возможность автоматического извлечения информации из неструктурированных данных (не формализованных документов) существенно упрощает процесс поиска необходимой информации и ее последующей обработки. Кроме того, организации могут получать документы низкого качества, например, сканы с потертостями от контрагента или тёмные нечеткие фотографии, сделанные смартфоном. В таком случае, при отсутствии системы с IDP-модулем, специалист будет вынужден вносить данные вручную.
Разрозненность систем и данных
Зачастую сотрудники вынуждены обращаться к разным несвязанным системам и источникам данных в процессе выполнения одной задачи, что снижает прозрачность процессов и затрудняет управление ими. К тому же такая разрозненность увеличивает риски утраты или дублирования документов и усложняет контроль за актуальностью их версий.
Как работают решения для обработки и хранения документов
Жизненный цикл обработки первичных учетных и других финансовых документов условно делится на несколько ключевых этапов. Рассмотрим основные шаги на примере решений «Цитрос».
Документы поступают в компанию в электронном или бумажном виде. Электронные документы передаются в рамках организованного с контрагентами юридически значимого электронного документооборота (ЮЗ ЭДО) посредством операторов ЭДО (для это используется решение «Цитрос ЮЗ ЭДО»), а бумажные — проходят процесс сканирования и распознавания. Все полученные материалы загружаются в централизованную систему хранения («Цитрос Архив»), при необходимости проходят процессы согласования и подписания, получают связь с карточками в других корпоративных системах компании, где эти документы принимаются к учету. Размещение документов в едином хранилище обеспечивает оперативный поиск нужных документов, формирование комплектов по запросам контролирующих органов, а также предоставляет возможности для проведения аналитики и построения отчётности запросам внутри компании.
Оцифровка документов
Документы поступают в организацию в различных форматах.
Если документ представлен в бумажном виде, его требуется предварительно отсканировать, а затем распознать, чтобы извлечь данные, необходимые для заполнения атрибутов карточки документа и в дальнейшем его поиска в системе. Данная задача реализуется с помощью технологии интеллектуальной обработки документов (IDP), которая преобразует текст на изображениях в структурированный машиночитаемый формат. После завершения процесса распознавания в электронной системе архива автоматически создаётся карточка документа, в которую загружаются все соответствующие сведения, а также сам отсканированный файл.
Если документ поступил в электронном виде, представленный в формализованном или в произвольном формате, то он тоже может проходить через технологии интеллектуальной обработки. Это позволяет извлекать важные данные и атрибуты, которые могут быть не связаны с предопределёнными шаблонами. Обработка таких документов с помощью IDP способствует унификации информации, повышает её структурированность и доступность, позволяет автоматически маршрутизировать документы по этапам обработки, а также улучшает эффективность поиска и анализа данных.
Таким образом, все обрабатываемые документы становятся частью единой информационной системы, что существенно упрощает управление ими и минимизирует риски, связанные с использованием разных объемов оцифровки и хранения разнородных данных в зависимости от их формата. Пользователю же в конце этого этапа обработки всегда будет доступна карточка документа, в которой содержатся основные сведения о документе и непосредственно сам загруженный документ:
Проверка комплектности документов
Далее пакеты документов проходят процедуру автоматической проверки полноты комплекта. Организации могут установить и настроить собственные правила комплектования — определить какие именно виды документов, с какими параметрами и в каком количестве должны обязательно входить в состав пакетов по конкретной хозяйственной операции или другому признаку комплектования.
К числу иных полезных функций относится автоматическая сверка сумм в договорах, актах, счетах-фактурах и прочих документах с целью предотвращения ошибок. При выявлении расхождений система может направлять ответственному сотруднику соответствующее уведомление.
Автоматический запуск бизнес-процессов
После интеллектуальной обработки и проверки документы автоматически передаются на исполнение ответственному сотруднику, например, конкретному бухгалтеру для учета, или группе сотрудников, назначенных для согласования подобных документов в компании. Исполнителям задач направляется уведомление о появлении новых документов, требующих обработки. Маршруты бизнес-процессов и участники этих маршрутов регулируются внутренними регламентами компании и определяются с помощью интеллектуальных технологий с их учетом, или могут быть вручную скорректированы ответственными сотрудниками по окончании первичной обработки.
