Не терять клиентов и быстро обрабатывать запросы: зачем очереди сообщений ритейлу, хостингам, онлайн-школам и банкам

Представьте, что вы приходите в магазин, набираете тележку продуктов, подходите к кассе — а кассир занят. И вы просто бросаете тележку и уходите. Так работают некоторые IT-системы: сервер сломался, перегружен, не отвечает — и запросы от клиентов и других серверов к нему не доходят. Или доходят, но не туда, куда нужно, и не в то время. В итоге можно потерять клиентов, данные и деньги. Решить эту проблему помогут сервисы очередей сообщений — с ними запросы будут вставать в очередь, как покупатели в магазине.

Расскажем, как работают очереди сообщений и для решения каких проблем используют такие инструменты.

Не терять клиентов и быстро обрабатывать запросы: зачем очереди сообщений ритейлу, хостингам, онлайн-школам и банкам

Для описания нюансов работы очередей в статье мы поговорили с Mons Anderson, архитектором Mail.ru Cloud Solutions, по следам его выступления на митапе HighLoad.

Что такое очереди сообщений

Запросы покупателей или клиентов любых онлайн-сервисов обрабатываются на серверах, где этот сервис размещен. Эти запросы должны как можно быстрее дойти до сервера и обратно, чтобы клиент получил тот ответ, который ожидает: «Оплата прошла», «Заказ оформлен» или что-то еще.

Очереди сообщений хранят у себя запросы, чтобы они не потерялись, и передают их серверам постепенно. Например, клиент оформляет заказ в интернет-магазине, и заказ уходит не сразу на сервер, а в очередь. Если сервер откажет, очередь сохранит заказ и отправит его позже, ничего не потеряется.

Теперь посмотрим на примерах, кому и в каких случаях пригодятся очереди сообщений и как они помогут оптимизировать расходы на IT-инфраструктуру.

Обработка запросов пользователей, когда их слишком много

Ситуация. Нагрузка на серверы колеблется: в одни часы или дни она выше, в другие ниже.

Например:

  • Магазин запустил крупную акцию всего на день. В этот день на сайт зашло в десять раз больше посетителей, чем обычно. Все они попытались сделать заказ или хотя бы отложить товар в корзину.
  • Онлайн-курс запустил рекламу, и все бросились регистрироваться.
  • На сайте банка есть форма заявки на кредит. Чаще всего люди заполняют ее в первые час-два после работы, когда закончили с делами и собрали нужные бумаги.

Что происходит без очередей. В моменты повышенной нагрузки серверы не справляются. И вместо того чтобы поставить излишек запросов в ожидание, они выдают клиентам отказы: пишут что-то вроде «Невозможно обработать заказ» или совсем отключают нужные функции.

Чтобы этого избежать, можно заранее докупить мощности про запас. Но часто это избыточно: в будущем ресурсы могут не понадобиться, а запросы вполне можно обработать на текущих мощностях, но позже.

Как помогут очереди. Все запросы от клиентов не идут напрямую на сервер, а кладутся в очередь. И очередь отправляет клиенту ответ, например: «Заказ принят». Сервер же берет из очереди запросы по мере того, как освобождается. В итоге обработка займет чуть больше времени, но клиент сразу видит, что его действие выполнено, ни один запрос не пропадает, а сайт и все формы работают без падений и ошибок.

Если ваши серверы находятся в облаке, к ним можно докупить дополнительные мощности временно, на период повышенной нагрузки. Это поможет избежать сбоев, но повысит расходы. С очередями можно ничего не докупать и не подключать, а обойтись обычными мощностями.

Учтите: очереди не помогут, если на запрос нужно выдавать мгновенный ответ. Например, если пользователь ждет, что калькулятор посчитает ему стоимость заказа. Или что заказ сразу уйдет в оплату.

Снижение риска сбоя в системе

Ситуация. В компании может быть много разных серверов: слабее и мощнее, более старые и более новые, уже загруженные работой и практически свободные. Например:

  • В вашем серверном парке есть серверы, которые часто выходят из строя, допустим, из-за старости.
  • Даже если с серверами все в порядке, они все равно иногда отказывают. Из-за этого есть риск потерять очень важный запрос, например, о крупной транзакции.
  • У вас есть отдел разработки с тестировщиками. Для тестирования они используют серверные мощности, которые запрашивают вслепую. В итоге отдельные серверы в периоды тестирования оказываются чрезмерно нагружены.

Что происходит без очередей. Запросы просто идут к любому свободному серверу, не учитывая его загруженность и способность выполнить задачу. В случае неравномерного распределения запросов какой-то сервер может простаивать, а какой-то — работать на последнем издыхании и решать задачи гораздо медленнее допустимого.

А может случиться так, что какой-то сервер рухнет или уйдет в перезагрузку. Если при этом на него пойдет запрос, он просто потеряется.

Как помогут очереди. Запросы можно не отправлять напрямую серверам, а класть в очередь. А сервер, когда освободится от прошлой задачи, сам «придет» к очереди и заберет оттуда новый запрос. В итоге тот сервер, что слабее, будет просто обращаться к очереди реже и работать в комфортном темпе. А более мощный — быстрее справляться с задачами и брать новые запросы чаще.

Отключившийся или сломавшийся сервер задачу вообще не получит — он просто не сможет обратиться к очереди, пока снова не начнет работать. В итоге ни один запрос не пропадет.

Обработка важных, но не срочных задач в фоновом режиме

Ситуация. В работе IT-системы может быть много дополнительных задач: отправка электронной почты, обработка изображений, формирование отчетов, конвертация файлов в другие форматы. Все эти задачи не требуют мгновенного выполнения, а пользователь готов подождать, если уведомить его, что запрос принят и все в порядке.

Например:

  • У вас есть сайт, который вы регулярно обновляете: загружаете новые товары, корректируете цены, собираете и публикуете отзывы от пользователей. Все эти задачи несрочные, но иногда их очень много. При этом важно, чтобы при их выполнении сайт продолжал нормально принимать заказы.
  • В пятницу в течение дня сотрудники отправляют заявки на генерирование отчетов. Заявок много, но отчеты понадобятся только к понедельнику — срочно их можно не делать.

Что происходит без очередей. Несрочные задачи уходят на выполнение на сервере сразу. И в итоге могут помешать сделать что-то важное и срочное, например отработать заявку клиента.

Как помогут очереди. Все фоновые запросы не идут на сервер сразу, а кладутся в очередь. Когда сервер освобождается от нагрузки, он сам забирает из очереди то, что может сделать.

В итоге это очень выгодно: в моменты, когда нет срочных запросов, сервер не простаивает, а выполняет несрочные. Он равномерно нагружен и полностью отрабатывает потраченные на него деньги. И тормозов в моменты высокой нагрузки тоже нет, так как на несрочные запросы ресурсы просто не тратятся.

Создание надежной связи между филиалами

Ситуация. Серверы компании могут быть сильно распределены по географии. Например, если головной офис в Москве, а филиалы в Новосибирске и Владивостоке. И между этими серверами нужно обмениваться сообщениями — например, отправлять данные от клиентов из региональной базы в общую.

Что происходит без очередей. Из-за удаленности всегда есть риск, что сообщение не дойдет: канал связи оборвется, передача будет идти слишком долго, что-то пойдет не так. В итоге можно потерять важные данные. Или сохранить их на региональном сервере, но не обновить на главном.

Иногда этот вопрос решают без очередей. Например, добавляют дополнительную проверку передачи. Но это создает серьезную нагрузку на серверы, так как сообщения становятся тяжелее, а их обработка занимает больше времени.

Как помогут очереди. На все серверы, участвующие в обмене сообщениями, устанавливаются системы очередей. Когда один сервер хочет что-то отправить, то не шлет запрос другому серверу, а кладет его в свою личную очередь. И после этого считает, что запрос отправлен. И уже очередь «стучится» к другому серверу и отправляет сообщение до тех пор, пока отправка не увенчается успехом.

В итоге мощности сервера не заняты постоянными отправками и проверками — он работает в нормальном режиме, считая, что уже отправил сообщение. А персональная очередь будет держать у себя сообщение до успешной отправки и точно ничего не потеряет.

Рассылка уведомлений клиентам

Ситуация. Бывает, что пользователям или клиентам нужно рассылать уведомления. Например:

  • Интернет-магазину нужно разослать сообщение об акции не на почту, а в приложении, в виде push-уведомления. Или уведомить пользователя, что сделанный вчера заказ собран и отправлен в его город.
  • У вас несколько филиалов, с разным рабочим временем сотрудников. Появилась общая задача, и ее нужно разослать всем — но строго в рабочее время.

Что происходит без очередей. Уведомление по умолчанию уходит сразу после формирования. Но это не всегда удобно: иногда формирование может произойти ночью или в нерабочее время. В итоге есть риск, что пользователь пропустит уведомление либо оно вызовет у него раздражение.

Как помогут очереди. После формирования на сервере сообщение никуда не уходит, а кладется в очередь. И ждет там, пока пользователь выйдет в онлайн, у него наступит утро или начнется рабочее время.

Например, так делает социальная сеть «Одноклассники». В 00:00 нового дня они собирают базу всех, у кого сегодня день рождения. Потом отбирают список лучших друзей и ставят уведомление о дне рождения в очередь. Но отправляют его только в тот момент, когда у человека зафиксирована максимальная активность в профиле — чтобы он точно ничего не пропустил и при этом не отвлекался на уведомление в другое время.

Как мы уже видели, сервисы очередей помогают решить множество проблем, связанных с обработкой запросов пользователей. Однако самостоятельно разворачивать, настраивать и администрировать такие сервисы — нетривиальная задача. В облаке сервис очередей можно подключить в пару кликов: Cloud Queues на платформе Mail.ru Cloud Solutions позволяет принимать, обрабатывать и хранить любой объем сообщений.

Кратко о самом важном: зачем компаниям очереди

  • Обрабатывать запросы пользователей в пиковые нагрузки. Не перегружать серверы, избегать ошибок и отказов.
  • Снизить риск сбоев и потери данных из-за отказа или медленной работы серверов.
  • Обрабатывать важные, но не срочные запросы тогда, когда серверы загружены меньше всего.
  • Создать надежную связь между серверами в разных филиалах. Не терять данные, даже если канал связи между филиалами неустойчивый.
  • Рассылать пользователям уведомления не в момент формирования, а в удобное время.

Что еще почитать по теме:

66
Начать дискуссию