Self_: Дайджест финансовых решений за март: криптовалюты, BNPL, NFT и экосистемы
Прошедший месяц привнес множество изменений в мировой финтех: все больше крупных игроков начинают поддерживать операции с биткоином, повляются новые технологические платформы для работы с цифровыми активами, лидеры IT-сектора разрабатывают собственные финансовые продукты, а лидеры финансового сектора — развиваются в сторону всеобъемлющих экосистем и создают нетипичные для себя решения. Бюро цифровых решений Self представляет дайджест событий марта, на которые точно стоит обратить внимание.
Morgan Stanley, Goldman Sachs и Visa начинают работать с криптовалютами
Крупнейшие инвестбанки США начинают рассматривать биткоин в качестве легитимного средства накопления капитала. Доступ к трем фондам с возможностью покупки цифровой валюты открыл для своих наиболее состоятельных клиентов Morgan Stanley — рискованный актив будет доступен только инвесторам, отдавшим под управление банка свыше $2 млн и инвестфирмам с активами от $5 млн. Новые инструменты станут доступны уже в апреле, но вложить в них свыше 2,5% от портфеля будет нельзя.
В Goldman Sachs аналогичная программа может быть запущена уже во II квартале этого года. Состоятельные инвесторы смогут вкладываться как в сам биткоин, так и в деривативы и иные инвестиционные инструменты. При этом, в отличие от конкурента, инвестбанк также откроет клиентам доступ к инструментам для торгов в реальном времени.
В свою очередь, Visa вместе с криптовалютной платформой Crypto.com начала тестировать прием цифровых активов в качестве средства оплаты. Обладатели платежных карт платформы, как и раньше, смогут оплачивать свои покупки криптовалютой, но теперь такие операции будут проходить без конвертации активов в фиатные деньги в момент оплаты — пилотная программа действует только для расчетов с использованием стейблкоина USDC, привязанного к стоимости американского доллара.
NFT-платформы смогут принимать платежи по картам
Новое решение для приема платежей на цифровых аукционах представил разработчик стейблкоина USDC — финтех-стартап Circle. Помимо традиционных расчетов в криптовалюте платежная платформа будет поддерживать также и оплату банковскими картами.
Сервис направлен на максимальное снижение порога входа на NFT-аукционы для новых участников, которые хотели бы покупать интернет-произведения искусства и другие цифровые товары посредством блокчейн-токенизации, но не готовы использовать в этих целях биткоин и другие инструменты.
Конкурентов в этом направлении у Circle пока нет, однако некоторые платформы для аукционов внедрили аналогичные способы оплаты. Среди них, например, популярная площадка Nifty Gateway.
Square стал владельцем музыкального сервиса Tidal
С бурным развитием NFT может быть связано и решение платежной платформы Square приобрести контрольный пакет акций стримингового сервиса Tidal, ранее принадлежавшего Jay-Z, за $297 млн — согласно одной из версий, компания может использовать новое приобретение в качестве площадки для продажи песен и других предметов искусства в токенизированном виде.
Впрочем, сама компания объясняет решение о покупке проще: Square, предоставляющий платежные инструменты малому и среднему бизнесу, теперь планирует охватить своими услугами музыкантов, подключенных к Tidal. Доход артистов поступает из множества различных источников и, зачастую, с большой задержкой, что мешает сбору средств на альбомы и подготовке концертов — Square может предложить артистам кредитные инструменты и взять на себя управление их финансами.
Крупнейший банк Австралии предложил клиентам BNPL-сервис
Совладелец шведской Klarna — Commonwealth Bank of Australia — позаимствовал у финтех-стартапа его основной инструмент — программу платежей в рассрочку без комиссии и дополнительных процентов. Воспользоваться новой услугой смогут клиенты, которые регулярно получают зарплату на счет в самом банке, и только после внутренней и внешней кредитной оценки.
Наличие широкой клиентской базы и тщательные проверки позволили CBA отказаться от традиционной для сектора модели работы с продавцами, которые принимают оплату по BNPL-модели — банк не берет с них дополнительную комиссию, которая в среднем достигает 4% от транзакции и обходится бизнесу в сотни миллионов долларов в год.
Таким образом, новая услуга будет доступна везде, где принимают Mastercard. При покупках на сумму от $76 до $760 допущенные к программе клиенты смогут разбить платеж на четыре части с выплатами раз в две недели, штраф за просрочку составит $7,6.
Яндекс представил Yandex Pay и может стать владельцем банка
Новые финансовые инструменты в марте представил и Яндекс: IT-гигант вернулся на рынок платежных решений с сервисом для оплаты покупок Yandex Pay. Платформа работает по модели Apple Pay и Google Pay — достаточно единожды привязать карту и оплачивать все покупки без ввода дополнительных данных.
Пока новое решение работает только онлайн у партнеров, среди которых Lamoda и Brandshop, позже платформу расширят на мобильные приложения и офлайн-покупки. Кэшбек и иные бонусы при оплате через Yandex Pay сохраняются. Привязать можно сразу несколько карт, выбирая подходящую для каждой транзакции.
Также компания может стать обладателем банковской лицензии — СМИ сообщили о планах Яндекса по покупке банка «Акрополь» у главы группы «Связной» Евгения Давыдовича. Развивать новое направление в IT-гиганте планируют собственными силами.
Больше аналитики и обзоров финтех продуктов в телеграм-канале Self. Fintech & Insurtech:
Как сделать сотни миллиардов прибыли, не решая фундаментальных проблем? ВТБ знает ответ. Главное — вовремя распустить резервы и пообещать дивиденды когда-нибудь потом… Что вообще происходит с компанией?
Теперь все площадки в соцсетях, у которых больше 10 тысяч подписчиков, должны быть зарегистрированы в Росреестре. Информацию о регистрации блогеры должны разместить у себя на странице. Но эти новшества важны не только для блогеров-тысячников. По результатам вебинара от Благосферы публикую основные тезисы.
Роскачество осенью 24 года объявило, что 80% мёда на прилавках — это разного рода подделка. Рассказываю, в чём глубинные причины беды в отрасли. 5 вариантов где брать мёд.
AI уже привёл к катастрофе клиентооринтированного подхода бизнеса, когда большинство в особенности крупных корпораций доверили ботам общение с клиентами, чем просто безумно выбешивают многих и без того недовольных сервисом и/или продуктами обращающихся по горячей линии или в чаты!
В 2014-ом я ушла "на фриланс". Нужно было выбрать специализацию — невозможно одинаково хорошо делать всё. Я проанализировала свой опыт и поняла, что лучше всего у меня получаются фуд-зоны для упаковок. Коллеги это отмечали, арт-директора хвалили композиции из фруктов. Сделала на это ставку.
Полезного тут чего?