Автоматическое связывание
Документы, относящиеся к конкретному договору, автоматически ассоциируются и связываются с ним в системе. В случае поступления неполного пакета документов и последующей доотправки контрагентом недостающих элементов, они будут автоматически объединены системой в единый комплект. Сотруднику не потребуется вручную искать место для их добавления.
Таким образом, полученные документы из пакета автоматически связываются между собой, что что имеет существенное значение для проверки комплектности, и с уже существующими записями в корпоративных учетных системах, что обеспечивает легкий переход из документа «Цитрос» к информации о его учете, например, в «1С»). Связанные между собой документы будут доступны сотруднику для просмотра в разделе «Связи» карточки каждого из них:
Полезные дополнительные возможности
Интеллектуальный поиск и ИИ-ассистент
В систему обработки и хранения документов можно встроить интеллектуальный поиск — инструмент, позволяющий находить информацию не только по ключевым словам, но и по смыслу, учитывая контекст. Данный механизм базируется на взаимодействии больших языковых моделей (LLM) и корпоративного хранилища документов. Благодаря LLM система понимает суть запросов пользователя и способна извлекать более точные сведения из документов различных форматов. Она учитывает контекст запросов и релевантность информации, что значительно экономит время и упрощает работу с корпоративными данными.
На практике интеллектуальный поиск работает следующим образом: пользователь вводит запрос на естественном языке, или просто надиктовывает голосом, например, «покажи поставщиков и email поставщиков, которые оказывают техподдержку», после чего сервис анализирует смысл вопроса, находит релевантные фрагменты текста и предоставляет ответ на вопрос, ссылки на соответствующие документы и связанные с ними объекты.
Кроме того, при работе с документами можно задействовать и корпоративного ИИ-ассистента: достаточно сформулировать запрос в чате также как обычно он формулируется личному помощнику или просто коллеге, и ассистент оперативно выполнит необходимое действие, предоставив ссылки на нужные документы и материалы.
Анализ данных и поддержка принятия решений
Для проведения качественного аналитического анализа обрабатываемой инфомрации существует возможность формирования отчетов или создания инфографики. В «Цитрос» предусмотрены как готовые отчеты, так и возможность их индивидуального создания с помощью конструктора, в том числе с применением BI-систем.
Оперативная подготовка к проверкам
В случае необходимости срочного предоставления документов по запросам контролирующих органов, система поможет и в автоматизации выполнения данного требования. Она осуществит подбор необходимых документов из электронного архива с применением заданных фильтров и предоставит их в требуемом формате: выгрузит электронные образы документов или электронные документы вместе с файлами электронных подписей. После чего сформированный пакет документов может быть отправлен в органы в качестве ответа на запрос или записан на физические носители, в зависимости от потребности.
В случае необходимости система также может создавать печатные версии документов с соответствующими штампами — например, отметкой «копия» и визуализацией штампа электронной подписи ответственного лица, что позволяет сотрудникам без труда распечатать доступные им документы и передать их в налоговую службу или иные контролирующие органы в ответ на запрос.
Интеграция с другими корпоративными системами
В «Цитрос» возможна двусторонняя интеграция: например, из «1С» документы могут автоматически или вручную загружаться в электронный архив, при этом в карточке документа в учетной системе появится прямая ссылка на этот документ в архиве, что позволяет быстро переходить к ним напрямую из учетной системы и наоборот.
Как выбрать и внедрить систему: 5 простых шагов
Выбор и внедрение автоматизированной системы — важный процесс, который требует планомерного и структурированного подхода. Процесс может быть долгим, многоэтапным, и зависеть от общей стратегии и целей компании, но всегда существует пять основных рекомендуемых шагов:
Определить требования и критерии выбора
Определите задачи, которые должна решать система, и сформируйте четкий перечень критериев для оценки предлагаемого решения, исходя из специфики вашего бизнеса и процессов. Задайте себе вопросы: каковы цели внедрения, какие функции необходимы в первую очередь, а какие можно добавить позже, каким образом система должна интегрироваться в существующие процессы организации.
Выбрать систему
Организуйте оценку потенциальных систем, подходящих для решения сформулированных на предыдущем шаге задач.
Оценку можно осуществить посредством запроса технико-коммерческих предложений, описаний возможностей систем, демонстраций функциональности, создания прототипов или пилотных проектов от поставщиков. Проведите анализ доступных вариантов, тщательно сравнив их функциональность и соответствие вашим требованиям, и выберите победителя.
Если готового решения на рынке не существует, можно идти несколькими путями. Например:
Снизить требования к системе и выбрать максимально подходящее коробочное решение.
Выбрать максимально подходящее коробочное решение, начать с него внедрение и автоматизацию процессов. В этом случае выбирайте систему на такой платформе, доработки для которой может делать несколько компаний-исполнителей, во избежание зависимости от единственного поставщика за неимением альтернативы. В процессе эксплуатации коробочного решения сформулируйте более четкие и осознанные требования к автоматизируемым процессам и пройдите все описанные основные шаги, но уже не для создания новой системы, а для развития существующей.
Выбрать интегратора, который сделал наиболее подходящее предложение по доработке/разработке запрошенной вами системы, и запустить проект реализации решения с ним. В подобной ситуации мы также рекомендуем выбирать систему, построенную на платформе, позволяющей привлекать для доработок несколько исполнителей, чтобы избежать зависимости от единственного поставщика при отсутствии альтернатив.Обучить ключевых специалистов
Обычно внедрение осуществляется при участии интегратора, однако всегда важна активная роль представителей вашей компании в поддержке и координации данного процесса.
Обеспечьте подготовку ключевых сотрудников: список обучаемых должен состоять из основных бизнес-пользователей будущей системы и технических специалистов, которые будут осуществлять ее системное и прикладное обслуживание. Это создаст фундамент для успешного внедрения и позволит в будущем пользоваться системой с максимальной эффективностью.
В случае разработки системы под ваши требования данный шаг можно начинать при появлении первых тестовых образцов у интегратора (или у вас, если реализацию вы решили выполнять собственными силами).
Провести пилотный проект или ОПЭ
Запустите пилотный этап на ограниченном объеме пользователей или одном из ключевых бизнес-процессов. Оцените эффективность, выявите возможные препятствия и соберите обратную связь от пользователей и ИТ-специалистов для корректировок.
Данный шаг является опциональным для процесса внедрения, поскольку несколько отодвигает сроки получения полноценной автоматизированной системы, однако он всегда дает возможность наиболее четко определить дальнейшие требования к системе и адаптировать ее к вашим бизнес-процессам перед тиражированием на всю компанию.
При невозможности проведения пилотного проекта обязательно следует организовать опытно-промышленную эксплуатацию (ОПЭ) перед полномасштабным запуском системы. ОПЭ, также как и пилотный проект, может охватывать ограниченный круг пользователей или ключевой бизнес-процесс. При этом рекомендуем, если позволяет ситуация, в этот период параллельно выполнять те же операции согласно действующим регламентам — например, вести документацию в бумажном виде или использовать прежнюю систему, если внедряется её замена.
Примечание: Важно отметить, что на данном этапе необходимо подготовить новые и актуализировать существующие локальные нормативные акты, включая регламенты и инструкции. К моменту перехода к полноценной эксплуатации системы эти документы должны быть полностью готовы. Оптимально начинать эту работу над ЛНА ещё на предыдущем этапе, однако практика показывает, что материалы часто претерпевают изменения с учётом отзывов пользователей о новых процессах.
Проанализировать результаты и масштабировать решение на всю компанию
Проанализируйте полученные в результате предыдущего шага данные, уточните требования к системе, доработайте процессы в автоматизированном решении и глобально в компании, утвердите обновленные регламенты и инструкции.
После этого приступайте к поэтапному развертыванию системы для всей организации или группы компаний, чтобы максимально раскрыть потенциал полученного решения и повысить эффективность работы с документами.