Продуктовый каталог и конструктор продуктов для страховой компании – решения по автоматизации разработки

Продуктовый каталог и конструктор продуктов для страховой компании – решения по автоматизации разработки

В последнее время несколько раз сталкивались с типовой задачей в страховом секторе – необходимо разработать продуктовый каталог для страховой компании, с возможностью быстрого создания продуктов - конструктор продуктов, калькулятор страховой премии, фронт для онлайн продаж и, желательно, постпродажным обслуживанием.

Время реализации задачи сильно зависит от уровня автоматизации процесса создания нового продукта, от того, насколько быстро, и с минимальным привлечением разработчиков, можно завести продукт.

Мы предлагаем клиентам low-code платформу, разработанную нами для автоматизации процесса.

Мы предлагаем клиентам low-code платформу, разработанную нами для автоматизации процесса.

  • Заведение атрибутного состава продукта – условия страхования, субъекты, объекты страхования, риски, лимиты, справочники;
  • Калькуляция страховой премии – справочники коэффициентов для расчетов, формулы, условия;
  • Выпуск договоров – запись данных в учетную систему (в случае ее наличия), формирование комплекта печатных форм.

Переходя к атрибутному составу при создании продукта, можно выделить следующие типовые блоки:

  • Условия страхования – программа, правила страхования, территория действия страхования, схемы оплаты, валюта, комиссии, срок страхования, нагрузки, скидки;
  • Риски – вид риска, лимиты по рискам, нетто-тариф по рискам, возрастная группа, опции рисков, базовые половозрастные коэффициенты;
  • Информация о страхователе – тип страхователя (физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо), ФИО, данные ДУЛ (обычно включают в себя несколько типов документов), адреса места жительства, регистрации, контактные данные, анкетные данные в случае, если страхователь ПЛ (публичное лицо), либо РПДЛ (российское публичное деловое лицо). Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц перечень данных видоизменяется. В реальности это очень большая форма, которую быстрее всего заполнять при онлайн продажах через интеграцию с ЕСИА — Единая система идентификации и аутентификации.
  • Информация о застрахованном(ых) – может быть как один, так и несколько застрахованных. Также это может быть коллективный договор, с неограниченным количеством застрахованных. Обычно данные по застрахованному содержат – ФИО, пол, возраст, возможно профессия, если страховая премия зависит от коэффициента профессии. Иногда требуется заполнять блок по выгодоприобретателям, набор информации по ним аналогичен данным по застрахованным.
  • Условия оплаты – включают возможные отсрочки платежей, периодичность оплат, плановые даты оплат, график платежей, условия изменений по застрахованным.

Итак, мы перечислили основные атрибуты, из которых состоит продукт, они реализуются достаточно большим количеством справочников, связанных друг с другом. Эти блоки можно назвать каноническими, они актуальны практически для каждого продукта. Для создания данного набора блоков разработаны специальные компоненты, есть web интерфейсы, позволяющие собрать в визуальном конструкторе продукт из данных блоков.

Пример БД со структурой справочников
Пример БД со структурой справочников

Далее, переходя к вопросу калькуляции страховой премии, для расчетов могут потребоваться справочники:

  • Лимиты свободного покрытия;
  • Коэффициент за численность;
  • Коэффициент за срок;
  • Коэффициент РВД;
  • Профессии и другие.

Количество справочников и особенностей расчета может варьироваться как угодно, в зависимости от требований продуктовиков, актуариев. Поэтому в нашей платформе есть возможность создания произвольных справочников через веб-интерфейс. При создании справочника определяются его атрибуты – набор полей, тип данных в полях.

Конструктор страховой премии

Переходим к основной проблеме – как посчитать страховую премию по договору? Первый вариант – вынести все формулы, расчеты в отдельный сервис, отправлять туда массив входящих параметров, обратно получать размеры страховых премий по рискам. Данный путь используется, по опыту, почти в 100% страховых компаниях, разработка микросервиса калькуляции обычно занимает 2–3 месяца для каждого нового продукта, включает в себя классический набор этапов – аналитика, проектирование, разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию.

Второй путь развития, над которым работает сейчас наша команда – создать low-code конструктор премии продуктов (дизайнер премии продукта), позволяющий в веб-интерфейсе создавать формулы расчета страховой премии. Для этого все справочники и элементы справочников должны быть определены как переменные, к которым можно обращаться внутри конструктора. Интерфейс включает в себя возможность использования логических операторов, обращения к справочникам, столбцам справочников, элементам массивов, константам. Все формулы хранятся в базе данных, могут быть также легко изменены в визуальном конструкторе.

Пример формулы расчета тарифа по риску травмы.
Пример формулы расчета тарифа по риску травмы.

В целях масштабирования и оптимизации нагрузки, расчетный модуль выделяется в отдельный микросервис, который может быть использован с множеством фронтальных систем. Во внешнюю сеть выводится REST API, для интеграционного взаимодействия.

При данном подходе срок создания продукта может уменьшиться до нескольких дней и не потребует привлечения дорогостоящих разработчиков.

Создание печатных форм страховой документации

Отдельного внимания заслуживает процесс создания комплекта печатных форм страховой документации – заявление, договор, КИД, согласия, правила и пр. Процесс достаточно кропотливый, и часто спрашивают, как можно автоматизировать создание печатных форм?

Для автоматизации и переведения процесса в формат low-code разработки на практике используется несколько решений:

  • Windward – библиотека для работы с документами Word, поддерживающая разметку документов переменными, передаваемыми из приложения. На выходе генерируется PDF документ, включающий значения переменных;
  • Html2Pdf – библиотека, формирующая PDF из Html документов. В данном случае, в web-интерфейсе с помощью визуального редактора создается html документ, размечается переменными, на выходе с помощью библиотеки формируется PDF. Возможно наложение факсимиле, водяных знаков и пр.
  • Наложение данных на обезличенный документ PDF по координатам – требует указания координат Х,Y для каждой переменной. Способ не удобен тем, что координаты могут меняться в зависимости от объема текста.
Продуктовый каталог и конструктор продуктов для страховой компании – решения по автоматизации разработки

Итак, мы описали основные компоненты при создании продукта и возможности автоматизации процесса через low-code системы, позволяющие значительно сократить сроки на запуск продукта.

Наша команда с удовольствием поучаствует экспертизой и готовыми компонентами при разработке страховых систем, обращайтесь!

По вопросам, телеграм @webrise1

1
Начать дискуссию