Moodle: когда он работает, а когда уже не справляется?

Moodle: когда он работает, а когда уже не справляется?

Материал, в котором спорят сторонник и критик одной из самых популярных LMS.

Даже если вы далеки от корпоративного образования, то наверняка слышали про развитие цифровых образовательных платформ, или LMS (Learning Management System). Их смело можно назвать стандартом индустрии — примерно как CRM в продажах или HelpDesk в поддержке. LMS нужны, чтобы упростить и систематизировать обучение в цифровой среде, помочь структурировать процесс: от разработки контента до проверки заданий. Сплошные плюсы XXI века.

Однако не все LMS безопасны. Частный случай — Moodle, в России им пользуются свыше 5,7 тысяч организаций. А ведь кроме преимуществ у Moodle есть очень большие минусы и ощутимые риски.

Меня зовут Владимир, эксперт в области цифровизации образования, запустил более 500 корпоративных университетов и образовательных онлайн-площадок. Сегодня предлагаю разобраться, когда Moodle закроет ваши задачи, а когда стоит поискать другое решение. В статье я собрал свои мысли и комментарии Константина Егошина — автора телеграм-канала «Кеды профессора».

Как Moodle завоевал популярность

Сделаем шаг назад и разберемся, а как появился Moodle. История началась в австралийской глуши еще до появления современного интернета. Тогда будущий основатель системы Мартин Дугиамас был ребенком, чьи родители жили в трех днях езды до ближайшего города. Мартин посещал школу с помощью коротковолнового радио — учитель дистанционно обучал около шести учеников. Бумаги, переписка, рабочие тетради и книги доставлялись самолетом. По легенде, этот опыт лег в основу идеи об управляемом дистанционном обучении.

Мартин Дугиамас на одной из конференций Moodle
Мартин Дугиамас на одной из конференций Moodle

В 1999 году Мартин Дугиамас, тогда студент Университета Кертин в Австралии, начал разработку первых прототипов системы. К 2001 году появился первый сайт на базе Moodle, а в августе 2002 года была выпущена первая официальная версия Moodle 1.0. Уже к концу 2001 года система была доступна для загрузки через CVS и имела базовую документацию для установки. К 2004 году в Оксфорде проводились академические дискуссии о Moodle, а в 2010 Moodle использовали в Лондонской школе экономики и крупных корпорациях вроде Shell и HP.

Moodle не просто российский феномен, это мировой стандарт. Его успех объясняется сразу несколькими факторами: Он бесплатный, а значит, доступен любому вузу без бюрократических барьеров. Moodle — настоящий швейцарский нож для дистанционного обучения: функционала там больше, чем в большинстве платных решений, иногда даже чрезмерно. Именно поэтому коммерческие системы стараются соревноваться не в количестве, а в удобстве. Открытость кода и управляемость. Moodle можно развернуть внутри контура вуза и контролировать буквально все — от безопасности до развития. К тому же за десятилетия вокруг Moodle сложилось уникальное сообщество: преподаватели и айтишники с альтруистическими настроениями добавляют туда редкие и очень полезные функции, которые не встретишь в коробочных решениях.

Константин Егошин, автор телеграм-канала «Кеды профессора»

Moodle — и правда глобальный игрок, и его бесплатность действительно делает его доступным. Но давайте посмотрим глубже: популярность Moodle в России во многом связана с бюджетными ограничениями вузов в 2010-х, когда импортные решения были дорогими, а локальные только развивались. Однако Moodle трудно назвать «мировым стандартом». В корпоративном сегменте, где LMS используется для обучения и тестирования сотрудников, проведения бизнес-тренингов, лидируют проприетарные платформы вроде iSpring или Teachbase. Почему? Потому что они фокусируются на удобстве и скорости внедрения, а не на «избыточном» функционале.

Что касается швейцарского ножа. Вокруг Moodle много сторонних плагинов, но их качество и безопасность сильно разнятся: есть полезные модули, а есть плагины, которые ломают апдейты или содержат уязвимости (в базе CVE регулярно фигурируют как core, так и сторонние расширения). Любые серьезные доработки увеличивают сложность обновлений — при переходе на новую мажорную версию приходится тратить значительные ресурсы на тестирование и адаптацию. Для организаций, которые хотят предсказуемого жизненного цикла и минимальных рисков, это важный аргумент в пользу централизованных коммерческих решений с гарантированными апдейтами.

Что-то принципиально изменилось для пользователей Moodle в России в 2022 году?

Если честно, никаких драматических изменений не произошло. Наоборот, многие вузы, которые раньше экспериментировали с альтернативами вроде Canvas, стали ускоренно возвращаться к Moodle. Причина проста: в условиях турбулентности и ограничений хочется ставить на проверенные и полностью управляемые решения. Moodle в этом смысле — остров стабильности.

Константин Егошин, автор телеграм-канала «Кеды профессора»

Тезис «ничего принципиально не поменялось» игнорирует сам контекст 2022 года: санкции, уход зарубежных поставщиков и усиление требований к размещению и защите данных заставили ИТ‑службы перечитать модель рисков. Даже если вендоры формально продолжали работу, их коммерческие гарантии, каналы обновлений и интеграционные соглашения стали менее предсказуемыми. Это заставило учреждения принимать решения не только с точки зрения «мы знаем Moodle», но и исходя из цепочек поставок ПО и инфраструктуры.

Сложно согласиться и с безопасностью Moodle. На практике часто речь идет о переводе риска с внешнего поставщика на плечи вуза. Уже здесь возникали (и продолжают возникать) вопросы со звездочкой: а кто обеспечит требования локализации, кто будет раскатывать обновления, какая будет политика резервирования. Все это скучные и неудобные вопросы, которые зачастую приходиться решать самостоятельно.

Для тех, кто ценит предсказуемость, сертифицированную безопасность и единый контрактный порядок (включая 24/7‑поддержку и гарантии апдейтов), проприетарные решения порой оказываются более практичным выбором. Иными словами, 2022 год изменил приоритеты: вопрос «Moodle или не Moodle» превратился в вопрос «на каких условиях и с какой поддержкой мы его используем». Российские платформы, вроде уже упомянутых Teachbase и iSpring развиваются локально, с серверами в РФ, и они быстро адаптировались к новым реалиям.

Moodle — «остров стабильности» для тех, кто готов сам его обустраивать, но для бизнеса это как жить на острове без инфраструктуры: удобно, пока не придет шторм.

Где Moodle работает хорошо?

У Moodle достаточно преимуществ, которые делают его привлекательным для определенных сегментов рынка. Moodle — это решение с открытым исходным кодом (Open Source), поэтому бесплатное для скачивания и использования.

Так выглядит интерфейс Moodle, если корректно его настроить (не забываем про причуды Open Source) 
Так выглядит интерфейс Moodle, если корректно его настроить (не забываем про причуды Open Source) 

Начнем с того, что открытое ПО в последние годы стало популярнее, но принципиально преимущества и недостатки таких решений остались прежними. Рассмотрим их:

  1. При корректной настройке интерфейс Moodle будет выглядеть современно и работать интуитивно. При этом важно понимать — «корректная настройка» часто требует работы дизайнера/разработчика, настройки тем и плагинов. Из коробки платформа ориентирована скорее на гибкость, а не на комфортный пользовательский опыт.
  2. Гибкая система плагинов. Можно добавлять функционал под конкретные потребности — допиливать самостоятельно или использовать решения, которые сделали участники сообщества.
  3. Низкий порог входа. Здесь оговорюсь: это скорее реальность для пилотных проектов, небольших вузов и краткосрочных курсов. Однако «бесплатно скачать» не значит «бесплатно использовать». Реальные расходы включают хостинг, бэкапы, обеспечение безопасности, обучение преподавателей и поддержку пользователей. Для небольших проектов такие затраты некритичны, но для крупных могут превышать использование коммерческих LMS.
  4. Поддержка международных стандартов SCORM, LTI и xAPI. Первые два работают в ядре, тогда как полноценная работа с xAPI обычно достигается через сторонние плагины или интеграцию с внешним LRS. Это не хорошо и не плохо, просто фактор, который лучше держать в голове.

Moodle — отличное решение для тех, кто ценит гибкость, контроль и возможность кастомизации. Особенно, когда есть IT‑команда или партнер по сопровождению. Для небольших и средних проектов это один из лучших вариантов по соотношению «возможности/цена». Для крупных организаций или тех, кто нуждается в предсказуемых SLA, сертификациях и минимальных операционных рисках, стоит рассматривать либо гибридные схемы (локальный хостинг + коммерческая поддержка), либо готовые коммерческие платформы.

Где Moodle начинает «проваливаться»?

Рассмотрим уязвимые места, чтобы не «провалиться» вместе с ним.

1. Проблемы безопасности: формальный подход vs реальные риски

Безопасность Moodle часто позиционируется как преимущество, основанное на открытости кода и участии глобального сообщества. На практике, как показывает анализ CVE-записей в исследовании Positive Technologies (ведущая организации по кибербезу), Moodle сталкивается с регулярными уязвимостями:

  • XSS-атаками;
  • SQL-инъекциями;
  • проблемами с правами доступа;
  • риском удаленного исполнения кода.

Уязвимости позволяют злоумышленникам остановить учебный процесс, исказить информацию, получить доступ к базе данных или выполнить произвольный код на сервере.

Обеспечивает ли Moodle достаточную безопасность для корпоративных данных? Здесь важно разделять. Moodle как система достаточно надежна, но безопасность зависит скорее от внутренней инфраструктуры самого вуза — СЗИ (средства защиты информации), администрирования, организационных мер. С 2022 года университеты действительно стали мишенью хакерских атак, чаще всего падали сайты приемных кампаний. Но про успешные взломы самого Moodle я не слышал. Если внутри вуза выстроена грамотная система безопасности, то Moodle работает без проблем.

Константин Егошин, автор телеграм-канала «Кеды профессора»

Positive Technologies отмечает, что своевременное обновление системы — ключевой фактор защиты. Но реальность такова, что у многих организаций нет штатных специалистов, способных оперативно отслеживать и внедрять эти исправления. А задержка даже на месяц может превратить Moodle в точку входа для злоумышленников.

Кроме того, сама природа открытого кода работает в обе стороны: она позволяет быстро находить и исправлять бреши, но и дает хакерам возможность изучать архитектуру и эксплуатировать недочеты еще до выхода патча.

2. Риски импортозамещения и соответствие российским стандартам

С точки зрения цифрового суверенитета, у Moodle есть серьезные ограничения, ведь решение:

  • не соответствует требованиям ФСБ по сертификации программного обеспечения;
  • не поддерживает ГОСТы шифрования и протоколы взаимодействия с государственными системами;
  • отсутствует официальный российский дистрибьютор с полной технической поддержкой.

Из-за этого Moodle невозможно использовать в организациях, где надо соблюдать положения Минцифры и Рособрнадзора. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере высшего образования и государственных структур.

3. Сложность сопровождения и доработок

Moodle требует постоянного внимания. Нужно учитывать технические моменты:

  • обновления — каждые шесть месяцев, они сопряжены с тестированием и адаптацией текущих плагинов;
  • интеграция с ERP, СУЗ, ЕПГУ и другими системами — требует глубоких знаний PHP и MySQL;
  • риск несовместимости после обновлений — особенно если используются сторонние плагины.

В результате изначально «бесплатная» система может обойтись дороже коммерческих аналогов. Особенно если нет внутренней команды, способной поддерживать ее в актуальном состоянии. За скачивание платить не надо, но сюрпризы начинаются потом: поддержка, доработка, отлавливание багов ложатся на плечи компании.

4. Устаревший UX/UI и мобильный опыт

Современные студенты привыкли к интерфейсам вроде Stepik, Яндекс Практикума или Coursera. А что у Moodle:

  • непрозрачная структура курсов;
  • высокие требования к обучению преподавателей;
  • мало внимания к микрокурсам и мотивации;
  • слабое мобильное приложение с рейтингом ниже трех баллов в App Store и Google Play.

Мобильная версия Moodle не поддерживает офлайн-режим, пуш-уведомления, в ней не отлажена работа с видео и другие базовые функции, которые сегодня считаются стандартом.

И это ведь только со стороны студентов! А ведь важно учитывать мнение и потребности преподавателей. Интерфейс для менеджеров платформы — это то что, почти всегда будет сильно уступать и приводить к сильно меньшей вовлеченности и мотивации у администраторов, кураторов и преподавателей. Об их потребностях забывают, считая, что они должны обеспечивать обучающихся образовательными материалами. Но им тоже должно быть удобно и приятно работать. Комфорт преподавателей — залог и синоним их продуктивности.

Что касается «композитной архитектуры» — да, некоторые вузы «перекрашивают» Moodle, но это дополнительные расходы на кастомизацию. Тем временем на рынке есть готовые решения: Эквио, например, сочетает мощный бэкенд с современным фронтендом, и все это без хлопот по самостоятельной доработке.

→ В итоге для бизнеса Moodle — это «эконом-вариант», а проприетарные — инвестиция в эффективность.

Что делать? Переход к локализованным и современным решениям

Сегодня на рынке существует множество российских LMS. Коммерческие решения предполагают поддержку, простоту использования, регулярные обновления, а также они:

  • соответствуют требованиям ФСБ и Минцифры;
  • интегрируются с государственными системами;
  • обладают современным UX/UI;
  • имеют облачный и локальный варианты развертывания;
  • предоставляют профессиональную техническую поддержку.

На мой взгляд, наиболее перспективные решения:

  1. Teachbase — отличный выбор для университетов и корпоративного обучения, с мощным функционалом по аналитике и интеграциям. Среди клиентов — Positive Technologies, Solar и сотни других компаний и образовательных центров.
  2. GetCourse — удобен для онлайн-образования и курсов повышения квалификации.
  3. iSpring Learn — подходит для компаний, где важен SCORM-контент и мобильное обучение (больше фокусируется на HR сегменте).

Такие платформы позволяют сосредоточиться на содержательной части обучения, не теряя времени на технические проблемы и поддержку системы.

Заключение: Moodle — не решение на все случаи жизни

Какие преимущества Moodle удерживают пользователей от переезда на проприетарные решения? Во-первых, фактор управляемости. Для IT-директора вуза спокойнее иметь систему в своем контуре и не зависеть от вендора. В любой момент сверху может прилететь задача со сроком «вчера». И если LMS чужая, то это зависимость от милости поставщика. А с Moodle можно самому внести изменения. Во-вторых, фактор стандарта. Moodle — это негласный стандарт для подавляющего большинства крупных вузов. Идти против — значит тратить кучу ресурсов и объяснять начальству, зачем выбрали «не как у всех». И наконец, экономика. Для университета дистанционное обучение — не core-бизнес, а скорее дополнительная функция. Иметь систему, которая работает без постоянных лицензий и обязательных платежей — способ держать косты под контролем. Moodle в этом смысле как старый, но надежный автомобиль: едет, выполняет задачу, и не требует дорогого обслуживания.

Константин Егошин, автор телеграм-канала «Кеды профессора»

Moodle был и остается отличным инструментом для определенных задач. Но в условиях цифровой трансформации, ужесточения требований к информационной безопасности и роста ожиданий со стороны пользователей его использование требует строгого осмысления.

Помним, что это ПО с открытым исходным кодом — в наше время это мед для хакеров и кибератак. А еще Moodle нельзя использовать в организациях, где надо соблюдать положения органов власти, что критично для сферы высшего образования и государственных структур.

Ну, и снова про деньги: для вузов Moodle как решение может быть вполне нормальным, если все не завязано на дистанционке (тогда расходы на него сразу возрастают). Но в бизнесе LMS рассматривается как инструмент для прибыли. Проприетарные решения окупаются за счет эффективности: лицензии недорогие, а выигрыш в производительности гигантский. Moodle — как старый автомобиль: да, едет, но наши быстрее, умнее и с автопилотом.

Как эксперт, я рекомендую организациям провести аудит текущего состояния своей LMS и рассмотреть переход на более современные, локализованные и безопасные решения. Это позволит не просто соответствовать требованиям государства, но и повысить качество обучения, вовлеченность студентов и удовлетворенность преподавателей.

Цифровизация образования — это не про «что дешевле», а про «что эффективнее» — а значит, выгоднее. И в этом смысле Moodle уже не всегда лучший выбор.

💬 Пишите в комментариях, что вы думаете про Moodle и другие LMS-системы? Что лучше помогает решать задачи, на ваш взгляд?

→ Заходите ко мне в телеграм-канал «Обучение Щербакова» — там делюсь мыслями о тенденциях в образовании, привожу в пример истории из жизни и бизнеса.

11
1
4 комментария