Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

Я провел четыре года, проводя одно из крупнейших исследований стартапов на основе анализа данных, и вот какую разницу оно показывает между стартапами с оборотом в миллиард долларов США и стартапами, которые привлекли венчурное финансирование, но не смогли перерасти в миллиардников.

Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

Это, пожалуй, одно из самых полноценных и хорошо изученных исследований проницательного венчурного капиталиста о стартапах и инвестициях. Очень рекомендую.

Илья Стребулаев, Профессор, Стэнфордская Высшая Школа бизнеса

Результаты исследования были шокирующими и выявили множество противоречащих интуиции выводов. Поэтому я решил написать книгу, основанную на полученных результатах.

Чтобы придать внушающего контекста данным, я также взял интервью у основателей 15 стартапов с оборотами более чем в миллиард долларов США, включая основателей Zoom, Instacart, GitHub, Cloudflare, PayPal, Kite Pharma и Flatiron Health, а также у таких венчурных инвесторов, как Питер Тиль, Элад Гил, Альфред Лин (Sequoia Capital) и Кит Рабуа (Founders Fund).

Книга уже выходит в свет, и я хотел бы познакомить вас с некоторыми мыслями, которые вы найдете в ней.

Развенчанные мифы

Существует более 20 мифов, развеянных данными, которые я обсуждаю в книге. Вот 3 примера.

1) "Чтобы добиться успеха, нужно быть техническим основателем"

50,5% генеральных директоров-основателей стартапов-миллиардников были нетехническими специалистами. Если сравнивать группу единорогов со случайной группой (случайно выбранная группа стартапов, которые привлекли венчурное финансирование в размере более $3 млн.), то у миллиардников CEO-основателей было немного больше шансов быть техническими специалистами, но все же половина CEO-основателей единорогов были нетехническими специалистами.

2) "Вы должны решать личную проблему и иметь опыт работы в этой отрасли"

За исключением стартапов в сфере здравоохранения и биотехнологий, только 30% основателей стартапов-миллиардников в сфере потребительских технологий ранее работали в той же отрасли, и только 40% основателей в сфере Enterprise/SaaS ранее работали в той же отрасли. Гибкие навыки, такие как управление командой, продажи, наличие сильного нетворкинга и ресурсов, были более важными факторами. Выдающиеся основатели использовали свои ресурсы, чтобы больше других узнать о секторе, который они собирались перевернуть, проводя исследования и задавая правильные вопросы.

В книге я беру интервью у Нэта Тернера, соучредителя Flatiron Health, о том, как они смогли выйти и победить на рынке, в котором у них не было опыта.

Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

3) "Конкуренция - это плохо"

85% единорогов имели конкурентов с первого дня своего существования. Более 50% стартапов-миллиардников на момент своего основания конкурировали с действующими, крупными и старыми компаниями, и те, кто конкурировал, имели больше шансов стать миллиардными компаниями. 20% конкурировали на раздробленных рынках, на которых была дюжина или более конкурентов, но ни один из них не был доминирующим. Однако лишь небольшая часть миллиардных компаний конкурировала с другим стартапом, уже получившим большое финансирование, и похоже, им повезло меньше в достижении миллиардных результатов.

В книге я взял интервью у основателя компании Zoom, который выиграл на рынке, где была сильная конкуренция со стороны таких компаний, как Cisco и Microsoft.

Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

Подтвержденные истины

Данные также подтвердили некоторые из существующих представлений о том, что делает стартап успешным. Вот 3 примера:

1) Стартапы с миллиардными оборотами чаще экономили время или деньги своих клиентов

Мало того, что эти два типа потребностей были наиболее распространены среди стартапов с миллиардными оборотами, так еще и компании, решающие эти потребности, имели больше шансов на успех по сравнению со случайной группой стартапов. Например, в случайной группе было больше стартапов, занимающихся удобством или развлечениями. Примеры: UiPath экономит время и деньги своих клиентов или Airbnb, который экономит деньги своих клиентов.

Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

2) Ориентация на большой рынок имеет значение

Компании, которые в итоге стали миллиардными, чаще всего начинали свою деятельность на рынках, которые на момент основания компании уже были крупными. (Определяется существующим спросом).

Конечно, всегда есть исключения из данных, и многие типы компаний добиваются успеха. В книге я рассказываю о том, как Coinbase начала свою работу на очень маленьком рынке (биткоин стоил $5/монета), который рос экспоненциально.

Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

3) Пэинкиллеры имеют больше шансов на успех (но витамины тоже работают!)

Одна из стратегий заключается в поиске четко определенных и глубоко раздражающих болевых точек, которые испытывают клиенты; как это сделала компания Okta с управлением идентификацией и паролями. В этих случаях продукт призван устранить боль. Другой способ - улучшить способ выполнения какой-либо работы, предоставляя клиентам более высокую ценность, эффективность, развлечение или радость, как, например, продукты Snapchat или TikTok. Эти продукты помогают потребителю что-то получить, а не снимают боль. Это так называемые витаминные таблетки. Если сравнивать эти две группы, то традиционный совет о создании чего-то, чего хотят люди, и создании болеутоляющих средств оказывается верным.

Однако стоит отметить, что 1/3 всех стартапов с миллиардными оборотами были витаминами. Те, кто создавал "цепляющие" продукты, которые формировали привычки и создавали сильный бренд и сообщество вокруг своих продуктов, действительно были очень успешны.

Али Тамашеб: «Что я узнал о стартапах, собрав 30 000 точек данных»

В книге я исследую 65 элементов стартапов (как для группы миллиардников, так и для случайной группы), включая:

  • Биография основателей, их карьера (должность, история компании и т.д.) и история образования (степень, университеты)
  • Предыдущие предпринимательские начинания и их результаты
  • Происхождение идеи, тип боли, конкуренция на момент основания
  • Объемы привлеченных средств и личный бренд инвесторов

Оказалось, что многие факторы, которые, как стереотипно считается, связаны с успехом, статистически незначимы, но есть и множество других факторов, которые действительно имеют значение.

Спасибо за оригинальную статью Али Тамашебу.

Его книга доступна по ссылке:

Также, если следите за события в мире IT стартапов - загляните ко мне в канал, возможно вам будет полезно: https://t.me/amaldigest

6666
33 комментария

В этой статье и, наверное, исследованиях не учтены ошибки выживающего. Сколько было неспешных стартапов??

Свои взять, например, критерий "опыт работы в отрасли", то если у него нет опыта, то шанс провалится выше.

В итоге, мы не видим существенный пласт стартапов, а картина в итоге оказывается искажённой.

Например, если ты не имеешь технического образования, очевидно, что шанс провала выше в технических стартапах всех сфер.

И как итог, например, если у тебя есть техническое образование, то распределение удач и неудач может быть таким: 10/100, а если у тебя нет технического образования, то 10/10000.

И как итог, да, 20 стартапов может и стали успешны. И половина из них не имела технического бекграунда в квалификации, то как итог, в первом случае проиграло 100 стартапов, а во втором 10 000.

Это типичная манипуляция статистикой. Так что в сущности, исследование и статья бесполезны.

Читать конечно было интересно, но нужно думать головой.

А если делать исследования, то нужно делать их нормально. Но как можно оценить отрасль стартапов во всей своей массе?? Кто там что делает?? Сколько стартапов похоронено?? Причём на разных стадиях.

16
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Открыл статью, думал тут будет «вау». В итоге ничего нового :/

13
Ответить

Прям совсем ничего?)

6
Ответить

Заранее извиняюсь за спойлер к заключению книги:

"...итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на то, какая компания станет единорогом, а какая канет в аналы истории влияет... НЕВЕДОМЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ РАНДОМ!!!"

😆😂🤣

11
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить