Корпоративные сервисы: что это, чем отличается от корпоративных сайтов и порталов

Цифровизация бизнеса сегодня вышла далеко за рамки запуска корпоративного сайта и внедрения протокола цифровой безопасности.

В рамках стремления к эффективной автоматизации и централизации всего, всё больше компаний вкладываются в разработку и интеграцию корпоративных сервисов – инструментов для автоматизации и оптимизации конкретных бизнес-процессов, часто в сферах B2B и B2G. На длинной дистанции такие программные платформы экономят деньги, упрощают закрытие вакансий через снижение требований к соискателям, упрощают управление людьми и задачами. На первый взгляд может показаться, что всё перечисленное как раз обеспечивают корпоративные порталы и классические CRM, но это не совсем так.

В статье по порядку рассказываем, чем современные корпоративные сервисы отличаются от простого сайта, корпоративного портала и других по-своему полезных многофункциональных цифровых инструментов.

визуализация корпоративного портала от chatgpt
визуализация корпоративного портала от chatgpt

Что такое корпоративный сервис

Технически корпоративный сервис – это узкоспециализированная программная платформа, предназначенная для автоматизации и оптимизации конкретных бизнес-процессов. В организационном смысле это хоть и преимущественно линейная и однозадачная, но полноценная рабочая среда для решения сложных, регламентированных задач. Например, такие часто используют в B2B и B2G (бизнес для государства) для автоматизации бюрократической рутины, формирования отчетных документов, заполнения форм, обработки данных там, где такое возможно и законно.

У того, что называется корпоративным сервисом, всегда есть минимум три из четырёх характерных черт:

  • Сосредоточенность на решении единственной задачи;
  • Поддержка получения и выгрузки данных из внешних источников;
  • Минимум ручного ввода и взаимодействия с оператором, чаще используются интеграции с внешними базами, алгоритмы обработки, электронный документооборот (ЭДО), сложные ролевые модели;
  • Односторонняя или двусторонняя интеграция с другими системами, но с обязательной долей автономности, без прямой зависимости от CRM, ERP и т. п.

Яркий пример из нашей практики: разработка электронных торговых площадок (ЭТП). Как положено сервису, ЭТП решает одну ключевую задачу – автоматизирует цепочку процессов закупки. Для этого у платформы реализованы интеграции для обмена данными, поддержка ЭДО, ЭЦП, проверки контрагентов по базам и т. д. Торговая площадка хоть и связана с другими цифровыми инструментами бизнеса, но остается автономной и независимой в рамках технических возможностей.

Стоит ли вкладываться в разработку сервисов тем, у кого уже есть сайт и корпоративный портал

Корпоративный портал и сайт – сущности разные, хотя задачи у инструментов явно общие. Отделять одно от другого и корпоративные сервисы от обоих нужно для безопасности и удобства, а еще для сохранения автономности и более простого и дешевого обслуживания цифровой экосистемы. Чинить сломавшееся и обновлять устаревшее без простоев проще, когда цифровая инфраструктура разделена и не взаимозависима.

Корпоративный портал, например, популярный в России Битрикс24, создаёт единое цифровое рабочее пространство для сотрудников. Это виртуальный офис, где есть чаты для общения, трекер задач, облако с документами, HR и клиентская базы и много всего другого, относящегося ко внутренней кухне бизнеса. По аналогии с офисом, корпоративный сервис – это приемная или конференц-зал, доступный контрагентам и внешним партнерам. По сути тоже часть корпоративной кухни, только ориентированная наружу.

Корпоративный сайт, будь то простой лендинг для презентации или сложный каталог с кучей калькуляторов и маркетинговых воронок, стоит воспринимать как витрину, рекламный экран, вывеску, что угодно, способное презентовать бизнес и привлечь к нему внимание. Сайт для широкой аудитории всегда обеспечивает ограниченную коммуникацию, тогда как сервис – это рабочий цех, в котором непосредственно происходит взаимодействие бизнеса и клиента или контрагента: подача заявки, участие в торге, согласование документов. На сайт заходят посмотреть, узнать, ознакомиться, и не всегда с готовностью к сделке, тогда как аудитория корпоративного сервиса – это клиенты, контрагенты, партнеры, «прогретые» для совершения конкретных действий.

пример нашего сайта с разделом "о компании"
пример нашего сайта с разделом "о компании"

Когда обратившемуся к нам за решением бизнесу нужно оцифровать процессы, ориентированные вовне, мы предлагаем формат корпоративного сервиса. У нас широкий спектр услуг, в числе прочего мы разрабатываем сайты и разворачиваем для клиентов порталы для внутренней автоматизации. Например, Битрикс, с которым мы работаем официально уже достаточно давно, довольно гибкий. У нас есть кейсы обработки и систематизации данных из разных источников внутри корпоративного портала, генерации отчетов, подключения уведомлений о статусах задач, подгрузки данных внутрь системы из поддерживаемых внешних площадок, переадресации чатов и создания полноценной связки с цифровой АТС. И каждый раз, предлагая решение, мы отталкиваемся от задач клиента и того, какой результат будет выгоднее для него в долгосрочной перспективе.

Человеку, далекому от мира IT и цифровизации как таковой, непросто понять, почему нельзя «собрать все яйца в одну корзину» и не дробить цифровую экосистему компании на множество не зависящих друг от друга изолированных цифровых инструментов. Даже те наши клиенты, кто давно доверяет «цифре» рутинные процессы, не всегда быстро решаются на разработку собственного инструмента. Это и не удивительно, ведь одна подготовка технического задания с учётом специфики автоматизируемого процесса – непростая задача не на один час. Кажется, что проще обойтись и делать всё по привычной схеме, по крайней мере до тех пор, пока это возможно. Только это всё чаще невыгодно и небезопасно, когда всё хранится в одном месте, выше риск потери или порчи данных. А еще, чем масштабнее решение, тем сложнее с ним работать, а значит выше риск ошибки, дробление на сервисы минимизирует подобные риски.

Примеры корпоративных сервисов: сервис поиска контрактов по ОКПД2 и КТРУ, МЧД, КИМ

Электронная торговая площадка – типовой проект, тем не менее часто адаптируемый под специфические задачи заказчика. Адаптация как раз и происходит за счет подключения дополнительных инструментов и интеграций, как в нашем кейсе по разработке сервиса поиска контрактов по ОКПД2 и КТРУ. Идея решения родилась из потребности крупного заказчика в отказоустойчивом автономном инструменте, который бы позволял искать данные, но не зависел от не всегда стабильной работы ЕИС. В текущей версии инструмент реализован в формате корпоративного сервиса, разворачиваемого на клиентских мощностях. Это дает гибкость, поиск быстрее, чем вручную, а еще практически неограниченный простор для подключения дополнительной функциональности, вроде автодополнения, сортировки и тому подобного.

Машиночитаемые доверенности – еще один наглядный пример того, что такое корпоративный сервис в широком смысле. По ФЗ № 536-ФЗ с 1 сентября 2023 года физическое лицо-представитель организации может подписывать документы при наличии у него машиночитаемой доверенности (МЧД). Крупные компании создают такие доверенности массово и потому нуждаются в инструменте, который бы упрощал и ускорял это, гарантируя безопасность выдаваемых документов и целостность хранилища. Наше решение создано на базе блокчейна и опыта работы с ним в ФНС. Причем инструмент получился изолированным, но открытым для интеграций, что дает баланс гибкости и защищенности.

Корпоративный интернет-магазин и внутренний маркетплейс тоже сервис, как положено решению этого типа, обеспечивающий двустороннее взаимодействие компании с внешними агентами. Его внедрение вместо децентрализованных закупок помогает крупным компаниям с широкой сетью представительств упростить работу с поставщиками и сократить цепочку заказов. Буквально, теперь сотрудники с достаточным уровнем доступа могут создавать заявки на закупки, и допущенные к торгам поставщики обрабатывать эти заявки и делать поставки напрямую. Таким образом, от потребности в покупке гвоздей до доставки их на склад проходит меньше времени, в цепочке согласований меньше участников, а у бизнеса сплошные плюсы в виде экономии и приятных бонусов в виде ускорения выполнения заказов и невозможности серых схем и махинаций с заказами.

Что в итоге: как понять, что бизнесу нужен корпоративный сервис

Само наличие у бизнеса задач и процессов, которые сложно и дорого оцифровывать традиционными способами, говорит о потребности в разработке ПО по собственному техническому заданию. Это может быть как совсем уникальная задача, так и кажущаяся тривиальной генерация отчетов по ФЗ, существующие решения которой вас по тем или иным причинам не устраивают. Нужно понимать, что цифровые инструменты – это всегда игра в долгую и конкурентное преимущество, которое не так просто позаимствовать. Даже если в будущем другие бизнесы отрасли также захотят внедрить нечто подобное, первопроходец останется в плюсе.

Вам необходим корпоративный сервис — если ваша компания участвует в сложных B2B или B2G процессах (таких как закупки, тендеры, биржевые операции), которые требуют специализированной, безопасной и регламентированной цифровой площадки. Корпоративный сервис в этом случае может работать на ускорение, как в нашем кейсе по разработке сервиса поиска контрактов по ОКПД2 и КТРУ, или на упрощение, как интеграции с базами. В любом случае, при грамотной реализации это вложение пойдет на пользу и только укрепит цифровую экосистему.

Наша экспертиза охватывает все перечисленные направления. Мы помогаем компаниям создавать не только витрины и порталы, но и сложные, высоконагруженные сервисы, такие как электронные торговые площадки и корпоративные маркетплейсы.

Начать дискуссию